Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологическая проблема в русской философии




В истории русской философии можно выделить два основ­ных направления в подходе к проблеме человека: материалис­тические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

В философских взглядах В.Г. Белинского проблема человека постепенно приобретает первостепенное значение. В письме к Боткину от 1 марта 1841 г. он отмечает, что “судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира”1. При этом до­стижение свободы и независимости личности он связывает с со­циальными преобразованиями, утверждая, что они возможны только в обществе, “основанном на правде и доблести”. Обосно­вание и утверждение необходимости развития личности и ее за­щиты приводят Белинского к критике капитализма и религии и защите идей утопического социализма и атеизма.

Защиту идей “русского социализма”, исходя из необходи­мости освобождения трудящегося человека, прежде всего “му­жика”, предпринял А.И. Герцен. Его антропология рационалис­тична: человек вышел из “животного сна” именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятель­ностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодей­ствия с социальной средой. В частности, он писал, что лич­ность “создается средой и событиями, но и события осущест­вляются личностями и носят на себе их печать; тут взаимо­действие”2.

В работе “Антропологический принцип в философии” Н.Г. Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность человека. Человек — высшее произведение приро­ды. На взгляды Чернышевского оказало влияние учение Фей­ербаха, и многие недостатки последнего свойственны также и Чернышевскому. Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого сущест­вования, в частности, связывает решение проблемы человека с преобразованием общества на социалистических началах. Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, ему присуща и натуралистическая трак­товка духовной жизнедеятельности человека. Страстно борясь против идеалистического отрыва человека от природы и жи­вотного мира и против антропологического дуализма, он писал, что “на человека надо смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру”1. Он рассматривает единство человека в терминах биологизма и вульгарного материализма. По его мнению, философия видит в человеке то же, что и ме­дицина, физиология, химия. Он делает акцент не на различии, а на общности человека и высших животных. Эту общность он усматривает не только в телесной организации, но и в созна­нии. Хотя различие между сознанием человека и животного имеется, оно, по мнению Чернышевского, носит чисто количе­ственный характер.

В концепциях русских религиозных философов антрополо­гическая проблематика занимает центральное место. Это осо­бенно относится к периоду русской философии, начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося мыслителем экзистенциаль­ного склада и внесшего в развитие этого направления значи­тельный вклад. И хотя представители этого направления по­стоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания на­ходится человек, его предназначение и судьба. Слова Бердяева о Достоевском: “Его мысль занята антропологией, а не теоло­гией” можно отнести ко многим представителям русской рели­гиозной философии.

В основе учения о человеке в русской религиозной филосо­фии стоит вопрос о природе и сущности человека. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необхо­димости, добра и зла, божественного и земного. Так, антрополо­гические взгляды Достоевского зиждятся на той предпосылке, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала—Бога и дьявола, добра и зла, которые проявляются особенно сильно, когда человек “отпущен на свободу”.

Это трагическое противоречие двух начал в человеке лежит и в основе философской антропологии Вл. Соловьева. “Чело­век, — пишет он, — совмещает в себе всевозможные противо­положности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью Человек есть вместе и божество и ничтожество”1.

В не меньшей степени эта проблема души и тела отражена и в философии Н.А. Бердяева., который отмечает: “Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же самое время человек есть существо природное и ог­раниченное. В человеке есть двойственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший... В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом”2. В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. “Весь трагизм жизни, — пишет Бердяев, — происходит от столкновения конечного и бесконеч­ного, временного и вечного, от несоответствия между челове­ком, как духовным существом, и человеком, как природным су­ществом, живущим в природном мире”3.

С точки зрения представителей этого направления главное для человека—духовная, божественная субстанция, а подлин­ный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы соединить человека с Богом. В русской религиозной фи­лософии вопрос о человеке органически превращается в боже­ственный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляет­ся в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого на­правления — проблема богочеловека или сверхчеловека. В от­личие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочело­век. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и Бога над дьяволом.

В заключение темы следует отметить, что были рассмотре­ны, конечно, далеко не все направления и школы философской антропологии. Но цель заключалась в том, чтобы показать ха­рактер и основные направления исторического развития фи­лософии человека, результаты которого подготовили пробле­матику современной философской антропологии.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1524 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.