Лекции.Орг

Поиск:


Теоретическая социология П. Сорокина




Фундаментальные методологические и теоретические про­блемы социальной философии решались в теоретической социологии выдающегося русского мыслителя Питирима Сорокина (1889—1968). Его взгляды были выражены в многочис­ленных научных трудах, в том числе: “Система социологии”, “Социология революции”, “Современные социологические теории”, “Социальная и культурная мобильность”, четырехтом­ный труд “Социальная и культурная динамика” и многих других. Одни из этих работ были написаны в России, другие — в США, где он прожил большую часть своей творческой жизни.

В “Системе социологии” П. Сорокин подробно разъясняет “основы и руководящие принципы” своей теоретической соци­ологии. Суть их сводится к следующему. Во-первых, социоло­гия должна строиться по принципу естественных наук. Ни о каком противопоставлении “наук о природе” и “наук о культу­ре”, как это было у неокантианцев Виндельбанда, Риккерта и других, не может быть и речи. Различны объекты изучения этих наук, но методы их изучения одни и те же. Во-вторых, не­допустимо субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других соображений. В-третьих, социология должна быть “объективной дисциплиной”, должна изучать ре­альные взаимодействия людей, доступные объективному изме­рению и изучению. В-четвертых, социология не должна созда­вать умозрительные, т.е. не доказанные наукой, построения и схемы. В-пятых, Сорокин выступил против какого-либо фило­софского монизма, т.е. сведения того или иного социального явления к одному началу — материальному или духовному. Вместо монизма он провозгласил последовательный социоло­гический плюрализм.

Опора на реальный опыт и научные данные — это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями данного на­правления. П. Сорокин отстаивал и развивал их в новых исто­рических условиях и на новом уровне научных знаний. Теоре­тическую социологию он делил на социальную аналитику, со­циальную механику и социальную генетику.

Социальная аналитика изучает строение (структуру) соци­ального явления и его основные формы. Социальная механика (или социальная физиология) имеет своим предметом процес­сы взаимодействия людей, иными словами, — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Со­циальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее от­дельных сторон и институтов2.

По мнению П. Сорокина, вся общественная жизнь и все со­циальные процессы могут быть разложены на взаимодействия двух или большего числа индивидов3. Вот эти-то взаимодейст­вия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о “психо-рефлекторном” взаи­модействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведе­нии и деятельности. В этом заключается существенное отли­чие неопозитивистской социологии Сорокина от классическо­го позитивизма Конта. Если социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социально­го организма, то предметом социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называе­мые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодей­ствий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы. Анализу этих элементарных социальных взаимодей­ствий посвящен, по сути, весь первый том “Системы социоло­гии” П. Сорокина. Во втором ее томе исследуются “сложные со­циальные агрегаты”, разного рода социальные группы, их стро­ение и взаимодействия между собой.

Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сороки­на о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои — страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, куль­турным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную страти­фикацию.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономичес­кое положение или политическую роль, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил назва­ние социальной мобильности. П. Сорокин выделял горизонтальную и вертикальную социальные мобильности. Горизон­тальная мобильность означает переход человека из одной со­циальной группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остались прежними. Вертикальная мобиль­ность — это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего по доходам слоя общества в более высокий или же обратно — из высшего слоя в низший.

Большое значение П. Сорокин придавал проблеме социаль­но равенства, указывал на ее сложный и многогранный характер. Экономическое содержание данной проблемы заключается в предоставлении каждому человеку материальных благ “по степени его личного социально-полезного труда”'. В то яс время важно, чтобы стало реальностью равенство всех пепел законом, в занятии публичных должностей, равенство в облас­ти избирательного права, свободы слова, печати, союзов, со­вести и т.д. Исключительное значение имеет “более или менее равномерное распределение знаний и образования”, без чего невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном ра­венстве, система общества2.

П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного уп­равления, сознательного разрешения социальных противоре­чий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких со­циальных потрясений, в том числе революции, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

В своем труде “Социология революции” он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после раз­рушающей его революции наступает благодаря его “возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созида­тельному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп”3.

В фундаментальном четырехтомном труде “Социальная и культурная динамика” П. Сорокин анализирует развитие куль­тур народов, разрабатывает теорию ценностей. Он отмечает, что в течение последних пяти веков западная культура и обще­ство демонстрировали “все великолепие своих созидательных возможностей и вписали одну из самых ярких страниц в исто­рию мировой культуры. То же самое можно сказать о греко-римской и других великих культурах”4. В то же время их сози­дательные силы не бесконечны. И в настоящее время, считает П. Сорокин, западная — европейская и американская “чувст­венная”, т.е. основанная преимущественно на материальных ценностях, культура находится в глубоком кризисе. “...Кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты”. Речь идет о кризисе искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни, брака и семьи, социальной, политической и экономи­ческой сфер жизни общества.

Это кризис переходного периода, за которым должно после­довать новое возрождение западной культуры и общества: чув­ственная, основанная на материальных ценностях, культура будет заменена “идеациональной культурой”, основанной на ценностях религии и вере в Бога. Подобная “замена одной фун­даментальной формы культуры другой — идеациональной на чувственную и наоборот”, — хотя и очень редки, но все-таки происходят. Этот вывод призван подтвердить теорию истори­ческого круговорота, которую развивал П. Сорокин. Правда, в отличие от Шпенглера и его сторонников Сорокин говорил не о смертной агонии западного общества и не о “закате Европы”, а о рождении в муках современного кризиса “новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколе­ние — людей будущего”2.

Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество наро­дов. Именно к этому он призывал как ученый и общественный деятель. Он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое “объединит большинство позитивных цен­ностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа”3.

Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социальной философии двадцатого столетия.

 






Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 808 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Поиск на сайте:

Рекомендуемый контект:




© 2015-2021 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.003 с.