Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского




Видные русские мыслители Петр Лавров (1823— 1900) и Ни­колай Михайловский (1842—1904) получили широкую извест­ность как теоретики “субъективного метода” в социологии, ко­торый всесторонне разработан в их многочисленных трудах. Их объединяла концепция социальной активности личности, вера в ведущую роль идеала в прогрессивном развитии обще­ства.

Суть указанного метода П. Лавров раскрывает так: “...волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъек­тивную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в ко­торых это содействие или противодействие выразилось с наи­большей яркостью”. В развитии нравственного идеала он видел “единственный смысл истории” и “единственный закон исторической группировки событий”2.

Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматрива­ли в изучении мотивов деятельности личностей и их нравст­венных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу “солидарных”, как они писали, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по их мнению, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, я также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития1.

Объективный анализ явлений общественной жизни, кото­рый понимался как постижение “правды-истины”, легко соеди­нялся этими мыслителями с субъективным, оценочным подхо­дом к данным явлениям, чтобы найти “правду-справедли­вость”. Последняя призвана осветить путь обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом за­ключается социальная направленность субъективного метода в социологии. “Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению — правде-истине, правде объективной и, в то же время, сохранять и правду-справедливость, правду субъек­тивную — такова задача всей моей жизни”, — писал Н. Михай­ловский2.

В своих трудах П. Лавров и Н. Михайловский поставили и по-своему решали целый ряд фундаментальных проблем соци­альной философии, в том числе о движущих факторах истори­ческого процесса, его объективной и субъективной сторонах, о роли личности в истории, механизме и направленности обще­ственного прогресса. Основным двигателем истории они счи­тали критически мыслящих личностей, составляющих передо­вой слой интеллигенции. “Развитие критической мысли в чело­вечестве, ее укрепление и расширение есть... главный и един­ственный агент прогресса в человечестве”, — писал П. Лавров3.

Много внимания уделяли П. Лавров и Н. Михайловский ре­шению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у них, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в об­ществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Таковыми являются представители передовой интеллигенции. Целью общества является предоставление каждой личности условий для ее всестороннего развития, наиболее полного проявления ее творческого потенциала. Отсюда требование предоставления лич­ности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. “Социологическая теория борьбы за индивидуальность” проходит красной нитью через их творчество”, — подчеркивал Н. Бердяев.

Исходя из своих мировоззренческих установок, они решали проблему взаимодействия “героев и толпы”. Эта проблема ре­шалась ими больше в социально-психологическом плане. Так Михайловский называл героем человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером, благородным, или низким, или же нравственно безразличным. Толпа легко поддается внушениям, теряет независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях. Она легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способ­ность критически относиться к их словам и делам. Как видно, высказанные сто лет назад, эти рассуждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Во многом сохраняют свою актуальность основные положе­ния теории общественного прогресса П. Лаврова и Н. Михай­ловского. Весьма своевременной явилась глубокая и обстоя­тельная критика Михайловским теории прогресса позитивис­та Г. Спенсера, который во многом игнорировал особенности развития общества по сравнению с природой. Михайловский убедительно показал, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделе­ние труда, борьба нового уклада общественной жизни со ста­рым, передовых и реакционных идей, различных обществен­ных идеалов.

Важное значение имеет решение проблемы диалектики вза­имодействия прогресса общества и прогресса личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого, подчеркивал Михайловский. Важно, чтобы обще­ство в своем развитии создавало необходимые условия для раз­вития всех личностей. В этом заключается критерий общест­венного прогресса, что является справедливым и нравствен­ным. Такова “формула прогресса” Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1627 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.