Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная социобиология




Во второй половине нынешнего столетия широкое распро­странение получила так называемая социобиология. Она за­явила о себе почти полным игнорированием социальных фак­торов функционирования и развития общества. Игнорируется прежде всего роль социальных связей и отношений в поведе­нии и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается как бы сам по себе. Движущие силы его поведения усматрива­ются в его биологических потребностях и инстинктах. При этом ссылаются на достижения биологической науки, прежде всего генетики и биотехнологии, дающих современные пред­ставления о биологических явлениях, глубинных механизмах наследственности.

Современная социобиология основывается на многих поло­жениях социал - дарвинизма, распространяющего биологичес­кие закономерности и данные о поведении животных на пове­дение людей и в конечном счете сводящего социальные процес­сы к биологическим. Сводя общественные явления к их биоло­гическому основанию, как к их изначальной причине, биосо­циология не позволяет понять суть экономических, социаль­ных, политических и духовных явлений, относящихся, напри­мер, к области социально-классовых и национальных отноше­ний, деятельности государственных институтов, морали, ис­кусства, религии и т.д.

Такое сведение означает многократное упрощение явлений общественной жизни. Именно это и проявляется в социобиологии. Так, в книге американского ученого и философа Эдварда Уилсона(р. 1929) “Социобиология. Новый синтез” обосновыва­ется генетическая зависимость всей сложной социальной дея­тельности и поведения людей исключительно от биологичес­ких потребностей. При этом полностью игнорируются социаль­ные потребности людей, в том числе потребности в творческой деятельности и духовном общении, в развитии производства, политической, эстетической и религиозной сфер жизни, — в том, что составляет основное содержание общественной жизни. Э. Уилсон пытается найти биологические основания развития культуры общества и его социальных институтов, упуская из поля зрения их социальные основания. Отсюда про­исходят его, как и других представителей социобиология, многочисленные упрощения в толковании общественных яв­лений, игнорирование их сложных социальных особенностей. Это касается толкования трудовой деятельности людей, явле­ний политической жизни, морали, искусства, религии и т.д. У силу сказанного объяснения биосоциологией явлений общест­венной жизни трудно отнести к вполне научным. Правильно ставя вопрос о связи биологического и социального, она не объ­ясняет ни сути, ни специфики последнего.

Сведение социальных явлений к их биологическому началу характерно для теории австрийского ученого 3. Фрейда (1856—1939) и его последователей. Таким началом в их концепциях выступают биологические инстинкты и влечения людей. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию че­ловека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (“либидо”) на “жизнь его чувств” и поведение. Сек­суальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, “первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире”2. В дальней­шем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, данная сексуально-биологическая энергия объявляется осно­вой развития человеческой культуры.

В своей работе “Три очерка по теории сексуальности” Фрейд писал, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточ­но сильной, находит “выход и применение в других областях”. Получается “значительное повышение психической работо­способности”3, что оказывает влияние на все виды деятельнос­ти люд ей, развивает в них творческие начала. Эта идея обосно­вывается во многих работах Фрейда.

В дальнейшем Фрейд расширил область исследования пси­хобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами к жизни и самосохранению, половыми инстинктами он выделяет ин­стинкты к разрушению, агрессии и смерти. Борьба этих ин­стинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности — производственной и политической, творчес­ки-созидательной и деструктивно-разрушительной. В конеч­ном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.

Под культурой Фрейд понимал, по сути дела, совокупность социальных свойств людей, их знания и умения в различных видах деятельности, нормы поведения, совокупность матери­альных и духовных ценностей, политических и государствен­но-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной Функции культуры, заключающейся, по его мнению, в том, что •социальные нормы и ценности, моральные и политические ус­тановки поведения людей подавляют их естественные ин­стинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, воз­можности наслаждения и счастья. В своей работе “Неудовле­творенность культурой” Фрейд приходит к выводу, что “большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура...”1. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее если бы отказались от современной культуры и цивилизации

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его многочисленных последователей. Так, один из его ближайших учеников австрийский психолог А. Адлер (1870—1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, прояв­ляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных от­ношений и отношений социальных групп. Другой его ученик швейцарский психолог К. Юнг (1875—1961) развивал учение о “коллективном бессознательном”, определяющем поведение социальных групп.

Представители так называемого психокультурного фрей­дизма, в разное время работавшие в Германии и США К. Хорни (1885—1952) и Э. Фромм (1900—1980), признавая определен­ную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинк­тов в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обу­словливают мотивы и содержание их деятельности и поведе­ния.

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком на­правлении социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, т.е. лишенное внутреннего единства, соединение учения Фрейда и Маркса: Наиболее вид­ными представителями фрейдо-марксизма являются немец­кий психолог В. Райх (1897—1957) и американский философ и социолог Г. Маркузе (1898—1979). Они, как и другие фрейдо-марксисты, объявляют борьбу бессознательных инстинктов и влечений (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) ос­новным фактором, определяющим поведение человека, меж­личностные отношения и развитие общества.

Особая роль отводится ими сексуальным влечениям и поло­вым отношениям. Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая побудительная сила деятельности людей, источ­ник их творческого вдохновения, “эмоциональной увереннос­ти” и “психической устойчивости”. Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда данная энергия имеет свободный выход, не

подавляется теми или иными условиями, главным образом со­циальными. Сексуально неудовлетворенный индивид “субъек­тивно вступает в глубокое противоречие с обществом”, отчуж­дается от него, ввергается “в состояние одиночества и изоля­ции”1.

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о социальной природе человека, о роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведе­нии. Развитие общества объясняется, в частности, процессом “превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда”. Политические отношения, по мнению фрейдо-марксистов, также формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например, что господство одно­го человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм прояв­ляется “в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам”, а садизм — в стремлении превратить чело­века в “беспомощный объект собственной воли, стать его тира­ном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится”2. Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства.

Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдо-марксисты в то же время под­черкивают ее репрессивное воздействие на жизненные потреб­ности и влечения людей. В своей работе “Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде” Герберт Маркузе разви­вает идеи о виновности культуры за страдания людей, подав­ление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как “постоянно возоб­новляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению”3. В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавле­ние первичных биологических инстинктов.

Маркузе говорит также “о дополнительной репрессии” по от­ношению к человеку со стороны социально-политических, государственно-правовых институтов и учреждений, закрепляющих человека в качестве инструмента отчужденного труда”.

Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения индивида от общества, ссылаясь при этом на известные положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения данного вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности. Так, Маркузе считает, что преодоление отчуж­дения труда может быть достигнуто на путях превращения сек­суальной энергии в энергию труда как игры человеческих твор­ческих сил. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции “сексуальной экономии”. По Райху, “жить секс - экономически— это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая за­претов, социальных табу”2.

Г. Маркузе выдвинул идею “третьего пути” развития обще­ства (некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию “нерепрессивной цивилизации”, при ко­торой деятельность и поведение людей будут управляться “жизненной энергией любви”. Сами потребности и влечения людей как глубинные истоки их социальной активности пре­терпят существенные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, ос­нованная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждениям человека. Ее он называет контркульту­рой, т.е. открыто противостоящей современной, по его мне­нию, антигуманной культуре и исключающей какое-либо при­способление к последней.

Фрейдо-марксизм как одно из направлений фрейдизма и со­временной социобиологии приобрел определенную популяр­ность на Западе, особенно среди молодежи. Причиной этого яв­ляется, в частности, ломка традиционных норм сексуального поведения людей, освобождение его от многих запретов, стре­мительный рост добрачных и внебрачных половых связей. Со­единяя фрейдизм с марксизмом, фрейдо-марксисты стремятся доказать, что “социальная революция, устраняющая репрес­сию и отчуждение, должна неизбежно сопровождаться револю­цией сексуальной”3.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1668 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.