Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория круговорота локальных цивилизаций




В XX в. получила распространение теория круговорота ло­кальных цивилизаций. Она восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668— 1744), который счи­тал, что каждая нация в своем развитии проходит три сменяю­щие друг друга эпохи: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур. Эту теорию развили в новых исторических условиях немецкий философ Освальд Шпенглер ( 1880— 1936) м английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889— 19751

О. Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть прежде всего развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный “культурно-исто­рический тип”, непохожий на культурно-исторические типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и не­редко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. Каждая культура своеобразна, уникальна, неповто­рима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи свое­го учителя — русского философа Н.Я. Данилевского, высказан­ные им в труде “Россия и Европа”.

О. Шпенглер довольно ярко рисует образы восьми, по его мнению, существовавших на земле культур: египетской, вави­лонской, индийской, китайской, “аполлоновской” (греко-рим­ской), “магической” (византийско-арабской), “фаустовской” (за­падноевропейской) и культуры майя. К этому он добавляет, что ожидается рождение русско-сибирской культуры.

Во введении к своему главному труду “Закат Европы” Шпен­глер говорит, что из всех названных им культур продолжает су­ществовать лишь западноевропейская (“фаустовская”) культу­ра, которая вступила в период своего завершения и упадка, за­ката. Заглавие его труда, определившееся в 1912г., обознача­ет, по словам Шпенглера, всемирно-историческую фазу, охва­тывающую несколько столетий. Мы, по его мнению, находимся в начале этой фазы. Он рассуждает о продолжительности куль­тур, темпах и тактах их развития.

“Культуры, — писал Шпенглер, — суть организмы. История культуры — их биография”. Он так описывает зарождение, расцвет и умирание культур. “Культура зарождается в тот мо­мент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детско­го человечества пробуждается и выделяется великая душа… Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к ко­торой она и остается привязанной, наподобие растения. Куль­тура умирае.эжхз-0т после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероуче­ний, искусств, государств и наук и таким образом вновь воз­вратится в первичную душевную стихию”1. В данном случае теория круговорота локальных культур Шпенглера выражена достаточно ясно.

Когда культура умирает, “ее кровь свертывается”, она засты­вает и становится похожей на засохшее дерево. Все это харак­теризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Пос­ледняя понимается как заключительная стадия развития соот­ветствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть за жизнью, как неподвиж­ность за развитием. По его мнению, переход от культуры к ци­вилизации в Европе и вообще на Западе начался в XIX и про­должается в XX в.2

Обосновывая идеи заката европейской культуры и фикси­руя внимание на негативных сторонах современной техничес­кой цивилизации, Шпенглер выступал против разного рода со­циалистических учений, в том числе социалистической теории Маркса. По его мнению, отдельный класс, в том числе пролета­риат, на которого делает ставку марксизм, не может стать по­бедителем ни в одной революции, особенно в ее созидательной фазе. “Марксисты сильны только в своем отрицании, в области же положительного они беспомощны”, — писал О.Шпенглер3. Его не устраивает то, что Маркс “мыслит по-английски”, т.е. “выводит социализм из капитализма”. Он больше склонен под­ходить к социализму не с точки зрения его социально-экономи­ческой сущности, а как к политическому, социальному и хозяй­ственному инстинкту реалистически настроенных народов”4.

Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей День неоднозначно воспринимается философами, учеными и другими представителями интеллигенции. В частности, такие известные русские философы, как Н.А. Бердяев, Ф.А. Степун, С.Л. Франк и другие, отдавая должное эрудиции и публицисти­ческому дару О. Шпенглера, указывали на принципиальную антинаучность его философского мышления, на то, что “его книга дышит полным презрением ко всем вопросам современ­ной научной философии, к вопросам методологии и теории знания”. Они подчеркивали, что Шпенглер на место науки ставит “дух гадания и пророчества”, указывали на бесплод­ность его теории2.

В то же время теория О. Шпенглера имеет своих сторонни­ков и продолжателей. Наиболее видный из них А. Тойнби. В своем фундаментальном труде “Постижение истории” он дает характеристики двадцати одной цивилизации, которые “ничто не объединяет”. И тут же заявляет, что “более детальный ана­лиз вскроет значительно меньшее число полностью независи­мых цивилизаций — около десяти”3. Остальные он отнес к числу второстепенных, побочных или же недоразвитых.

Тойнби говорит о ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в современных развитых стра­нах экономических и политических систем. Он отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех странах, к тому же неодинакова степень их похожести. Од­нако концепция единства истории имеет еще одну ложную по­сылку — представление о прямолинейности развития. Тойнби показывает дискретный (прерывный) и к тому же многоплано­вый характер развития разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который прерывается от одной замкну­той цивилизации к другой. Каждая из них проходит, по его мне­нию, стадии генезиса, роста, надлома и распада, которые он подробно анализирует в указанном выше труде.

В своем развитии, пишет Тойнби, цивилизациям приходит­ся отвечать на разного рода вызовы природной и социальной среды. В их ответах на эти вызовы проявляется их стабиль­ность и жизнеспособность. “Цивилизации развиваются благо­даря порыву, который влечет их от вызова через ответ к даль­нейшему вызову”4. Тойнби пишет о “порывах роста цивилизации”, в ходе которых происходит рост их власти над природой и социальной средой5.

Одной из центральных проблем развития цивилизации Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общест­ва. Он писал, что человек по сути своей есть существо социаль­ное. а общественная жизнь — это необходимое условие станов­ления и развития человека. Общество он характеризовал как совокупность отношений между индивидами”. Развитие обще­ства осуществляется, по Тойнби, благодаря порывам гениев, которым приходится преодолевать инертность или открытую враждебность социального окружения. В итоге, рост цивилиза­ций рассматривается как дело творческих личностей и твор­ческих меньшинств.

За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие общества и государства, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случай­ной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, — это раскол в человеческой душе, который затраги­вает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах общественной жизни.

В этом случае поток социальной жизни может стать некон­тролируемым, к тому же утрачиваются жизненные порывы людей. Спасителем может выступить творческий гений. В ко­нечном счете спасителем выступает Бог, воплотившийся в че­ловеке2. По Тойнби, основную роль в жизни людей играет “Закон Бога”, осуществляемый прежде всего выдающимися личностями и творческими меньшинствами — элитами. Он выступает за вселенскую церковь, которую характеризует как основу сохранения и развития цивилизации, ее “жизнетвор­ный центр”3.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.