Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества




Как следует из содержания предыдущей главы, представи­тели разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество — это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер, и само общество предстает как совокупность об­щественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они разви­ваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения чело­века. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обу­словливает основное содержание и направленность его дея­тельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся об­щественных отношений, в том числе социально-классовых, на­циональных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материаль­ных и духовных ценностей, их потребление, созидание необхо­димых условий жизни людей, равно как и их разрушение), про­исходит в процессе соответствующей деятельности — созида­тельной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения состав­ляют основное содержание их общественного бытия как реаль­ного процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом стоп общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовле­творению разнообразных потребностей людей, созданию усло­вий для их развития, проявления их творческих способностей

Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона — это то, что су­ществует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней от­носятся условия природной среды, потребности людей в пище тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определен­ном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, ко­торое каждое новое поколение людей застает уже сложившим­ся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей — это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно поясне­ние. К сознанию и воле понятие “бытие” применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в де­ятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличаю­щими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, ско­рее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение — идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общест­венной жизни.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей как ре­ального процесса их общественной жизни и их общественного сознания — один из основополагающих методологических во­просов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко обществ венное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески -преобразующей деятельности в собственных интересах.

Надо сказать, что проблема соотношения реальной жизни людей и их представлений о ней, о возможностях их влияния я происходящие в обществе процессы ставится и решается во многих философских концепциях, материалистических и идеалистических. Она по-разному решается, скажем, в рамках социологического позитивизма О. Конта и диалектического материализма К. Маркса, а также других философских доктрин. Уйти от ее решения при философском анализе развития общества невозможно.

Понятия “общественное бытие” и “общественное сознание” грают немаловажную методологическую роль в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих сторон — значит встать на путь научного познания общества ж сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную основу его разви­та. Содержание экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т.е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Коль скоро общественное сознание есть отражение общественного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный ха­рактер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с пози­ций социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений об­щественного сознания. Объективные причины этого коренятся в условиях общественного бытия людей, субъективные — в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества. Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями разных направлений (например, марксистами и представителям эмпирической социологии, а также структурно-функционального анализа и технологического детерминизма).

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвиже­ния и т.д. Поэтому любое современное общество придает раз­витию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уров­ня жизни людей, что означает не только достаточное удовле­творение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, соци­ального обеспечения и развития духовной культуры. Матери­альное производство создает необходимые условия материаль­ного обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, ре­шения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, исто­рическом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное произ­водство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных клас­сов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также эконо­мическими отношениями собственности на средства произ­водства и распределения создаваемых в обществе материаль­ных благ. Этим обусловлено деление людей на различные про­фессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе поли­тических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средства ми они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, про­изводство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воз­действуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздей­ствует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного произ­водства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого со­циально-политического и духовного явления оказывают влия­ние не только производственно-экономические, но многие дру­гие объективные и субъективные обстоятельства.

Способ производства материальных благ имеет две сторо­ны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — это прежде всего люди с их знания­ми, умениями и навыками к труду, а также средства производ­ства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осущест­вляется производство.

Производственные отношения есть отношения между людь­ми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники яв­ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. и, как хозяева, они нанимают для работы на своих пред­приятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных условиях. В зависимости от характера собственности — частной, коллективной, государственной — хозяевами предприятий Могут являться отдельные люди, различные коллективы и государство.

Производственные отношения — это также отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося раз­деления труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производ­ства, исходя из отношений собственности на средства произ­водства и его продукты, а также из условий оплаты труда рабо­тающих, зафиксированных в трудовом соглашении или кон­тракте. Итак, производственные отношения выступают как от­ношения между людьми по поводу производства, распределе­ния, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого про­изводства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельнос­ти, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоря­жении производительные силы, прежде всего способности про­изводителей (их знания, навыки, умения), а также возможнос­ти средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаменталь­ную проблему. От того, каким образом и насколько она реша­ется, зависит подъем производства и рост общественного бо­гатства, что создает возможности решения экономических, со­циальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его про­дукты. Они определяют социальный характер и направлен­ность общественного производства. Смена или же преобразо­вание отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных от­ношений. Это ведет и к изменению социального характера спо­соба производства, и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в об­ществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отно­шения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество — это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме- социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Из предыдущей главы видно, что подход к обществу как к со­циальной системе имеет место в социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Определенные взгляды на этот счет вы­сказаны М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и А. Тойнби. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Марк­са об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естествен­но в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономи­ческую формацию можно истолковать как общество на опреде­ленном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической систе­мой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-эко­номические формации, как первобытно -общинная, рабовла­дельческая, феодальная, капиталистическая и коммунисти­ческая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как каче­ственно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особеннос­ти развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны про­шли не через все, а через три или четыре из названных форма­ций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие “общественно-экономическая формация” позволило представить общество как целостную со­циальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации по­дзывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они являлись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.

Формационный подход к изучению общества может соче­таться с так называемым цивилизационным подходом, на­правленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилиза­ции. Выделяют так называемые западную и восточную циви­лизации, христианскую и исламскую цивилизации, современ­ную индустриальную цивилизацию и т.д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов раз­ных стран и континентов, а также ее региональные, нацио­нальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного разви­тия позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и многовариант­ном процессе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.