Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неокантианство. Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в




Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основы­валось на философии Иммануила Канта и в то же время разви­вало ее в новых условиях. В области социальной философии свою задачу последователи Канта видели в том, чтобы проана­лизировать сущность и специфику наук об обществе и прежде всего “исторического метода” исследования социальных явле­ний.

Эта цель с наибольшей полнотой была реализована в трудах немецких мыслителей Вильгельма Виндельбанда ( 1848—1915) и Генриха Риккерта ( 1863—1936). Они поставили и по-своему решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явле­нию. Так, Виндельбанд писал, что одни философские системы базируются на строго научной системе знаний; для них “выс­шим понятием служит понятие науки”2. Другие — на открове­ниях, в том числе божественных, — такова религиозная фило­софия. Третьи — на интуиции. Во всех случаях философия опи­рается на определенные убеждения: научные, религиозные, моральные, эстетические и т.д. Она, по словам Виндельбанда, выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются все эти моменты, прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека.

Суть социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования истори­ческих событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. “Метод есть путь, ведущий к цели”, — писал Риккерт2. По их мнению, методы наук об об­ществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе “отыскивают общие законы” развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторически1 факты, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе, их “методологическую противоположность”, Виндельбанд писал: “Одни из них суть науки о законах, другие — науки о со­бытиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние что однажды было”1. В первом случае имеет место “номотетическое мышление” — обобщающее, открывающее законы при­роды, во втором — “мышление идеографическое”, индивидуа­лизирующее, фиксирующее особенности исторических собы­тий, их уникальность и неповторимость. “Историк, — считал Виндельбанд, — имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами”. В этом смысле “задача, которую он должен выпол­нять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей ху­дожника по отношению к продуктам его фантазии”2.

Такого же мнения придерживается и Риккерт, который писал, что историк стремится воссоздать прошлое в его нагляд­ной индивидуальности и в этом смысле “дает нам возможность как бы пережить прошлое заново”. В данном отношении “исто­рическое воссоздание событий близко к художественной дея­тельности”3. В этом заключается основное отличие индивидуа­лизирующего метода в науках об обществе, о культуре от генерализующего (обобщающего) метода в естествознании, или на­уках о природе, цель которых заключается в том, чтобы, по сло­вам Риккерта, “подвести все объекты под общие понятия, по возможности понятия закона”4.

В обществе же, как уже отмечалось, действие каких-либо ус­тойчивых, закономерных связей не усматривалось. В то же время провозглашается идея “индивидуальной исторической причинности”, или “однократного индивидуального причинно­го ряда”. Это значит, что каждое явление в обществе имеет свою индивидуальную причину, которая не имеет устойчивого характера и может больше не повториться. Каждая такая ин­дивидуальная, нередко уникальная, причина порождает столь же индивидуальные следствия. Поэтому социальные явления, прежде всего явления культуры, всегда уникальны, изменчивы и во многом неопределенны. Здесь отсутствуют устойчивые закономерные связи. О последних можно говорить лишь применительно к естественным явлениям. Так решалась в неокантианстве проблема причинности и закономерности примени­тельно к обществу.

В связи с этим возникает другая проблема: если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить социальную значимость тех или иных истори­ческих явлений, их роль в развитии человеческой культуры. решается она неокантианцами путем обращения к проблеме ценностей. Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценнос­ти, утверждал Риккерт, должны применяться в качестве руко­водящего принципа объяснения общественных явлений. Цен­ности истолковывались как своего рода идеалы и тем самым ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению Виндельбанда и Риккерта, ценности носят надысторический характер и образуют в своей совокупности иде­альный, независимый от людей, вечный трансцендентный (по­тусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея трансцендентного долженствования. Она указывает на безусловное, неограниченное временем, аб­солютное значение вышеназванных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в жизни, поведении, повседневной и исторической деятельнос­ти2. Как подчеркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл указанных ценностей, ибо, по его словам, “без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правиль­но жить”. Ценности же, составляющие этот идеал, подобно звездам на небе, все больше открываются человеку. Происхо­дит это по мере прогресса культуры3.

Социальная философия выступает в данном случае как учение о ценностях, раскрывающее их природу и сущность, а также их значение и воплощение в жизни и деятельности людей. Эти “надысторические абсолютные ценности” находят свое выражение в нравственных, политических, эстетических и религиозных идеалах, которыми руководствуются люди. Через эти идеалы они как бы связываются с идеальным миром вневременных абсолютных ценностей.

Основным в истории общества провозглашается духовное начало. С этих позиций неокантианцы критически восприня­ли созданное Марксом материалистическое понимание исто­рии, в котором обосновывалось определяющее значение эконо­мического фактора в развитии общества. Такой подход Риккерт рассматривал не как научный, а как часть политической программы марксизма, в которой “победа пролетариата была центральной абсолютной ценностью”.

Оказав существенное влияние на умы научной и творческой интеллигенции в конце прошлого — начале нынешнего веков неокантианство с его проблематикой сохранило свою актуаль­ность и в настоящее время.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1635 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.