Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная философия М. Вебера




Заметный вклад в развитие социальной философии внес не­мецкий мыслитель Макс Вебер (1 864— 1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители раз­ных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, ос­новоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и многие другие. Сам Вебер создал много научных трудов, в том числе: “Протестантская этика и дух капитализ­ма”, “Хозяйство и общество”, “Объективность социально-науч­ного и социально-политического познания”, “Критические ис­следования в области логики наук о культуре”, “О некоторых ка­тегориях понимающей социологии”, “Основные социологичес­кие понятия”.

М. Вебер считал, что социальная философия, которую он ха­рактеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдель­ный человек или группа. Отсюда основные положения его со­циально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. По Веберу, социальная философия призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности — экономической, правовой, нравственной, религиозной и др. Общество предстает как взаимо­действие личностей и социальных групп на основе согласова­ния их интересов, языка, религии, морали.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему со­знательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен ра­зобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Дру­гими словами, необходимо осмыслить, понять содержание ду­ховного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

В своей “понимающей социологии” Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть как логическим, осмысленным с помо­щью понятий, так и чисто эмоционально-психологическим. В последнем случае понимание достигается путем “вчувствования”, “вживания” социолога во внутренний мир субъекта соци­ального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из ко­торых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их по­стижение путем “вчувствования” он характеризовал как подсо­бный метод исследования.

С одной стороны, исследуя духовный мир субъектов соци­ального действия, Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных (речь идет прежде всего о понимании сознательных уста­новок людей на эти ценности, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности). С другой сто­роны, социолог или социальный философ сам исходит из опре­деленной системы ценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматриваю­щих указанные выше ценности как нечто надысторическое, вечное и потустороннее, Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”, как “свойственное эпохе направление интереса”. Другими словами, он подчеркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Важнейшее место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении в ка­честве идеальных типов могут выступать моральные, полити­ческие, религиозные и другие ценности, а также вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оп­тимальных общественных состояний — состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового со­знания. В силу этого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вно­сить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полнос­тью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит дейст­вительному положению вещей (или же последнее ему противо­речит), он, по словам Вебера, несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообраз­ности в мышление и поведение людей и организованности в об­щественную жизнь. Учение Вебера об идеальных типах служит для его последователей в качестве своеобразной методологи­ческой установки познания социальной жизни и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоче­нием и организацией элементов духовной, материальной и по­литической жизни.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональности действий людей. Особенно это видно в развитии капитализма. “Рационализиру­ется способ ведения хозяйства, рационализируется управле­ние как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализи­руется образ мышления людей так же, как и способ их чувство­вания и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, — по мнению Вебера, — наиболее чистое воплощение принципа рациональности”. Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, а также общезначи­мым политическим и моральным ценностям.

Не игнорируя другие формы познания социальной действи­тельности, Вебер предпочитал ее научный анализ. Это касает­ся прежде всего экономических и политических явлений и про­цессов. Он исходил из того, что “признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина”2. С позиции истины, считает Вебер, мировоззрение человека свя­зано с “интересами своего класса”3.

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в какой-то мере ценил марксизм, но выступал против его упрощения и догматизации. Он писал, что “анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и — при осторожном, свободном от догматизма применении — останет­ся на все обозримое время творческим и плодотворным науч­ным принципом”4. Таков вывод этого широко и глубоко мысля­щего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием “"Объективность" социально-на­учного и социально-политического познания”.

Как видно. Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрожде­ние интереса к его учению происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1721 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.