Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики




Социальная философия как теоретически выраженная сис­тема философских воззрений на существование и развитие об­щества ведет свое начало с 20—40-х гг. прошлого столетия. В то время ее обширная проблематика была представлена преж­де всего в работах французского философа Огюста Конта, а в дальнейшем его последователей — Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Огюст Конт (1798—1857) ввел в науку термин “социология”, образованный из сочетания латинского слова “cosietas” (обще­ство) и греческого “logos” (учение), что означает “учение об об­ществе”. Именно его нередко называют основоположником со­циологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.

О. Конт выступил против того, чтобы считать общество про­стой совокупностью индивидов, которые многими мыслителя­ми до него рассматривались как своего рода “социальные атомы”, существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более раз­виты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, их нравст­венных, политических и других качеств, тем, следовательно. совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо и др.

Иная точка зрения, которую проповедовали, например, французские мыслители XVIII в. Гольбах и Гельвеций, заключается в том, что человек есть продукт социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании личностей, писали, что не только навыки к той или иной дея­тельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершен­ными и гармонично развитыми, надо изменить общество, при­сущие ему социальные и политические институты, систему об­разования и воспитания. Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм по­ведения, выполнение которых общество обеспечивает через со­ответствующие социально-политические и другие институты.

Такой подход к весьма актуальной не только в восемнадцатом, но и в девятнадцатом веке проблеме взаимодействия личности и общества поддерживал и развивал О. Конт. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостно­го социального организма. Именно он предложил рассматривать общество как систему. Согласно его взглядам, общество опреде­ляет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминание о которых часто встречается в его работах. Он ввел в социологию понятия “социальная статика” для истолкования структуры общества, взаимосвязей его различных сторон и “социальная динамика”, с помощью которого им раскрывался механизм функциониро­вания и развития общества. В итоге он разработал систему по­нятий социальной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому по­священы многие его работы, среди которых особое место зани­жают “Курс позитивной философии” в шести томах и “Система позитивной политики” в четырех томах.

О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных уки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основопо­ложник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии.

Центральными проблемами позитивистской социальной философии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти пробле­мы, он сформулировал “великий основной закон интеллекту­альной эволюции человечества”. Согласно этому закону, позна­вательная деятельность людей, их общественное сознание и в конечном счете человеческая история прошли через три ста­дии своего развития: теологическую, метафизическую и пози­тивную. На первой из этих стадий — теологической — домини­рует религиозное мифологическое сознание, на основе которо­го складывалось отношение людей к внешнему миру, формиро­валась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни. На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, от­ражающими реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого развития знаний людей об окружающем их мире эти понятия довольно-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, “упрощал теологию (учение о Боге. — Авт.) и мало-помалу разлагал ее”. В то же время он не позволял по­нять более конкретно сущность многих явлений и не мог окон­чательно избавить сознание от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание, исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. Теологический (ре­лигиозно-мифологический) и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследова­нием его законов, — “постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями”.

Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и пред­видеть их действие. В этом О. Конт видел практическое назна­чение позитивной философии и социологии (социальной фило­софии). Делается вывод:

“Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно обще­му положению о неизбежности естественных законов”.

Позитивизмом ставилась и решалась проблема прогрессив­ного развития общества под влиянием биологических и “астрономических” (космических) законов. Конт писал о влияний н развитие общества климата и расового состава населения. Однако основное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволю­ция его сознания. Первичность сознания людей и его решаю­щее воздействие на развитие общества — таков подход осново­положника позитивистской философии О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он от­водил науке как высшему проявлению интеллектуальной эво­люции человечества.

В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он ука­зывает на большую роль в этом процессе общественного разде­ления труда. Особое значение он придавал политической дея­тельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд “Система позитивной политики”. Решая проблему социального прогресса, Конт писал: “Человечество беспрерывно развивает­ся во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения”. При этом интел­лектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общест­ва, является как бы внутренней субстанцией этого прогресса.

Важное место в социальной философии Конта занимает ре­шение проблем гармонизации в развитии общества и достиже­ния его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Гармония в обществе, по Конту, есть гармония “между целым и частями социальной системы”, а также между самими частями, в качестве которых выступают духовная, по­литическая, экономическая и биологическая стороны жизни общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, — это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Значение политической власти и достоин­ство политиков, писал он, состоит в мудром согласовании ин­тересов социальных субъектов. Гармония в обществе достигается, в частности, тогда, когда “политические учреждения, с

одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между Робой”2.

В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека. По его мнению, социальной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества, согласования интересов всех социальных слоев и личностей с интересами общества.

Как видно, проблемы, которые решались в социальной фи­лософии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не ут­ратила своего значения и методология решения этих проблем Речь идет прежде всего о подходе к обществу как к целостной социальной системе, а также о методологическом значении его положений о закономерном и прогрессивном развитии обще­ства, роли в этом развитии разделения труда, политической де­ятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма акту­альны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильности, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных субъектов. Эти и другие по­ложения социальной философии Конта помогают глубже ос­мыслить многие современные проблемы развития общества. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социо­логии Контом, и научной продуктивности их решения его уче­ние было усвоено и продолжено многочисленными последова­телями.

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские ус­тановки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обще­стве как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).

Основное сочинение Г. Спенсера — “Система синтетической философии”, в котором он глубоко и подробно изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явле­ний. Эти взгляды он обосновал также в своем труде “Основные начала”. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понима­ние социальной эволюции он подробно изложил в сочинении под названием “Научные, политические и философские опыты”.

Суть органической теории общества заключается в том, что в ней решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных факто­ров в развитии общества. Г. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Особое значение он придавал деятельности государства и церкви.

В подтверждение разрабатываемой им органической тео­рии общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподоблялось им мозгу чело­века: подобно тому, как мозг “руководит” жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью об­щества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и политических партий. Торговля в об­ществе сравнивалась с кровообращением в живом организме. Телеграфные провода, несущие информацию и способствую­щие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. “Проводя сравнение до мело­чей, — писал Г. Спенсер, — мы находим, что эти крупные (при­веденные выше. — Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать”1.

Представляет интерес решение Г. Спенсером проблемы эво­люции, в том числе социальной. В эволюции он видел следую­щие основные моменты: переход от простого к сложному (ин­теграция); от однородного к разнородному (дифференциация);

от неопределенного к определенному (возрастание порядка)2. “Что такое социальная эволюция?” — ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том смысле, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и со­вершенствования деятельности социальных институтов. Он показывает объективную обусловленность социальной эволю­ции потребностями людей.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволю­ции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: “Про­цесс в человеческих обществах всегда происходит в направле­нии поглощения индивидуальных действий действиями кор­поративных органов”3. В то же время он подчеркивал, что общество должно служить индивидам, а не поглощать их. Далее он обращал внимание на то, что в ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, они “возраста ют в размере, в разнообразии, в определенности и сложности”.

Так же, как и О. Конт, Г. Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижение гармонии их интересов а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансирован­ность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Со времен Конта и Спенсера проблемы равновесия, гармонии и стабиль­ности в обществе постоянно решаются в западной социальной философии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, писал он. Этот процесс совершается под воздействием внут­ренних и внешних причин. Распад общества, по Спенсеру, на­чинается с прекращения эффективной деятельности государ­ственных институтов, включая институт власти, армии, про­грессивные в прошлом организации. Становится малоэффек­тивной деятельность “промышленных классов”. Движению масс мешают отдельные личности, прежде всего из числа по­литиков. При распаде общества, продолжает Спенсер, проис­ходит “уменьшение интегрированных движений (направлен­ных на совместное решение проблем экономической и поли­тической жизни. — Авт.) и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных”. Растет беспорядок, правитель­ство часто демонстрирует неумелые и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организ­мом2.

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсе­ра, глубину и четкость его суждений. Картина распада общест­ва нарисована им объемно и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе.

К наиболее значительным представителям позитивистской социальной философии конца XIX — начала XX в. относится французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социально-философских воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые он критически осмыслил и развил далее. Он продолжил разработку проблемы общества как единого социального организма — такой систе­мы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

В рамках своей социологии он решал многие общие и част­ные проблемы функционирования и развития общества. Он обосновал самостоятельный статус социологии по отношению к философии. В то же время те общие проблемы, которые ре­шались им в рамках его социологии, составляют содержание также и социальной философии и тем самым связывают между собой эти науки.

Проблема взаимодействия человека и его социальной среды — одна из центральных в социологии Э. Дюркгейма. Он энергично выступил против индивидуалистических и психоло­гических подходов в объяснении явлений общественной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять, ис­ходя из реалий общественной жизни. Исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности он считал общество как систему взаимодействия индивидов, со­циальных групп и соответствующих социальных институтов. Большую роль в поведении людей играет, по его мнению, их не­посредственная, а также более широкая социальная среда.

Эмиль Дюркгейм поставил проблему научного метода в исследовании явлений общественной жизни. Данный метод со­стоит, по его мнению, в рационалистическом, строго логическом, объяснении социальных явлений. В предисловии к одному из своих основных трудов “Метод социологии” он писал, что его “главное намерение состоит в том, чтобы распространить на че­ловеческое поведение научный рационализм”1, теоретически объяснить поведение и деятельность людей и тем самым поставить на место умозрительных теорий научные.

В своем учении о социальных фактах Дюркгейм решал проблему взаимодействия человека, коллектива и общества. Он считал, что вырабатываемые коллективным сознанием люден моральные, политические, правовые, религиозные и друг” идеи, нормы и ценности заставляют отдельных индивидов действовать в определенном направлении и тем самым выступают как конечные причины социальных явлений, “источник всякой социальной эволюции”.

Сохраняет свою актуальность поставленная Дюркгеймом проблема социального здоровья общества и его социальных бо­лезней. Он ставит задачу найти объективный критерий, позво­ляющий “научно различать здоровье от болезни в разных раз­рядах социальных явлений”. Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества, в их способности адаптиро­ваться к условиям природной и социальной среды и использо­вать ее для своего развития. Болезнь общества может заро­диться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придавал Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедре­нию во все его сферы социально здоровых и эффективных сти­мулов деятельности и общения людей.

Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы кол­лективности. Коллективность трактуется им как “основной фактор социальности”, определяющий развитие общества. Со­циальная жизнь, по Дюркгейму, “прямо вытекает из ее коллек­тивного существа”, имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, в которой Дюркгейм видел “существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине”2. Сегодня, как и во времена Дюркгейма, это звучит весьма актуально. В развитии коллективности, в соци­альной интеграции людей Дюркгейм отводил решающую роль идеалам и верованиям.

Таковы некоторые основные положения созданной Э. Дюрк­геймом теории функционирования общества, сохраняющей свое значение и в настоящее время.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1537 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.