Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная философия как методология общественных наук




Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она ре­шает многие “общие вопросы”, касающиеся природы и сущнос­ти того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются при исследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.

Обращение к положениям социальной философии помогает представителям этих наук находить решения их специфичес­ких проблем. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующих сторон общественной жизни, формирует подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает предста­вителям общественных наук осмыслить место в обществе изучаемых ими явлений, их связи с другими социальными явле­ниями, сочетание закономерностей и случайностей в их разви­ли и т.д.

Эффективность этой помощи зависит прежде всего от содер­жания социальной философии, степени ее проникновения в суть того или иного общества, происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных положений, эвристический характер многих из них, т.е. прису­щая им способность постигать тайны общественных явлений и их сложные взаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение социальной философии. Это значение обнаруживается при использовании ее положений к решении соответствующих проблем науки и практики.

Задача социальной философии состоит вовсе не в том чтобы детально отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она весьма сложна многообразными связями между общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивый характер. Все богатство и сложность общест­венной жизни не в состоянии выразить ни одна наука. Не ста­вит перед собой такой цели и социальная философия. Однако воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию сущности различных общественных явлений, их места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимые пря­мые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном счете она воспроизводит це­лостную картину существования общества, вскрывает основ­ные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и зако­номерности его развития.

В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений и школ социаль­ной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание кон­цепций социальной философии как можно более глубоко отра­жало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования практи­ческой деятельности людей.

Необходимость этого постоянно напоминает о себе. Важно, чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А для этого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можно менее стихийной и как можно более сознательной, ос­мысленной ими на уровне понимания проблем всего общества. Это особенно важно для деятельности государственных орга­нов, призванных целенаправленно организовывать практи­ческое решение социальных проблем и тем самым находить оп­тимальные пути развития общества. Во всем мире люди стре­мятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только си­юминутных, но и долговременных интересов, решать пробле­мы своей общественной жизни, от чего зависит и решение их личных проблем. Немаловажно, чтобы они отчетливо осознавали как ближайшие, так и отдаленные последствия своей де­ятельности и могли бы изменить ее в собственных интересах.

В этом могут помочь соответствующие мировоззренческие я методологические положения социальной философии. Рас­крывая общественное значение различных форм деятельности и их роль для самоутверждения человека в обществе, показы­вая характер самого общества, динамику и направленность его развития, социальная философия содействует тому, чтобы люди осознавали ближайшие и отдаленные последствия своих действий для них самих и других людей, социальных групп и, возможно, для всего общества. В этом заключается одно из про­явлений прогностической функции социальной философии, которая нередко помогает предвидеть тенденции развития со­циальных процессов и сознательно прогнозировать их.

Итак, можно говорить о мировоззренческой, теоретической, методологической и прогностической функциях социальной философии. Ее мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социаль­ный мир, на существование и развитие общества, определен­ным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, ма­териальных условий их жизни и их сознания, о месте и назна­чении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. Все эти проблемы ставятся и решаются в рамках различных школ материалистической, идеалистической и религиозной филосо­фии.

Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процес­сов и судить о них на уровне теории, т.е. системы взглядов об их сущности, содержании и направлении развития. На данном теоретическом уровне может идти речь о тенденциях и закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

Со всем этим связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов обществен­ной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, социологических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможные ближайшие и отдаленные последствия деятельности людей, содержание которой, собственно, определяет содержание общественного развития. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Указанные функции социальной философии проявляются в развитии сознания каждого человека, если он овладевает фи­лософским мировоззрением, теорией и методологией философ­ского мышления. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать обществен­ные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дис­циплина мышления, делающая его строго логическим и чет­ким, что является показателем культуры мышления.

Все это не исключает, а скорее предполагает развитие у че­ловека способности мыслить творчески, нестандартно, преодо­левая разного рода стереотипы, односторонность и догматизм, мыслить в тесной связи с жизнью, воспроизводя всю ее слож­ность и противоречивость. Логическое творческое мышление становится действенным средством познания общественных явлений и решения практических задач жизнедеятельности людей и всего общества.

В настоящее время при анализе явлений общественной жизни применяются так называемые конкретные социологи­ческие исследования. К ним прибегают при изучении экономи­ческих, социально-бытовых, политических и других явлений и процессов. Другими словами, их применение может быть уни­версальным, как и применение положений социальной фило­софии. В то же время между ними имеются существенные раз­личия. Главное из них заключается в том, что социальная фи­лософия способна осмыслить происходящие в обществе про­цессы более глубоко, яснее понять внутреннюю логику их раз­вития и многообразные формы их проявления, чем это позво­ляют взятые сами по себе данные конкретных социологичес­ких исследований, которые чаще всего содержат информацию лишь о внешней стороне социальных явлений и процессов. К тому же более глубоко могут быть истолкованы результаты самих конкретных социологических исследований, которые в рамках социальной философии получают системное обоснова­ние.

При этом, если социальная философия, действительно, при­зывается научных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствую­щих принципов. К ним можно отнести:

• подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ ко­торых составляет основное содержание социального детерми­низма- как теоретического и методологического принципа ис­следования социальных явлений, ориентирующего на всесто­ронний учет существующих между ними причинно-следствен­ных и закономерных связей и отношений;

• рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и разви­тии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социаль­ном контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяю­щихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные яв­ления. Это значит, что при анализе социальных явлений нель­зя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или проис­ходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

• нахождение и анализ тех социальных противоречий, кото­рые определяют суть и источник развития данных обществен­ных явлений и процессов;

• рассмотрение последних в их исторической преемствен­ности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

• все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

Таковы вкратце положения социальной философии, характеризующие ее предмет, функции и принципы исследования социальных явлений, а также ее теоретическое и методологическое значение для других общественных наук, изучающих различные стороны жизни общества, для анализа практичес­кой деятельности людей и их общественных отношений.

Ниже мы рассмотрим основные направления развития со­циально-философской мысли, ее проблематики в последние два столетия, что даст возможность лучше понять ее современ­ное состояние.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1620 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.