Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материализм и идеализм в социальной философии




В зависимости от того, как, в частности, объясняется при­рода побудительных сил деятельности людей, истолковывает­ся сущность и социальная направленность их деятельности и общественных отношений, из содержания которых складыва­ется содержание общественной жизни и в целом исторического процесса. Если исходить из того, что мотивы и цели людей яв­ляются первоосновой их деятельности, ее конечной причиной, то получается идеалистическая трактовка общественного раз­вития, в которой духовному началу отведена роль “демиурга” — творца общества и его культуры. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их обще­ственного бытия, то утверждается материалистический взгляд на развитие общества.

Видимо, как первый, так и второй подходы имеют право на существование. Это значит, что основная линия разграниче­ния различных направлений и школ социальной философии лежит в плоскости материалистического и идеалистического подходов в истолковании движущих сил развития общества, всей человеческой истории.

Основополагающим вопросом социальной философии явля­ется вопрос о том, как взаимодействуют между собой сознание и бытие людей, т.е., с одной стороны, их цели, мотивы, эконо­мические, политические, нравственные и другие установки, а с другой стороны, объективные обстоятельства их жизни и де­ятельности. Данный вопрос определяется самой сутью разви­тия общества, которое осуществляется путем сознательной и целеполагающей практической деятельности людей. Цент­ральным моментом при этом выступает взаимодействие объ­ективных и субъективных обстоятельств их деятельности, ма­териальных и духовных факторов.

Последовательный ответ на поставленный выше вопрос можно дать, лишь исходя из столь же последовательного идеа­листического или материалистического истолкования разви­тия общества. В первом случае конечной причиной всех изме­нений в обществе объявляется сознание людей или же мировой дух и т.д. Во втором случае такую причину находят в материаль­ных условиях жизни людей, в их общественном бытии, которое подковывается как объективная основа возникновения и развития сознания— общественного и индивидуального.

Как идеалистическое, так и материалистическое мировоззрение, равно как основанные на них методы исследования об­щественных явлений, сохраняют свое значение и актуальность по сей день. Их придерживаются многие из существующих ныне течений и школ социально-философской мысли, дающих свое толкование происходящих в обществе процессов. Не ис­ключено, что подобный плюрализм в области социальной фи­лософии может играть положительную роль, если он будет спо­собствовать преодолению известной односторонности в иссле­довании явлений общественной жизни, более глубокому рас­крытию взаимодействия материальных и духовных начал в ис­торическом процессе. Этому в немалой степени может способ­ствовать борьба идей и теорий материалистической и идеалис­тической социальной философии, если она будет разверты­ваться в духе глубоких творческих дискуссий и конструктив­ных поисков истины.

Идеализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной, ибо прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и со­держание деятельности — духовной, экономической, полити­ческой и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению (материализации) в какой-либо практический результат.

Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания, определяется им. Исходя из данного постулата, все предметы материальной и ду­ховной культуры, другие общественные явления истолковыва­лся как воплощение и олицетворение сознания и в целом ду­ховного начала в жизни людей. Данный вывод подкрепляется, в частности, историческим фактом отделения умственного труда от физического и духовного производства от материаль­ного. При этом делается заключение об определяющем значе­нии умственного труда и духовного производства в жизни общества и каждого человека. Главное в развитии общества усматривается в его духовном совершенствовании, в конечном счете — в духовном совершенствовании каждого человека.

В таких суждениях есть немалая доля истины. Невозможно видать действительно огромное значение духовного начала в развитии человека, общества и его культуры. Хотя это еще не доказывает абсолютной самостоятельности и полной независимости сознания людей и, так сказать, человеческого духа материальных условий общественной жизни. И все же на почве идеалистической социальной философии высказано немало идеи, касающихся различных сторон жизнедеятельности об­щества и человека. Это относится, например, к социально-фи­лософским воззрениям представителей немецкой классичес­кой философии Канта и Гегеля, французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеалистической соци­альной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзистенциализма и т.д. Фундаментальное зна­чение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объектив­ной основе развития общества. Кант видел такую основу в объ­ективно существующем мире умопостигаемых сущностей - “вещей в себе”, Гегель — в саморазвитии абсолютной идеи.

Материалистический подход к пониманию общества также заключается в признании объективных основ его существова­ния и развития. Это последовательно обосновывается в соци­альной философии марксизма. Однако объективные основы развития общества усматриваются ею не в какой-либо духов­ной субстанции, а в материальных условиях развития общест­ва, прежде всего в развитии материального общественного производства.

Тем самым принципиально меняется исходное начало и вся система координат в рассмотрении явлений общественной жизни, их природы, сущности, характера их взаимодействия. Со­здается иная картина причинно-следственных взаимозависи­мостей внутри общества. Иначе видятся те фундаментальные факторы исторического процесса, которые определяют струк­туру общества, характер его функционирования и развития.

Данный подход, оформившийся в материалистическое ис­толкование истории, составляет сущность современной диалектико-материалистической социальной философии как фи­лософской теории развития общества. Одновременно он вы­ступает в качестве диалектико-материалистической методоло­гии исследования явлений общественной жизни, общества как целостной социальной системы, исторического процесса.

Данная методология ориентируется на то, чтобы первоосно­ву развития общества искать не в сознании, а в общественном бытии людей, которое в решающей степени обусловливает мо­тивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели. Роль сознания, духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится о постоянном возрастании их значения в развитии общества. В то же время указывается, что они производны от содержания обще­ственного бытия людей, материальных условий их жизни.

Таким образом, развитие общества предстает как “естественно -исторический процесс”, развивающийся по своим объек­тивным законам. Подчеркивается, что его развитие носит про­тиворечивый характер. Многообразные социальные противо­речия, прежде всего в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступа­ют как источники происходящих в нем изменений и развития.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1481 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.