Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷ивилизм как русска€ иде€ в контексте всемирной истории




—оциализм как переходный строй между капитализмом и цивилизмом Ч таков тот всемирно-исторический контекст, в рамках которого только и можно адекватно у€снить координаты российской истории XX в., пон€ть, откуда и куда мы идем, кака€ будущность нас ждет, каковы предпосылки и услови€ нашего перехода к праву, к экономически, юридически и морально свободной личности, гражданскому обществу, товарно-рыночным отношени€м, правовому государству, каково, наконец, отклонение нашего реального движени€ от наших объективных возможностей идти к цивилизму.

Ѕез коммунистической перспективы реальный социализм (а именно Ч социализм коммунистический) оказалс€ в исторической ловушке и предстал как переходный строй без переходов. ќтсюда и представлени€ о социализме как исторической ошибке и тупиковой ветви общественного развити€, попытки исправить дело возвращением к капитализму как конечному и высшему пункту мировой цивилизации.

Ќо истори€ и цивилизаци€ не остановились на капитализме, капитализм Ч не конец истории, а социализм Ч не историческа€ ошибка сотен миллионов людей на прот€жении почти столети€ в –оссии, а затем и в целом р€де других стран.

÷ивилизм как концепци€ постсоциализма освобождает общество с социалистическим прошлым от комплекса исторической неполноценности и демонстрирует, что социализм Ч это не впустую затраченное врем€, а самый т€жкий и жестокий этап всемирной истории (этап негативный, врем€ отрицани€ прошлого Ч дл€ будущего) на пути к утверждению более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права.

 олесо всемирной истории прошлось по тем, кто оказалс€ в социалистическом пространстве и времени. ќтсюда наши потери и трагедии. Ќо здесь Ч и работа на будущее.

¬се эти соображени€ и суждени€ по вполне пон€тным причинам относ€тс€ прежде всего и главным образом к российскому обществу, к –оссии, где была начата и ценой огромных усилий и жертв осуществлена до конца практическа€ реализаци€ коммунистической идеи. » в этом всемирно-историческом процессе –осси€ была, выража€сь €зыком √егел€, носителем мирового духа, исполнителем его поручени€. “ак что и претензии –оссии в XX в. (в рамках и формах ———– и мировой социалистической системы) на лидерство и роль первопроходца в мировом прогрессе имели реальные социально-исторические основани€.

Ќо коммунизм не справилс€ со своими проблемами, не пон€л реального смысла своей практики и подлинных тенденций ее эволюции. Ѕольшие идеологии (в их числе и коммунистическа€) эгои-

1 - Ќерсес€нц Ђ‘илософи€ праваї

350 –аздел IV. ѕроблемы постсоциалистического права и государства

стичны: они пренебрегают всем, включа€ и будущность своей практики, во им€ самосохранени€ даже в виде устаревшего и разоблаченного мифа, ставшего уже сказкой.

 онтуры цивилизма как будущности социализма стали про€сн€тьс€ лишь в услови€х стагнации и кризиса реального социализма, вы€вивших иллюзорность коммунистической перспективы и неадекватность доктринальных представлений о социализме как низшей фазе коммунизма, котора€ на базе социализированной собственности должна была развитьс€ в полный коммунизм.

ќчевидно, что до по€влени€ соответствующих объективно-исторических реалий периода упадка и кризиса практически сложившегос€ социализма не было и самой возможности дл€ у€снени€ действительных перспектив его развити€. “ак что ни в XIX в., ни в I половине XX в. не было еще условий дл€ формировани€ даже представлений о цивилизме как будущности социализма.

ћежду тем тот или иной образ будущего, то или иное представление о будущности соответствующего объекта, €влени€ (в нашем случае Ч о будущности социализма) играет существенную роль в процессе познани€ и преобразовани€ практики, в понимании и оценке прошлого и современности.

“ак, €сно, что представленна€ в марксистской доктрине концепци€ социализма с коммунистической будущностью по сути своей не может допустить после буржуазной частной собственности, буржуазного права, буржуазного товарно-рыночного хоз€йства, буржуазного гражданского общества и буржуазного правового государства какого-то нового (послебуржуазного) типа индивидуальной собственности на средства производства, нового типа права, рынка, гражданского общества и государства, поскольку все эти институты, согласно доктрине, будут "отмирать" по мере продвижени€ от социализма (как первой фазы коммунизма) к полному коммунизму.

» только в концепции цивилизма, отрицающей одновременно и коммунистическую и капиталистическую перспективы дл€ социализма, впервые обосновываетс€ объективно-историческа€ возможность нового (постсоциалистического и вместе с тем небуржуазного) типа индивидуальной собственности, права, рынка, гражданского общества и правового государства.

— позиций концепции цивилизма €сно, что актуально обсуж-! даемые у нас трудности перехода к рынку, гражданскому общест- ву, правовым отношени€м в экономике, политике и т. д. Ч это труЋ ности перехода не вообще к рынку, гражданскому обществу, праву и т. д., а именно к буржуазному рынку, к буржуазному гражданскому обществу, к буржуазному праву и т. д.

Ќапример, тезис современных сторонников рынка о том, что рынку нет альтернативы, по сути дела имеет в виду капиталистическое "рыночное общество" и игнорирует (невольно) альтернативу рынка при цивилизме, на базе гражданской собственности.

√лава 1. ќт социализма к цивилизму.  онцепци€ цивилитарного права 351

Ѕорьба, следовательно, идет не за или против рынка, а за тот или иной тип рынка. ѕроблема состоит сегодн€ не в том, что наше общество против рынка; скорее, наоборот, оно за рынок, но за такой рынок, переход к которому св€зан не с отрицанием социализма в пользу капитализма, а со справедливым дл€ всех членов общества преобразованием социализма, исключающим чьи-либо привилегии за счет "всех вместе". »наче говор€, наше общество готово к далеко идущим и весьма радикальным преобразовани€м в духе требований принципа всеобщей справедливости, открыто дл€ утверждени€ некапиталистического и вместе с тем несоциалистического стро€. “акое постсоциалистическое будущее и представлено в концепции цивилизма.

 ак идейно-теоретический итог российского опыта XX в. ци-вилизм (в своей непосредственной причастности к судьбам –оссии и российской истории) €вл€етс€ современным выражением в общезначимых дл€ цивилизации категори€х всемирно-исторического прогресса свободы и права того, что традиционно именуетс€ русской национальной идеей1. ¬едь только концепци€ цивилизма оправдывает усили€ столь т€жкого прошлого (с его мессианством, энтузиазмом, самопожертвованием и неимоверными лишени€ми во им€ будущего), придает всемирно-исторический смысл и адекватную будущность уникальной по своей напр€женности российской истории XX в.

¬ концепции постсоциалистического цивилизма прошлое и будущее –оссии приобретают взаимосв€занный и осмысленный характер как ступени единого, прогрессивно развивающегос€ исторического процесса. “олько благодар€ этому можно концептуально, а не голословно утверждать, что у –оссии есть не только прошлое, но и будущее, что у нее есть сво€ истори€, котора€ имеет собственное продолжение.

 огда же из прошлого –оссии по тем или иным соображени€м вычеркивают социализм, а постсоциалистическую –оссию как "блуд ного сына" зовут вернутьс€ к дореволюционным пор€дкам или к капитализму, то это фактически означает историческую дисквалификацию –оссии Ч и на прошлое, и на все оставшеес€ будущее. ≈сли, как полагают идеологи возврата назад, –осси€ почти весь XX в., то есть в эпоху ее максимальной всемирно-исторической активности и значимости, по ошибке или по иному ущербному основанию вела себ€ и других в тупик, то на какую будущность она может в таком случае рассчитывать?

1 —м.: Ќерсес€нц B.C. ÷ивилизм как русска€ иде€ // –убежи, 1996, є 4. с 129Ч153. »нтересна€ интерпретаци€ цивилизма в контексте соотношени€ отечественной и западной мысли содержитс€ у ё.—. ѕивоварова и ј.». ‘урсова. Ч —м.: ѕивоваров ё., ‘урсов ј. ѕослесловие к "÷ивилизму" B.C. Ќерсес€нца // “ам же. —. 154Ч158.

352 –аздел IV. ѕроблемы постсоциалистического права и государства

»деологи€ ошибочности и тупиковости российской истории XX в. будучи по сути своей антиисторичной, нав€зывает –оссии и ее народам стойкий комплекс исторической неполноценности и отбрасывает страну на периферию социально-исторического развити€.

ћежду тем €сно, что социализм XX в. Ч это именно русска€ истори€. Ѕолее того Ч это, по критери€м всемирной истории, самое существенное во всей истории –оссии. “от звездный случай, когда национальна€ истори€ напр€мую делает дело всемирной истории. ƒелает потому, что способна это сделать и видит в этом свое собственное дело и свою всемирно-историческую миссию. ѕо ошибке, обману и т. д. такие дела не делаютс€. »менно в –оссии проделана вс€ чернова€ работа всемирной истории, св€занна€ с реализацией и практической проверкой общечеловеческой коммунистической идеи. ќтвет найден Ч цивилизм с неотчуждаемым правом каждого на гражданскую собственность. Ёто и есть русска€ иде€ сегодн€ и на будущее, российский вклад во всемирно-исторический прогресс свободы и равенства людей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 986 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1564 - | 1355 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.