Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќовые ориентиры прогресса права и свободы




¬ контексте объективно-исторической возможности перехода от социализма к цивилизму все остальные варианты преобразовани€ реально сложившегос€ социализма неизбежно предстают как отклонени€ от вектора исторического прогресса и в этом смысле

344 –аздел IV. ѕроблемы постсоциалистического права и государства

как исторически регрессивные, как обессмысливание исторических усилий прошлого, неспособность воспользоватьс€ их результатами и, остава€сь на острие истории, продолжать ее дальше, словом, Ч как выход из истории на пенсию и отдых.

 онцепци€ цивилизма показывает, что социализм Ч не историческа€ ошибка и не впустую затраченное врем€, что беспрецедентные жертвы нескольких поколений наших предшественников и соотечественников не пропали даром, что при социализме впервые созданы предпосылки (в виде социалистической собственности) дл€ перехода к более высокой, более справедливой, более гуманной ступени развити€ общечеловеческой цивилизации.

–еальный опыт социализма и объективно-исторически подготовленные в результате социализма предпосылки дл€ перехода к цивилизму свидетельствуют о том, что искомое на прот€жении тыс€челетий "фактическое равенство" не абсолютно, а относительно. ќно в действительности возможно лишь как момент "экономического равенства" Ч в экономико-правовой форме и в пределах индивидуализированной равной гражданской собственности как единого дл€ всех минимума собственности, без ограничивающего максимума. » цивилизм, таким образом,, тоже не конец исторического прогресса свободы и равенства, а лишь нова€ ступень в его развитии.

ƒл€ успешного преобразовани€ социализма необходим "общественный договор" о принципах, основани€х и услови€х перехода от старого состо€ни€ к новому строю.

ƒл€ искомого общественного согласи€ необходим, как минимум, справедливый дл€ всех принцип, а таковым может быть и €вл€етс€ лишь один принцип Ч принцип равного права каждого на одинаковую дл€ всех граждан долю во всей десоциализируемой собственности. ¬с€кий, кто хочет от социалистической собственности получить больше равной дл€ всех гражданской собственности, тот по существу претендует на привилегии. Ќо неправомерные приобретени€ из общественного досто€ни€ вр€д ли удастс€ легитимировать как насто€щую собственность, не только записанную на бумаге, но и всерьез признанную обществом с социалистическим прошлым.

»де€ гражданской собственности Ч главный вывод из всего предшествующего социализма. ƒо и без социализма, априорно и умозрительно эту идею и такое направление развити€ истории невозможно было бы и придумать.

 оммунистическое требование "фактического равенства"- отвергает ценности и достижени€ общецивилизационного процесса. √ражданска€ собственность Ч это наконец-то исторически найденна€ форма удовлетворени€ и вместе с тем одновременно преодолени€ этих разрушительных требований в категори€х самой цивилизации, т. е. в форме права собственности. ÷ивилизаци€ при этом

√лава 1. ќт социализма к цивилизму.  онцепци€ цивилитарного права 345

развиваетс€ благодар€ тому, что она обогащаетс€ новым формообразованием свободы Ч неотчуждаемым правом каждого на гражданскую собственность. —редствами десоциалистической цивилизации это всемирно-историческое требование большего. равенства, чем формально-правовое равенство, не разрешимо и не одолимо.

 онцепци€ цивилизма обладает регул€тивным потенциалом и дл€ капитализма. Ёто регул€тивно-ориентирующее значение идеи цивилизма (в качестве нового категорического императива1) можно в общем виде сформулировать так: от капитализма к цивилизму, мину€ социализм. Ѕолее конкретно это означает: каждому Ч неотчуждаемое право на гражданскую (цивилитарную) собственность.

 онцепци€ постсоциалистического цивилизма уже содержит адекватный правовой ответ коммунистическим требовани€м масс. Ётим ответом может (и объективно будет вынуждено) воспользоватьс€ и капиталистическое общество, чтобы избежать мук реального социализма. Ќо дл€ этого сложившихс€ социальных услуг бедным и так называемого "шведского социализма" в пользу несобственников окажетс€ мало: необходимо будет каждого наделить неотчуждаемым правом на достаточный минимум собственности на средства производства, т. е. на персонально определенную равную долю в рамках общей собственности всех. ѕон€тно, что размер этого минимума и самой общей собственности всех граждан будет зависеть от соотношени€ сил, претензий и интересов в соответствующем обществе, степени его богатства, уровн€ жизни населени€ и целого р€да иных факторов, которые в своей совокупности определ€т конкретное содержание соответствующего "общественного договора" о гражданской собственности. Ќо это уже, как говоритс€, их трудности, проблемы дл€ самого капитализма: как и каким конкретно способом может быть в услови€х буржуазного общества создана така€ обща€ собственность, на базе которой можно было бы сделать каждого владельцем равной гражданской собственности, найти свой путь к послекапиталистическому цивилизму, оставить тем самым социализм позади себ€, избавитьс€ от порождающих и сопровождающих его проблем и т. д.

ѕри всех различи€х между ними постсоциалистический циви-лизм и посткапиталистический цивилизм обладают принципиальным единством и типологической общностью благодар€ их единой основе Ч неотчуждаемому праву каждого на гражданскую собст-

1 ”  анта, чье пон€тие мы здесь используем, отсутствует, разумеетс€, иде€ равной гражданской собственности, по€вление которой исторически и логически возможно лишь после социализма. Ёто, кстати говор€, очень хорошо демонстрирует апостс-риоризм реального содержани€ максим его категорического императива, ограниченного социально-историческими границами формально-правового равенства и частной собственности.

346 –аздел IV. ѕроблемы и.остсоциалистического права и государства

венность. Ћишь на такой принципиально новой основе может быть преодолен и сн€т антагонизм между коммунизмом и капитализмом.  оммунизм и капитализм могут встретитьс€ и примиритьс€ лишь на базе цивилизма, т. е. на почве и в услови€х будущего принципиально нового ("третьего") стро€.  онцепци€ цивилизма тем самым демонстрирует ошибочность и иллюзорность представлений о конвергенции между капитализмом и социализмом. –ечь на самом деле должна идти не о конвергенции капитализма и социализма, а о преодолении и социализма, и капитализма, о переходе и от социализма, и от капитализма к цивилизму.

¬ контексте исторического прогресса свободы можно уверенно сказать, что порожденный и подкрепленный реальной историей социализма категорический императив о неотчуждаемом праве каждого на общеоб€зательный минимум гражданской собственности преодолеет сопротивление сложившихс€ отношений в сфере собственности и подчинит их своему регул€тивному воздействию. ¬ исторических масштабах вектор развити€ общественной практики совпадает с направлением и ориентирами прогресса идей.

»де€ цивилизма как новой ступени исторического развити€ демонстрирует, что новое в истории (как и вообще новое) Ч это, вопреки поговорке, не хорошо забытое старое, а до поры, до времени отсутствующее, невидимое и неизвестное очередное будущее. ч ≈го нельз€ придумать или сконструировать лишь из материала прошлого и насто€щего, потому что главное и конституирующее в этом будущем, т. е. собственно новое, всегда находитс€ за пределами видимости всех прежних представлений о будущем. ћожно сказать, что историческое пространство, как и пространство физическое, искривлено и увидеть, что нового за предсто€щим большим историческим поворотом, можно лишь после того, как такой поворот уже реально исторически подготовлен и возможен. » на поверку оказываетс€, что говор€щие о "конце истории" по существу признают, что дл€ них действительно предсто€щее будущее еще не видимо, не знаемо, не известно.

ѕрименительно к философско-историческим концепци€м √егел€ и ћаркса можно сказать, что вне пол€ их видени€ и теоретического осмыслени€ неизбежно оказалась открывша€с€ лишь после реального социализма (радикального антикапитализма, после-капиталистического стро€ без свободы, права и собственности) объективно-историческа€ возможность формировани€ неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движени€ к цивилизму как более высокой ступени в прогрессе свободы и права.

Ќаш интерес (под углом зрени€ цивилизма) к подходам √егел€ и ћаркса вызван тем, что именно их позиции до сих пор остаютс€ двум€ наиболее развитыми и вместе с тем типологически радикально противоположными трактовками капитализма и посткапи-

√лава 1. ќт социализма к цивилизму.  онцепци€ цивилитарного права 347

тализма (как коммунизма) с точки зрени€ диалектики социально-исторического прогресса во всемирной истории. ѕри этом, конечно, речь идет не о гносеологическом или моральном упреке в адрес √егел€ или ћаркса как идеологов соответственно капитализма и коммунизма, а прежде всего о неизбежной объективно-исторической ограниченности их представлений о пут€х последующего исторического развити€, о будущности права, свободы, собственности и т. д.

 ажда€ концепци€ по-своему абсолютизировала относительное, выдава€ конец видимого отрезка истории за конец истории вообще. “акой видимой частью истории дл€ гегелевской концепции €вл€етс€ капитализм, дл€ марксизма Ч антикапитализм. » кажда€ из этих концепций трактовала невидимую ей часть истории как простое и пр€мое продолжение (до дурной бесконечности Ч до "конца истории") видимой части истории. ќтсюда и неизбежное историческое мифотворчество о неизвестном будущем, наход€щемс€ за невидимым гр€дущим очередным большим поворотом истории.

—овременна€ перепроверка Ч с позиций концепции цивилиз-ма Ч прошлых представлений об историческом прогрессе свободы и права позвол€ет вы€вить в них верное и познавательно ценное от исторически обусловленных иллюзий, искажений, недоразумений (а вс€кий миф в своей основе Ч это в буквальном смысле не-до-разумение, т. е. еще адекватно не пон€тое, пока что не доступное разуму).

“ак, с точки зрени€ концепции цивилизма очевидна мифоло-гичность представлений о капитализме как вершине и конце прогресса свободы, права, собственности и т. д. Ќо вместе с тем в этих представлени€х (особенно глубоко и €рко Ч у √егел€) присутствует та верна€ мысль, что свобода, собственность и т. д. возможны лишь в правовой форме, что исторический прогресс Ч это по сути правовой прогресс и что, следовательно, выход за границы капитализма, его отрицание Ч это одновременно отрицание права, свободы, собственности вообще. –еальный (антикапиталистический) социализм XX в. выразительно подтвердил это.

ћифом оказалось и представление о том, будто отрицание капитализма (частной собственности, правового равенства и т. д.) освобождает людей, дает им большее, "фактическое равенство", ведет к полному коммунизму и т. и. Ќо многие критические положени€ этого подхода (критика недостатков частной собственности, указание на ограниченный характер формально-правового равенства и т. д.) по существу верны, хот€ и искажены коммунистической мотивацией, критери€ми и ориентирами этой критики. –еально-историческим подтверждением основательности этой критики €вл€етс€ фактическа€ ликвидаци€ капитализма в XX в. в целом р€де стран в духе именно марксистско-пролетарского антикапитализма.

348 –аздел IV. ѕроблемы постсоциалистического права и государства

’от€ этот антикапитализм (в реальной истории Ч социализм) не привел к прогнозированному "полному коммунизму", однако его всемирно-историческое место в качестве переходного периода между капитализмом и цивилизмом не менее значимо, чем доктри-нально предсказанного коммунизма. — точки зрени€ прогресса свободы и права смысл социализма Ч в подготовке необходимых условий дл€ перехода к цивилизму.

¬ контексте изложенной диалектики исторического прогресса свободы и права (от капитализма Ч через социализм Ч к цивилизму) можно сказать, что с исторических и теоретических позиций и √егел€, и ћаркса (да и вообще Ч до современного кризиса социализма) цивилизм не только не виден, но и вообще не вообразим, поскольку его тогда и за потенциальным историческим горизонтом мысли и реалий еще не было. ќграниченна€ позитивна€ диалектика √егел€ в действительности упираетс€ в капитализм, радикальна€ негативна€ диалектика ћаркса завершаетс€ антикапитализмом.  онцепци€ цивилизма продолжает диалектику исторического прогресса, преодолева€ ограниченность гегелевской и негативизм ћарксовой версий диалектики исторического развити€.

≈сли даже реальный социализм XX в. упустит объективную возможность дл€ перехода к цивилизму, то это вовсе не будет означать ни потери самой идеи цивилизма (и ее автономного регул€тивного воздействи€ Ч и без пр€мой практической ее реализации в концептуально "чистом" виде), ни уже навсегда открывшегос€ пути к нему. Ѕез перехода к цивилизму ни коммунистическую идеологию, ни новые попытки ее реализации преодолеть невозможно.

Ѕез признани€ правового института гражданской собственности люба€ индивидуальна€ собственность будет по своей природе частной собственностью со всеми присущими ей антагонизмами, а там, где есть частна€ собственность, там неизбежна и борьба против нее, там естественно возникает и коммунистическа€ иде€ Ч бессмертна€ идеологи€ несобственников.

 ровавый путь от капитализма к социализму был проделан при попутном ветре истории, усиленном чарами прит€гательного мифа о всеобщем земном рае. ѕроект возвращени€ от социализма к капитализму лишен не только подобных сверхмотиваций, абсолютно необходимых дл€ любого большого исторического дела, но и той справедливости и соответствующей массовой поддержки, которые необходимы дл€ достижени€ социального согласи€ в обществе с социалистическим прошлым. —делать бывшее небывшим не могли даже олимпийские боги. “ем более что "бывшее" (в нашем случае социализм), как показывает концепци€ цивилизма, обладает потенциалом, необходимым и достаточным дл€ достижени€ исторически более высокой ступени свободы, равенства, права и справедливости.

√лава 1. ќт социализма к цивилизму.  онцепци€ цивилитарного права 349





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 844 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1854 - | 1838 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.