Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво как идеологическа€ форма классовых отношений




¬ 20-е годы проблемам марксистского правопонимани€ и построени€ марксистской теории права был посв€щен также р€д ѕубликаций ». –азумовского1. ”же в его докладе "—оциологи€ и право" в но€бре 1923 г. (т. е. до по€влени€ книги ѕашуканиса) на секции права  оммунистической јкадемии отмечалось, что марксистска€ теори€ права должна строитьс€ по аналогии с ћарксо-вой критикой политэкономии. ќтсюда и его в целом положительное отношение к работе ѕашуканиса при расхождении "в некоторых частност€х"2.

ƒл€ –азумовского (как и дл€ ѕашуканиса Ч с ориентацией на " апитал") единственно правильный подход к построению марксистской теории права Ч это "социологическа€ и социалистическа€ критика буржуазной общей теории права"3. ѕри этом он подчеркивает важность теоретико-правовых исследований дл€ правильного и конкретного понимани€ хода исторического развити€, дл€ теории исторического материализма в целом. "»бо, Ч замечает он, Ч вопросы права и св€зи его с экономической структурой общества, послужившие, как известно, в свое врем€ отправным пунктом дл€ всех дальнейших теоретических построений ћаркса, это Ч основные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный камень дл€ проверки и подтверждени€ основных предпосылок марксистской диалектической методологии"4.

1 —м. в частности: –азумовский ». ѕон€тие права у ћаркса и Ёнгельса // ѕод знаменем марксизма, 1923, є 2Ч3; ќн же. ѕроблемы марксистской теории права. ћ., 1925.

2 –азумовский ». ѕроблемы марксистской теории права. —. 3. “ам же. —. 4...

4 “ам же. —. 5.

232 –аздел III. ћарксистска€ доктрина и социалистическое правопонимание

ƒействительно, отрицание частной собственности и права, а вместе с ними и "эгоистического" (т. е. экономически и юридически свободного) индивида имеет дл€ всего марксизма фундаментальное значение, предопредел€€ остальные выводы этой социальной доктрины. » поскольку право подразумевает и свободу индивида, и его право на собственность, то можно сказать, что анализ марксистского отношени€ к праву Ч это характеристика сути, а не второстепенных аспектов марксизма.

–€д разногласий в марксистской среде по вопросам правовой теории, по мнению –азумовского, вызываетс€ недиалектической постановкой вопроса о правовой идеологии. ѕодчеркива€, что право занимало ћаркса и Ёнгельса преимущественно как идеологи€ в различных ее про€влени€х, –азумовский стремитс€ вы€вить, "несмотр€ на множественность про€влений, единство специфических черт правовой формы, выступающих и в отвлеченной философии права, и в конкретных правовых отношени€х, и в системах законодательных норм"1.

¬ отличие от ѕашуканиса, исходившего от правового субъекта как простейшей клеточки правовой ткани, –азумовский полагал, что юридический субъект Ч это уже слишком сложна€ социальна€ и идеологическа€ категори€. ѕоэтому, считал он, в марксистской критике общей теории права аналитическому и генетическому рассмотрению в его историческом и логическом развитии "должно подвергнутьс€ "простейшее правовое отношение", согласно указанию ћаркса Ч владение, и его развитие в частную собственность, Ч €вл€ющуюс€ в ином своем аспекте, "с обратной стороны" Ч отношением господства и подчинени€"2.

¬ целом историческое развитие правовых пон€тий, в той или иной степени совпадающее с логическим развертыванием правовой формы, в трактовке –азумовского выгл€дит так: "начина€ от простейшего правового отношени€, владени€ участком общественной собственности Ч этого наиболее раннего зародыша частной собственности, и конча€ современной капиталистической частной собственностью, а затем распределением "по работе" на первой фазе коммунизма"3.

 ак идеологическое опосредование (идеологическа€ форма) классовых материальных (экономических) отношений право, по –азумовскому, Ч это форма общественного сознани€. ќн дает следующее общее определение права как идеологического способа и пор€дка опосредовани€ материальных отношений в классовом обществе: "ѕор€док общественных отношений, в конечном счете от-

1 “ам же. —. 4.

2 “ам же. —. 18. –асход€сь здесь с ѕашуканисом, полагавшим, что отношени€ господства и подчинени€ не укладываютс€ полностью в правовую форму, –азумовский считает и эти отношени€ правовыми, т.е. идеологически опосредуемыми.

: “ам же. —. 135.

√лава 1. "Ќовое право": основные направлени€ интерпретаций 233

ношений между классами, поскольку он отображаетс€ в общественном сознании, исторически неизбежно абстрагируетс€, отдиф-ференцировываетс€ дл€ этого сознани€ от своих материальных условий и, объективиру€сь дл€ него, получает дальнейшее сложное идеологическое развитие в системах "норм"1.

Ѕросаетс€ в глаза отсутствие у –азумовского здесь (да и в других его определени€х и характеристиках права) какого-либо признака, специфичного именно дл€ права. «на€ данное обсто€тельство, он в обоснование своей позиции ссылаетс€ на взаимосв€зи между отдельными идеологи€ми и на недопустимость метафизического размежевани€ в праве общественных отношений и идеологии. "—овершенно пустой абстракцией, Ч утверждает он, Ч было бы резко разграничивать между собой различные формы идеологии, в особенности те из них, которые играют роль формального опосредовани€ самого общественного стро€ материального производства, сто€т ближе всего к базису, Ч как право, нравственность и, в отдельные периоды, политическа€ идеологи€"2.

ќтмирание "буржуазного права" означает, по –азумовскому, "смерть права как идеологии" и переход в коммунистическом обществе "к сознательно регулируемой и сознающей характер своей св€зи с материальными услови€ми производства системе общественного поведени€"3.  то, как и с помощью каких средств будет при коммунизме осуществл€ть это "сознательное регулирование" (без идеологии и без права), остаетс€ не€сным.

¬опрос о судьбах права после пролетарской революции –азумовский рассматривает в плоскости использовани€ пролетарской диктатурой отмирающих категорий буржуазного права. —уд€ по его рассуждени€м, издание при диктатуре пролетариата новых законов, кодексов и т. д. не означает создани€ "непосредственного и нового революционного права в смысле нового типа правовой формы, отныне опосредствующей материальные общественные отношени€"4. ’арактеризу€ новую форму экономических отношений при нэпе как "государственный капитализм в его ленинском понимании"5, –азумовский отмечает, что только неизбежна€ дл€ товарно-капиталистических отношений форма буржуазного права может служить формальным опосредованием советской экономики. Ќо в эту типовую форму пролетариат может и должен, по его мысли, вкладывать свое новое классовое содержание. "Ёто, Ч по€сн€ет он, Ч происходит не путем построени€ права по новым принципам, но путем выделени€ роли государства как особого "субъекта прав", определенных Ч в правовой же форме! Ч ограничений действи€

1 “ам же. —. 50.

2 “ам же. —. 51. “ам же. —. 23.

4 “ам же. —. 77.

5 “ам же.

234 –аздел IIL ћарксистска€ доктрина и социалистическое правопонимание

права и т. д. » здесь должно сказатьс€ само материальное отношение: привилегированное положение государства как наиболее мощного "капиталиста"1. т

 ак "пережиток" буржуазного общества буржуазное право (и вообще правова€ форма) будет, по –азумовскому, существовать, пока существуют отношени€ обмена, пока существуют классы и пролетариат как класс. » даже сознава€ все иллюзии и особенности правовой формы, победивший пролетариат не может (до полного коммунизма) окончательно отрешитьс€ от товарно-правовой идеологии. ѕролетариат, по его словам, "не может не использовать формы права дл€ своего строительства, не может не мыслить в правовых терминах, не может не выставл€ть правовых требований... ≈динственное, чего может и должен добитьс€ пролетариат на пути преодолени€ правовой идеологии Ч это научитьс€, при помощи своего могучего оружи€ Ч диалектического метода, отличать правовое выражение от его экономической сущности"2.

Ќо чего стоит мышление пролетариата "в правовых терминах" в ситуации, где право просто отсутствует? » кому он должен предъ€вл€ть "правовые требовани€" в услови€х своей диктатуры и социализации собственности, исключающих право вообще, в том числе и право что-то требовать? » если юридическое мировоззрение в буржуазном обществе, где действительно есть соответствующее право, Ч это, согласно марксизму, ложное, идеологическое воззрение, то что же тогда представл€ет собой правовое мышление пролетариата в категори€х буржуазной юридической идеологии там, где уже нет права, и до тех пор, пока он сам не исчезнет как класс?

Ёти и сходные вопросы, порождаемые анализом воззрений ћаркса на право как идеологическую форму, остаютс€ без надлежащего ответа.

¬ целом трактовка –азумовским права как идеологического €влени€ в услови€х послереволюционной ситуации и диктатуры пролетариата была ориентирована на нэповский вариант пролетарского использовани€ буржуазного права. Ќо тут прежде всего следует отметить, что советский государственный сектор при многоукладном нэпе был не "госкапитализмом" (как, со ссылкой на Ћенина, считал –азумовский), а социализированным сектором, т. е. этот главный и определ€ющий уклад был фактором не правообра-зовани€, а как раз отрицани€ права. » допущенное при нэпе буржуазное право фактически действовало лишь вне рамок государственного сектора, в сфере несоциализированных или частично и временно десоциализированных укладов.

“олкование –азумовского €вно расходилось с этими реали€ми. ќтсюда и его интерпретации нэповского права в духе положений

1 “ам же. —. 78.

“ам же. —. 134Ч135.

√лава 1. "Ќовое право": основные направлени€ интерпретаций

ћаркса и Ћенина о буржуазном "равном праве" на первой фазе коммунизма. Ёти разные вещи оказались у него отождествленными в силу их одинаковой идеологизированности, хот€ нэповское буржуазное право Ч это реальность, а буржуазное "равное право" при социализме Ч несбывшеес€ предсказание. Ќо данное обсто€тельство, имеющее принципиальное значение дл€ оценки всего подхода ћаркса и Ћенина к праву, остаетс€ вне рамок идеологического толковани€ –азумовским права как формы общественного сознани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 911 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

518 - | 456 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.