Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онцепци€ буржуазного равного права при социализме




”ничтожение частной собственности и обобществление ее объектов еще не дает искомого коммунистического потребительского равенства. Ёто, по марксистским представлени€м, произойдет потом, при полном коммунизме, когда в услови€х отсутстви€ частной собственности и эксплуатации человека человеком общество разовьет свои производительные силы и достигнет изобили€. ѕри социализме же, т. е. на первой, низшей стадии коммунизма, распределение предметов потреблени€ должно осуществл€тьс€ по труду.

’арактеризу€ этот способ распределени€ потребительских предметов, ћаркс отмечает, что на низшей фазе коммунизма "господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. —одержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихс€ обсто€тельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потреблени€. Ќо что касаетс€ распределени€ последних между отдельными производител€ми, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обмениваетс€ на равное количество труда в другой"2.

—облюдение принципа эквивалентного обмена также и при. распределении индивидуальных предметов потреблени€ между производител€ми в соответствии с их трудовым паем означает, по мысли ћаркса, сохранение буржуазного права при социализме (в первой фазе коммунистического общества). "ѕоэтому, Ч писал он, Ч равное право здесь по принципу все еще €вл€етс€ правом буржуазным, хот€ принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае. Ќесмотр€ на этот прогресс, это равное право в одном отношении все еще ограничено буржуазными рамками. ѕраво производителей пропорционалъ-

ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 27. “ам же. —. 18Ч19.

√лава 1. —обственность и право 123

но доставл€емому ими труду; равенство состоит в том, что измерение производитс€ равной мерой Ч трудом"1. Ќо люди отличаютс€ друг от друга по своим умственным и физическим свойствам, способности к труду, семейному положению и т. д. ¬месте с тем правовой подход предполагает применение равной меры ко всем независимо от всех этих различий между ними. "ѕо своей природе, Ч отмечает ћаркс, Ч право может состо€ть лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измер€емы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрени€, берут только с одной определенной стороны, как в данном, например, случае, где их рассматривают только как рабочих и ничего более в них не вид€т, отвлекаютс€ от всего остального"2.

»тогом применени€ равной трудовой меры в процессе распределени€ предметов потреблени€ оказываетс€, по оценке ћаркса, в конечном счете неравенство: один получает больше другого, оказываетс€ богаче и т. д. "Ёто равное право есть неравное право дл€ неравного труда. ќно не признает никаких классовых различий, потому что каждый €вл€етс€ только рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признает неравную индивидуальную одаренность, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилеги€ми. ѕоэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как вс€кое право"3.

¬ соответствии с равной трудовой мерой, следовательно, один получает из общественного потребительного фонда больше другого, оказываетс€ богаче и т. д. "„тобы избежать всего этого, Ч замечает ћаркс, Ч право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным. Ќо эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества. ѕраво никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества"4.

Ќа первой фазе коммунизма господствует, по ћарксу, принцип " аждый по способност€м, каждому по труду". Ќедостатки действующей здесь трудовой меры (по принципу длительности или интенсивности труда), в соответствии с которой осуществл€етс€ распределение предметов потреблени€ между рабочими, состо€т, по ћарксу, в наличии самой такой меры, общей дл€ разных людей. » в присутствующем в этой общей мере моменте равенства двух разных форм труда (эквивалентность предметов потреблени€ тру-

; “ам же. —. 19. ~ “ам же. “ам же. 1 “ам же.

124 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

довому паю) ћаркс усматривает присущий также и буржуазному праву принцип формального равенства.

— сохранением этого принципа, а вместе с ним и буржуазного права в первой фазе коммунистического общества св€заны, по ћарксу, те потребительские различи€, которые на данной фазе развити€ нового стро€ объективно не могут быть преодолены. ¬ неизбеж-. ности этих потребительских различий и коренитс€ обосновываема€ ћарксом необходимость сохранени€ буржуазного права при социа- лизме.

Ќо в первой фазе коммунизма это буржуазное право, по мысли ћаркса, обслуживает уже не рыночный обмен товарных эквивалентов, как при капитализме, а непосредственный (распределительный) обмен трудовых эквивалентов (живого труда на предметы потреблени€) за вычетом удержаний из труда в пользу общественных фондов. “акое распределение продуктов индивидуального потреблени€ по принципу равной трудовой меры сохран€ет различие между людьми в сфере потреблени€.

Ќо удовлетворение разных людей из общественных потребительских фондов при социализме может быть, по ћарксу, только таким Ч равным по принципу допуска (равна€ дл€ всех трудова€ мера) и различным по итогам распределени€. "ћы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношени€х, в экономическом, нравственном и умственном, сохран€ет еще родимые п€тна старого общества, из недр которого оно вышло"1.

  числу таких "родимых п€тен" капиталистического общества, остающихс€ в первой фазе коммунистического общества, относитс€, по прогнозу ћаркса, и буржуазное право при социализме. "Ќа высшей фазе коммунистического общества, Ч писал ћаркс, Ч после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством дл€ жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польютс€ полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени:  аждый по способност€м, каждому по потребност€м!"2.

»зложенные в " ритике √отской программы" положени€ о судьбах государства и права при коммунизме опираютс€ на все

1 “ам же. —. 18.

2 “ам же. —. 20.

1- —обственность и право 125

предшествующее учение  . ћаркса и ‘. Ёнгельса и в краткой фор-ле резюмируют его итоги по проблемам, оказавшимс€ в центре полемики с лассаль€нцами. ¬се это в полной мере относитс€ и к сформулированной в этой работе ћаркса концепции буржуазного права в первой фазе коммунизма.

Ёнгельс пр€мо не говорит о буржуазном праве при социализме, о последующем (при полном коммунизме) преодолении "узкого горизонта буржуазного права" и т. д. ¬ других выражени€х он освещает в р€де своих трудов процессы революционного преобразовани€ буржуазного общества, государства и права, установлени€ диктатуры пролетариата, отмирани€ государства и права при коммунизме и т. д. Ќо по существу суждени€ ћаркса и Ёнгельса по всему этому кругу вопросов, включа€ и соответствующие их прогностические положени€ о будущности государства и права в коммунистическом обществе, выражают разные грани и аспекты внутренне единой концепции.

¬.». Ћенин, сопоставл€€ идеи " ритики √отикой программы" ћаркса с высказывани€ми Ёнгельса, верно отмечал в работе "√осударство и революци€", что "взгл€ды ћаркса и Ёнгельса на государство и его отмирание вполне совпадают", а выражение ћаркса о "будущей государственности коммунистического общества" "относитс€ именно к этой отмирающей государственности"1.

“о же самое по существу можно сказать о взгл€дах ћаркса и Ёнгельса на право при социализме и его отмирании. ƒело, конечно, не только в том, что в своем письме к ј. Ѕебелю (от 18Ч-28 марта 1875 г.). Ёнгельс полностью солидаризируетс€ с иде€ми " ритики √отской программы" и отстаивает их.  стати говор€, именно благодар€ инициативе и усили€м ‘. Ёнгельса эта работа, написанна€ ћарксом в 1875 г., была впервые опубликована уже после его смерти в 1891 г., причем главную ответственность в возобновлении полемики между марксизмом и лассаль€нством Ёнгельс вз€л на себ€.

¬ содержательном плане гораздо важнее то, что взгл€ды лассаль€нцев, в том числе и в вопросах о принципе распределени€ при социализме, о равенстве и неравенстве и т. д. (а ведь именно в этой св€зи ћаркс высказывает положение о сохранении буржуазного права в первой фазе коммунизма), Ёнгельс критикует с тех же позиций и в той же коммунистической перспективе, что и ћаркс.

“ак, отмеча€ сохранение и при социализме "известного неравенства в жизненных услови€х" даже после "уничтожени€ всех классовых различий", ‘. Ёнгельс продолжает: "ѕредставление о социалистическом обществе, как о царстве равенства, есть одностороннее французское представление, св€занное со старым лозунгом "свободы, равенства и братства", Ч представление, которое как определенна€ ступень развити€ было правомерно в свое вре-

1 Ћенин ¬.». ѕолн. собр. соч., т. 33. —. 84.

Ќерсес€нц Ђ‘илософи€ праваї

126 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

м€ и на своем месте, но которое, подобно всем односторонност€м прежних социалистических школ, теперь должно быть преодолено, так как оно вносит только путаницу и так как теперь найдены более точные способы изложени€ этого вопроса"1. »з контекста €сно, что к этим "более точным способам изложени€" вопроса о смысле равенства при социализме Ёнгельс относит и трактовку ћарксом "равного права" при социализме как права по своему принципу буржуазного.

ѕоложение о буржуазном праве при социализме как один из существенных моментов всего марксистского учени€ о коммунизме восприн€л и отстаивал ¬.». Ћенин. ¬ работе "√осударство и революци€" он воспроизводит все основные суждени€ ћаркса и Ёнгельса по данному вопросу, подчеркива€ их органическую св€зь с другими положени€ми марксизма.

¬ своем освещении этой проблемы Ћенин пишет: "¬с€кое право есть применение одинакового масштаба к различным люд€м, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу; и потому "равное право" есть нарушение равенства и несправедливость"2.  оммунистическое общество, по€сн€ет Ћенин, может сначала (т. е. при социализме) уничтожить только ту "несправедливость", что св€зана с частной собственностью на средства производства, но оно не в состо€нии сразу уничтожить несправедливость распределени€ предметов потреблени€ по труду, а не по потребност€м. »менно в этом Ћенин вслед за ћарксом видит недостатки распределени€ и неравенства буржуазного права при социализме. "“аким образом, Ч резюмирует Ћенин, Ч в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) "буржуазное право" отмен€етс€ не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т. е. лишь по отношению к средствам производства. "Ѕуржуазное право" признает их частной собственностью отдельных лиц. —оциализм делает их общей собственностью. ѕостольку и лишь постольку Ч "буржуазное" право отпадает"3.

Ќо при социализме это буржуазное право остаетс€ "в другой своей части, остаетс€ в качестве регул€тора (определител€) распределени€ продуктов и распределени€ труда между членами общества"4.

’от€ в первой фазе коммунизма, по Ћенину, уже осуществлены социалистические принципы "кто не работает, тот не должен есть", "за равное количество труда равное количество продукта", однако это еще не полный коммунизм, и это еще не устран€ет буржуазного права.

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 5,0.

2 Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 93. :l “ам же. —. 94.

4 “ам же.

√лава 1. —обственность и право 127

ќтмеча€ неизбежность этих недостатков первой фазы комму-йцзма, он продолжает: "...»бо, не впада€ в утопизм, нельз€ думать, ч“о, свергнув капитализм, люди сразу научаютс€ работать на общество без вс€ких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу. ј других норм, кроме "буржуазного права", нет. » поскольку остаетс€ еще необходимость в государстве, которое бы, охран€€ общую собственность на средства производства, охран€ло равенство труда и равенство дележа продукта"1.

¬ этой ленинской трактовке проблемы буржуазного права при социализме обозначаютс€ новые аспекты Ч взаимосв€зи этого права с государственностью при социализме, соотношение принуждени€ и добровольности в услови€х нового стро€ и т. д. –азвива€ эти аспекты темы, Ћенин пишет: "√осударство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: "каждый по способност€м, каждому по потребност€м", т. е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежити€ и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудитьс€ по способност€м. "”зкий горизонт буржуазного права", заставл€ющий высчитывать, с черствостью Ўейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, Ч этот узкий горизонт будет тогда перейден. –аспределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать "по потребности"2.

—охранение буржуазного права при социализме, таким образом, здесь конкретизируетс€ в плоскости принудительных функций права, необходимости принуждени€ дл€ нормировани€.труда и потреблени€ в первой фазе коммунизма, еще не свободного от недостатков прошлого, следов и традиций капитализма. "ќтсюда, Ч по€сн€ет Ћенин", Ч такое интересное €вление, как сохранение "узкого горизонта буржуазного права" Ч при коммунизме в его первой фазе. Ѕуржуазное право по отношению к распределению продуктов потреблени€ предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. ¬ыходит, что не только при коммунизме остаетс€ в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство Ч без буржуазии!"3.

»з по€снений Ћенина по поводу этого "парадокса" (буржуазное право и буржуазное государство Ч без буржуазии Ч при социализме) видно, что речь идет о переходе от буржуазной демократии и буржуазно-демократической государственности к диктатуре

1 “ам же. —. 95.

2 “ам же. —. 96Ч97. “ам же. —. 98Ч99.

128 –аздел ». ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

пролетариата, котора€, по его оценке, €вл€етс€ "более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс"1.

Ћенин при этом обращает внимание на государственнический и правовой аспекты такого €влени€ и пон€ти€, как демократи€. "ƒемократи€, Ч замечает он, Ч есть форма государства, одна из его разновидностей. », следовательно, она представл€ет из себ€, как и вс€кое государство, организованное, систематическое применение насили€ к люд€м. Ёто с одной стороны. Ќо, с другой стороны, она означает формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определение устройства государства и управление им"2.

„то же касаетс€ диктатуры пролетариата, "государства вооруженных рабочих", то это, по оценке Ћенина, "переходное государство"; это уже не "государство в собственном смысле слова", как при капитализме, но и при социализме "особый аппарат, особа€ машина дл€ подавлени€, "государство" еще необходимо"3. “олько при полном коммунизме исчезнет надобность в государстве, в особой машине дл€ подавлени€.

¬ том же русле развити€ демократии в процессе перехода от капитализма к коммунизму Ћенин характеризует судьбы буржуазного права при коммунизме. "ƒемократи€, Ч пишет он, Ч означает равенство. ѕон€тно, какое великое значение имеет борьба пролетариата за равенство и лозунг равенства, если правильно понимать его в смысле уничтожени€ классов. Ќо демократи€ означает только формальное равенство. » тотчас вслед за осуществлением равенства всех членов общества по отношению к владению средствами производства, т. е. равенства труда, равенства заработной платы, перед человечеством неминуемо встанет вопрос о том, чтобы идти дальше, от формального равенства к фактическому, т. е. к осуществлению правила: "каждый по способност€м, каждому по потребност€м"4. ѕреодоление "узкого горизонта буржуазного права", как и отмирание государства, св€зано здесь, следовательно, с переходом от формального равенства к фактическому равенству, что, в свою очередь, соответствует переходу общества от социалистического принципа распределени€ по труду к коммунистическому принципу распределени€ по потребност€м.

‘ормальное (правовое) равенство при социализме (т. е. буржуазное право в первой фазе коммунизма) предстает, по ћарксу и Ћенину, как распределение продуктов потреблени€ по труду (по равной трудовой мере) Ч с сохранением потребительских разли-

1 “ам же. —. 100.

2 “ам же.

3 “ам же. —. 90, 97.

4 “ам же. —. 99.

√лава 1. —обственность и право 129

чцй. ѕреодоление подобных различий при полном коммунизме, т. е. ƒостижение принципа "по потребност€м", выступает как фактическое (потребительское) равенство. ѕод фактическим равенством здесь подразумеваетс€ в общем виде преодоление принципа формального (правового) равенства (преодоление "узкого горизонта" буржуазного "равного права") в сфере потреблени€, а более конкретно Ч не нормированное равной трудовой мерой (освобожденное от принципа трудового равенства) потребление "по потребност€м".

ѕостановка вопроса о праве при социализме, таким образом, у Ћенина, как и у ћаркса, представлена в виде сохранени€ буржуазного права в первой фазе коммунизма. ƒалее, в обоих случа€х проблема права при социализме ставитс€ лишь применительно к распределению предметов потреблени€, не выходит за границы сферы потреблени€, не распростран€етс€ на отношени€ людей к средствам производства. ѕри этом в трактовках ћарксом и Ћениным данной проблемы подразумеваетс€, что в отношени€х к средствам производства "узкий горизонт" права (буржуазного "равного права") преодолеваетс€ Ч вместе с уничтожением буржуазной частной собственности на средства производства Ч уже в первой фазе коммунизма, при социализме.

—охран€ющеес€ при социализме право, следовательно, отличаетс€ не только "узким горизонтом буржуазного права", но и тесными границами сферы потреблени€. ¬не этой сферы (и, прежде всего, в отношени€х к средствам производства), согласно изложенным положени€м ћаркса и Ћенина, права при социализме нет. ќно (в непотребительских сферах) уже преодолено в процессе революционного перехода от капитализма к социализму. ѕраво, относ€щеес€ к непотребительской сфере, преодолеваетс€, по смыслу данной концепции, пролетарско-революционным путем (аналогично слому буржуазной государственной машины), а сохран€ющеес€ при социализме право (в границах сферы потреблени€) постепенно и мирно "отмирает" (аналогично диктатуре пролетариата как форме выражени€ пролетарского государства) по мере движени€ к высшей фазе коммунизма и перехода к коммунистическому принципу распределени€ предметов потреблени€ "по потребност€м".

“аково, следовательно, марксистское прогностическое виденье смысла, места и роли права в будущем обществе.

Ќо возможно ли вообще такое право? явл€етс€ ли, собственно говор€, это признаваемое дл€ социализма буржуазное "равное право" вообще правом, правом в собственном стйысле этого пон€ти€ и €влени€? »ли это буржуазное "равное право" при социализме на самом деле не есть право в собственном смысле, а нечто другое, лишь по аналогии, метафорично, по сложившейс€ традиции сло-воупотреблени€ и исторической преемственности именуемое правом, Ч подобно тому как и пролетарское государство при социализме, т. е. диктатура пролетариата, Ч это не государство в собствен-

130 –аздел ». ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизм

ном смысле слова, не собственно государственно-правова€ фор организации публичной политической власти, а кака€-то друга, форма, другой вид-власти?

Ќо прежде чем перейти к этим центральным дл€ всей наше; темы вопросам, необходимо предварительно у€снить, что же собоз представл€ет, согласно марксизму, тот социализм, в услови€х которого отчасти (т. е. только в сфере потреблени€) должно сохранитьс€ буржуазное право, буржуазное "равное право"? » в каком соотношении находитс€ этот прогностический социализм с реально-историческим?

Ѕез предварительного рассмотрени€ этих аспектов темы нельз€ пон€ть и характер соотношени€ прогнозов и реалий применительно к вопросу о судьбах права при социализме. ¬едь каков социализм, таковы и возможности (или невозможности) дл€ права, таковы его судьбы на этом отрезке истории.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 933 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1996 - | 1756 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.