Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќт капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права




ѕраво и государство, согласно марксистскому историко-мате-риалистическому учению, €вл€ютс€ надстроечными €влени€ми (формами), обусловленными базисными (производственными, экономическими) отношени€ми частнособственнического общества. ѕравовые отношени€ (и право в целом) возникают, по ћарксу, из экономических отношений частной собственности, обслуживают эти отношени€, €вл€ютс€ необходимой формой их выражени€ и существовани€. ѕоэтому марксистское негативно-коммунистическое отношение к частной собственности полностью распростран€етс€ и на все надстроечные €влени€ (право, государство и т. д.), порожденные частнособственническим способом производства, оформл€ющим и обслуживающим его.

¬ контексте такого историко-экономического материализма и в целом социальной философии марксизма право как обусловленна€ надстроечна€ форма не имеет собственной сущности, собственной ценности, собственной истории. ”ничтожение собственности по существу предопредел€ет и судьбу права.

ƒл€ ћаркса, а затем и Ћенина, вопрос о послекапиталистиче-ских судьбах права как буржуазного феномена Ч это второстепенный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, существо которого состоит в преодолении частнособственнических (экономико-стоимостных и товарно-денежных) отношений, порождающих право, правовую идеологию и всевозможные правовые иллюзии. ѕоэтому данный вопрос ставитс€ и трактуетс€ ћарксом в св€зи с прогностическим анализом проблемы распределени€ продуктов потреблени€ в услови€х будущего нетоварного стро€, возникающего в результате революционного отрицани€ частной собственности и капитализма в целом.

‘ормы распределени€ (правовые или неправовые) обусловлены, согласно ћарксу, способом самого производства. "¬с€кое распределение предметов потреблени€, Ч по€сн€ет он, Ч есть всегда лишь следствие распределени€ самих условий производства. –аспределение же последних выражает характер самого способа про-

114 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

изводства. Ќапример, капиталистический способ производства покоитс€ на том, что вещественные услови€ производства в форме собственности на капитал и собственности на землю наход€тс€ в руках нерабочих, в то врем€ как масса обладает только личным условием производства Ч рабочей силой. –аз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потреблени€. ≈сли же вещественные услови€ производства будут составл€ть коллективную собственность самих рабочих, то в результате получитс€ также и распределение предметов потреблени€, отличное от современного"1.

¬ историческом развитии и смене отношений собственности коммунизм как способ производства, идущий на смену капитализму, Ч это, согласно марксизму, прежде всего и главным образом ликвидаци€ буржуазной частной собственности и вместе с тем Ч вс€кой частной собственности, поскольку буржуазна€ частна€ собственность представл€ет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражени€ частной собственности вообще. ¬ соответствии с таким подходом также и буржуазное право выступает как наиболее развита€, исторически последн€€ форма права вообще. ѕоэтому, говор€ о праве, ћаркс, Ћенин и вообще ортодоксальный марксизм имеют в виду буржуазное право. ѕосле буржуазного права, согласно марксистской коммунистической доктрине, какое-то небуржуазное право (например, социалистическое право) просто невозможно в принципе, по определению. “ак же невозможно, как невозможна кака€-нибудь нова€ (послебуржуазна€) форма частной собственности на средства производства.

—оциализм (социализм марксистский, ленинский, пролетарско-коммунистический) Ч это, согласно доктрине и практике ее реализации (в виде реального социализма советского образца), всеобщее, последовательное и радикальное отрицание любой и вс€кой частной собственности на средства производства. ¬се остальное, что следует отсюда (в том числе и применительно к праву), что известно о доктринальном и реальном социализме, все другие его свойства, черты и характеристики (включа€ и создание правоотрицаю-щей "социалистической собственности") Ч лишь неизбежное следствие такого тотального отрицани€ частной собственности как сути коммунистического, т. е. логически и практически самого последовательного, самого антикапиталистического и самого антиприватного социализма.

ƒанное принципиальное положение четко сформулировано ћарксом и Ёнгельсом в "ћанифесте  оммунистической партии": "ќтличительной чертой коммунизма €вл€етс€ не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Ќо современна€

ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 20.

√лава 1. —обственность и право 115

буржуазна€ частна€ собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоени€ продуктов, которое держитс€ на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. ¬ этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности"1.

ƒл€ осуществлени€ этого пролетариат, по€сн€ют ћаркс и Ёнгельс, в борьбе против буржуазии объедин€етс€ в класс, путем революции завоевывает политическую власть и превращает себ€ в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздн€ет старые производственные отношени€. "ѕролетариат использует свое политическое господство дл€ того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все оруди€ производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил"2.

“аким образом, не только завоевание пролетариатом политической власти, но и последующие преобразовани€ им отношений собственности осуществл€ютс€ насильственными средствами. »ме€ в виду пролетарские преобразовани€ в способе производства, авторы "ћанифеста" писали: "Ёто может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношени€, т. е. при помощи меропри€тий, которые экономически кажутс€ недостаточными и несосто€тельными, но которые в ходе движени€ перерастают самих себ€ и неизбежны как средство дл€ переворота во всем способе производства"3.

 ака€ же форма собственности, согласно марксизму, приходит на смену ликвидируемой буржуазной частной собственности? Ёто имеет принципиальное значение, в том числе и дл€ судеб права.

¬ "ћанифесте" говоритс€ о централизации после пролетарской революции "всех орудий производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс"4. ¬месте с тем эта централизуема€ в руках пролетарского государства собственность характеризуетс€ как коллективна€ собственность, принадлежаща€ всем членам общества. "»так, Ч пишут ћаркс и Ёнгельс, Ч капитал Ч не лична€, а общественна€ сила. —ледовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. »зменитс€ лишь общественный характер собственности. ќна потер€ет свой классовый характер"5.

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 4. —. 438.

2 “ам же. —. 446. “ам же.

4 “ам же.

5 “ам же. —. 439.

116 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

Ќеобходимость перехода от буржуазной частной собственности к общественной собственности обосновываетс€ и в " апитале".

»сторический генезис капитала (т. е. буржуазной частной собственности) Ч это, по ћарксу, экспроприаци€ непосредственных производителей, т. е. уничтожение частной собственности, поко€щейс€ на собственном труде. "„астна€ собственность, как противоположность общественной коллективной собственности, Ч отмечает он, Ч существует лишь там, где средства труда и внешние услови€ труда принадлежат частным лицам. Ќо в зависимости от того, €вл€ютс€ ли эти частные лица работниками и неработниками, измен€етс€ характер самой частной собственности"1.

„астна€ собственность свободного работника на его средства производства (например, кресть€нина Ч на возделываемое им поле, ремесленника Ч на соответствующие инструменты и т. д.) составл€ет основу докапиталистического мелкого производства. “акой способ производства предполагает дробление земли и других средств производства, исключает их концентрацию и кооперацию, сковывает дальнейшее развитие производительных сил. ”ничтожение данного способа производства, "превращение индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприаци€ у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, Ч эта ужасна€ и т€жела€ экспроприаци€ народной массы образует пролог истории капитализма"2.

¬ результате первоначального капиталистического накоплени€ был осуществлен переход от частной собственности непосредственного производител€ к буржуазной частной собственности. "„астна€ собственность, добыта€ трудом собственника, основанна€, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его оруди€ми и средствами труда, вытесн€етс€ капиталистической частной собственностью, котора€ покоитс€ на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы"3.

–азвитие данного процесса приводит к превращению работников в пролетариев, а условий труда Ч в капитал.  апитализаци€ собственности Ч это вместе с тем "дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие средства производства"4.

“еперь уже экспроприации подлежит капиталист, эксплуатирующий рабочих. "Ёта экспроприаци€ совершаетс€ игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путем

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 23. —. 770Ч771.

2 “ам же. —. 771. ; “ам же. —. 772. 4 “ам же.

√лава 1. —обственность и право

централизации капиталов"1. ќбщественный характер производства требует установлени€ общественной собственности на средства и услови€ обобществленного труда. ¬месте с тем формируетс€ и организуетс€ пролетариат как класс, призванный и способный осуществить эту экспроприацию буржуазной собственности. "ћонополи€ капитала становитс€ оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. ÷ентрализаци€ средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они станов€тс€ несовместимыми с их капиталистической оболочкой. ќна взрываетс€. Ѕьет час капиталистической частной собственности. Ёкспроприаторов экспроприируют"2.

¬ социально-политическом плане така€ экспроприаци€ экспроприаторов означает пролетарскую революцию, в экономическом Ч переход от буржуазной частной собственности к собственности общественной. –езюмиру€ итоги своего анализа исторических тенденций капиталистического накоплени€, ћаркс пишет: "ѕревращение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, €вл€етс€ процессом гораздо более долгим, трудным и т€желым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейс€ на общественном процессе производства, в общественную собственность. “ам дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов"3.

ѕод упом€нутой здесь общественной собственностью в прогнозе ћаркса речь идет о собственности на средства производства при социализме (после революционной экспроприации капиталистической частной собственности). Ћогика такого прогностического вывода (как в данном контексте, так и в целом в марксистском учении о переходе от капитализма к коммунизму) вполне пон€тна. Ќо здесь же, при освещении тенденций капиталистического накоплени€, ћаркс (в духе диалектической триады: тезис Ч отрицание тезиса Ч отрицание отрицани€) пишет: " апиталистический способ присвоени€, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическа€ частна€ собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Ќо капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Ёто отрицание отрицани€. ќно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и обще-

; “ам же. \ “ам же. —. 773. “ам же..

118 –аздел ». ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

го владени€ землей и произведенными самим трудом средствами производства"1.

Ёта прогнозируема€ дл€ социализма "индивидуальна€ собственность" имеет потребительский характер и распростран€етс€ лишь на предметы потреблени€, поскольку собственность на средства производства, согласно ћарксу, €вл€етс€ здесь (при социализме) общественной.

ƒанное принципиальное обсто€тельство (потребительский характер и границы "индивидуальной собственности" при социализме, в услови€х общественной собственности на средства производства) пр€мо признаетс€ и обосновываетс€ в " ритике √отской программы", опирающейс€ на анализ и выводы " апитала". “ак, характеризу€ обменные отношени€ на первой фазе коммунизма, ћаркс пишет: "—одержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихс€ обсто€тельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потреблени€"2.

ќбщественный характер собственности на средства производства при социализме обосновываетс€ и во многих других произведени€х ћаркса и Ёнгельса. “ак, уже в "ћанифесте" подчеркиваетс€ потребительский характер индивидуального присвоени€ (т. е. личной собственности) после уничтожени€ буржуазной частной собственности и перехода к общественной собственности на средства производства. "ћы, Ч писали ћаркс и Ёнгельс о позиции коммунистов, Ч вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно дл€ воспроизводства жизни, присвоение, не оставл€ющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом"3.

¬ работе "–азвитие социализма от утопии к науке" ‘. Ёнгельс, резюмиру€ итоги развити€ от средневекового общества к капитализму и от капитализма к социализму, писал: "ѕролетарска€ революци€, разрешение противоречий: пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества... ќтныне становитс€ возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. –азвитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. ¬ той же мере, в какой исчезает анархи€ общественного производства, отмирает политический авторитет государства. Ћюди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного быти€, станов€тс€ вследствие этого господами природы, господами самих себ€ Ч свободными"4.

1 “ам же.

2 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 18. : ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 4. —. 439.

4 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 229Ч230.

√лава 1. —обственность и право 119

“акже и в трудах ¬.». Ћенина применительно к социализму речь идет об общественном характере собственности на средства производства и потребительском характере личной собственности. ¬ работе "√осударство и революци€" Ћенин вслед за ћарксом следующим образом характеризует отношени€ собственности и обусловленные ими распределительные отношени€ на первой фазе коммунизма: "—редства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. —редства производства принадлежат всему обществу.  аждый член общества, выполн€€ известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. ѕо этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потреблени€ соответственное количество продуктов. «а вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал"1.

ћарксистский социализм, социализм в трактовке ћаркса, Ёнгельса и Ћенина, социализм пролетарский, социализм с точки зрени€ "научного социализма, €вл€ющегос€ теоретическим выражением пролетарского движени€"2, Ч это по существу коммунистический социализм, составна€ часть самого коммунизма как новой (по-слекапиталистической) формации, начальна€, низша€, перва€ фаза (или ступень) коммунистического общества, за которой должна, согласно марксистскому учению, последовать высша€ фаза, полный коммунизм.

ƒанное обсто€тельство имеет существенное значение дл€ всего марксистского учени€ о переходе от капитализма к коммунизму. “ак, применительно к проблеме собственности фундаментальное единство низшей и высшей фаз коммунизма (так сказать, неполного и полного коммунизма) состоит в том, что обе эти фазы базируютс€, согласно марксизму, на общественной собственности на средства производства. ќтмеча€ это, ¬.». Ћенин писал: "Ќо научна€ разница между социализмом и коммунизмом €сна. “о, что обычно называют социализмом, ћаркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. ѕоскольку общей собственностью станов€тс€ средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм"3.

 оммунизм (естественно, с его первой фазы, с социализма), согласно марксизму, начинаетс€ и развиваетс€ как общество, основанное на общественной собственности на средства производства. –азвитие такого общества должно, согласно марксистскому прогнозу, с необходимостью привести к полному коммунизму. "Ќо, стре-

1 Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 92. ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 23U Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 98.

120 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

м€сь к социализму, Ч писал Ћенин, Ч мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в св€зи с этим будет исчезать вс€ка€ надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населени€ другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насили€ и без подчинени€"1.

¬месте с уничтожением частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства при социализме, согласно марксизму, преодолеваютс€ стоимостные отношени€, товарно-денежное производство и рынок, ввод€тс€ в масштабе всего общества централизованное плановое хоз€йство, общегосударственна€ система учета и контрол€ за мерой труда и потреблени€, всеобща€ об€занность трудитьс€ и т. д.

ќбосновыва€ концепцию нетоварного способа производства уже на низшей фазе коммунизма, ћаркс писал: "¬ обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, про€вл€етс€ здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составна€ часть совокупного труда"2.

ƒол€ отдельного производител€ в общественном рабочем дне Ч это его индивидуальный трудовой пай. » каждый отдельный производитель "получает от общества квитанцию о том, что им достав-лено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потреблени€, на ко- торое затрачено столько же труда"3.

“акую оплату индивидуального труда предметами потреблени€ ћаркс характеризует как обмен двух разных форм одного и того же количества труда Ч обмен, осуществл€емый во внетовар-ной форме и без посредства денег. –оль денег здесь осуществл€ет названна€ квитанци€ о размере трудового вклада.

Ћиквидацию товарного производства при социализме прогнозировал и ‘. Ёнгельс. "–аз общество возьмет во владение средства производства, Ч писал он, Ч то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производител€ми. јнархи€ внутри общественного производства замен€етс€ планомерной, сознательной организацией. ѕрекращаетс€ борьба за отдельное существование. “ем самым человек теперь Ч в известном

1 “ам же. —. 83.

2 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 18. : “ам же.

√лава 1. —обственность и право 121

смысле окончательно Ч выдел€етс€ из царства животных и и.з звериных условий существовани€ переходит в услови€ действительно человеческие"1. ѕреодоление товарного производства и конкуренции, введение плановости, установление власти и контрол€ людей над услови€ми своей жизни приведет, согласно Ёнгельсу, к тому, что люди станут "господами" своей обобществленной жизни2. ќбщественное бытие людей станет теперь их собственным свободным делом. „еловек возьмет под свой контроль те объективные чуждые силы, которые до этого господствовали над историей. Ћюди начнут сами вполне сознательно творить свою историю, добива€сь поставленных целей общественного развити€. "Ёто, Ч заключает Ёнгельс, Ч есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы"3.

ћарксистскую концепцию бестоварного социализма отстаивал и Ћенин. Ёто €сно из уже приведенных его высказываний. ѕри социализме, согласно Ћенину, основным средством управлени€ общественным производством и всей общественной жизнью становитс€ всеохватывающий, универсальный, всенародный учет и контроль. "”чет и контроль, Ч подчеркивает он, Ч вот главное, что требуетс€ дл€ "налаживани€", дл€ правильного функционировани€ первой фазы коммунистического общества. ¬се граждане превращаютс€ здесь в служащих по найму у государства, каковым €вл€ютс€ вооруженные рабочие. ¬се граждане станов€тс€ служащими и рабочими одного всенародного, государственного "синдиката". ¬се дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюда€ меру работы, и получали поровну"4.

“акой контроль при социализме, согласно Ћенину, должен охватить всех Ч как бывших эксплуататоров, так и рабочих, развращенных капитализмом. "¬се общество, Ч писал он, Ч будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы. Ќо эта "фабрична€" дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не €вл€етс€ ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой дл€ радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и дл€ дальнейшего движени€ вперед"5.

¬ реальной истории "деспотическое вмешательство в отношени€ собственности", а вместе с тем неизбежно и во все остальные сферы общественной, политической и духовной жизни общества предстало в виде насильственных меропри€тий пролетарской революции и тоталитарной диктатуры. ¬прочем, это вполне соответ-

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 227.

2 “ам же.

1 “ам же. —. 228.

4- Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 101.

" “ам же. —. 102.

122 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

ствовало суждени€м ћаркса о судьбах государственности после капитализма, при социализме. "ћежду капиталистическим и коммунистическим обществом, Ч утверждал он, Ч лежит период революционного превращени€ первого во второе. Ётому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата"1.

ќ каком же праве применительно к этим услови€м в прогностическом плане говорил ћаркс?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 853 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

634 - | 430 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.