Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬заимодействие права с другими социальными нормами




–авенство, будучи принципом права, имеет, разумеетс€, важное значение и с точки зрени€ всех иных (неправовых) видов социальных норм, всех других типов социальной регул€ции, но (и в этом Ч суть дела!) не в качестве их собственного принципа. ћораль, религи€, эстетика и т. д. в их взаимодействии с принципом равенства (в том или ином его про€влении и значении) по существу имеют дело с правовым началом и принципом. ѕри этом можно выделить два взаимосв€занных аспекта такого взаимодействи€: 1) соответствующее моральное, религиозное, эстетическое и т. д. отношение (понимание, воспри€тие, оценку, прит€зание, применение) к данному правовому принципу и 2) признание и выражение в праве данного отношени€-прит€зани€ (морального, религиозного и т. д.) с учетом специфических особенностей и требований самого принципа правового равенства (равна€ мера, всеобщий масштаб и т. и.).

¬ первом аспекте мы имеем дело с моральными, религиозными и т. и. формами осознани€ права (и правового равенства) и соответствующими прит€зани€ми на их правовое признание. «десь корен€тс€ истоки различных прошлых и современных представле-

82 –аздел I. ќбщие проблемы философии права

ний и концепций так называемого морального права, религиозного права и т. д. ¬о втором аспекте речь идет о правовой форме осознани€ и выражени€ этих видов правоприт€заний; сюда относ€тс€ многообразные, исторически измен€вшиес€ направлени€, формы и способы правового признани€ и закреплени€ (и, следовательно, вовлечени€ в сферу действи€ принципа правового равенства) прав и свобод людей в области морали, религии, эстетики и т. д.

’арактер и формы распространени€ принципа правового равенства на эти области духовной жизни, способы правовой защиты соответствующих запросов и интересов людей и условий дл€ их надлежащего удовлетворени€ относ€тс€ к числу существенных характеристик исторически достигнутой ступени прогресса права и свободы, развити€ форм общественного сознани€ и видов социальной регул€ции.

”тверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как духовной личности, как свободного, независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни (правовой, моральной, нравственной, эстетической, религиозной и т. д.).

—оответствующие современные требовани€ в этом плане нашли свое надлежащее выражение в  онституции –оссийской ‘едерации (ст. 2, 28, 29 и др.), согласно которой человек, его права и свободы €вл€ютс€ высшей ценностью и каждому гарантируетс€ свобода совести, свобода вероисповедани€, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распростран€ть информацию любым законным способом. ѕричем никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

¬есьма существенными в плане конституционно-правового закреплени€ моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности €вл€ютс€ также положени€  онституции (ст. 21Ч25) о защите государством достоинства личности, о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки и иных форм сообщений, на неприкосновенность жилища и т. д. ¬ этом р€ду следует отметить и.такое важное в моральном и нравственном отношении положение  онституции (ст. 51), как признание за каждым права "не свидетельствовать против себ€ самого, своего супруга и близких родственников".

ќчевидно, что такое правовое (посредством  онституции и текущего законодательства) признание, закрепление и защита свободы личности в соответствующих област€х общественной жизни (в сфере морали, нравственности, религии и т. д.) €вл€етс€ необходимым условием нормального быти€ и функционировани€ не только

√лава 8. ѕраво в системе социальных норм 83

всех этих неправовых социальных норм и регул€торов, но и самого права в общей системе социальных норм и социальной регул€ции данного общества.

ёридический подход к проблеме соотношени€ и взаимодействи€ права с другими видами социальных норм Ч с учетом правовых прит€заний морали, нравственности, религии и т. д. и адекватного (соответствующего специфике права и смыслу принципа правового равенства) правового типа, способа и формы удовлетворени€ этих прит€заний (в меру их правомерности) Ч обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регул€торов по правовому критерию, с точки зрени€ принципа свободного действи€ всех этих регул€торов (и видов социальных норм) по единому, всеобщему и общезначимому правовому основанию.

¬ услови€х развитости, самосто€тельности и отдифференци-рованности друг от друга различных видов социальных норм (морали, нравственности, религии и т. д.) именно правовой принцип согласовани€ их совместного быти€ и действи€ способен придать этому разнообразию социальных норм (и регул€торов) определенное системное единство. ¬ историческом плане такое определ€ющее значение права во всей соционормативной системе соответствует такой эпохе (а именно Ч буржуазной) социального и духовного развити€, когда правовое сознание (юридическое мировоззрение) начинает играть ведущую роль в системе форм общественного сознани€, как ранее такую роль играли мифологи€ (в эпоху становлени€ соционормативной регул€ции), потом религи€ (в древности и средние века), а затем в Ќовое врем€ Ч моральные (нравственные) воззрени€.

Ёта историческа€ смена ведущей роли разных форм общественного сознани€ и соответственно различных видов социальных норм (и регул€торов) нашла свое преломление также в процессе прогресса представлений о праве и развити€ концепций юридического правопонимани€ Ч от мифологических, религиозных, моральных, нравственных трактовок естественного и искусственного (позитивного) права до более развитых в теоретико-юридическом смысле концепций различени€ и соотношени€ права и закона.

ќчевидные недостатки разного рода теологических, моральных, нравственных и т. д. трактовок права состо€т в смешении различных видов социальных норм (и регул€торов), в игнорировании специфики права, в теологизации и этизации учени€ о праве, в подмене права религиозными или этическими феноменами, в предъ€влении действующему праву (закону) неадекватных (неправовых) требований и т. д.

ќсобо широко распространенными продолжают оставатьс€ ошибочные представлени€ о том, будто право должно быть моральным, нравственным (в подобных этических требовани€х к праву

84 –аздел I. ќбщие проблемы философии права

мораль и нравственность, как правило, отождествл€ютс€). Ќо подобное требование, если оно выходит за рамки рассмотренного нами правового способа удовлетворени€ правомерных правоприт€заний морали (или нравственности), означает по сути дела, что право должно быть не правом, а моралью, что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным.

Ќо подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализаци€ права неизбежно сопровождаетс€ юридизацией морали1.

¬ разного рода моральных (нравственных) учени€х о праве! различение права и закона (позитивного права) подмен€етс€ раз-1 личением морали и закона. » моральный подход к праву в лучшем I случае ведет через его моральную трактовку и оценку к морально-1 му обоснованию и оправданию морально "правильного" права, т. е. морального закона (позитивного права).

ћежду тем €сно, что искомой истиной и целью теоретически! развитого юридического правопонимани€ €вл€етс€ именно правовой закон, достижение которого возможно лишь на основе различени€ права и закона и с учетом специфики различных видов соци- ] альных норм.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1163 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

308 - | 275 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.