Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво как справедливость




ѕонимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себ€ с необходимостью и справедливость.

¬ контексте различени€ права и закона это означает, что спра-ведливостъ входит в пон€тие права, что право по определению справедливо, а справедливость Ч внутреннее свойство и качество права, категори€ и характеристика правова€, а не внеправова€ (не моральна€, нравственна€, религиозна€ и т. д.).

ѕоэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона Ч это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Ќо така€ же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по пон€тию) всегда справедливо и €вл€етс€ носителем справедливости в социальном мире.

Ѕолее того, только право и справедливо. ¬едь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

» по смыслу, и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового

√лава 2. —ущность права 29

начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Ћатинское слово "юстици€" (iustitia), прочно вошедшее во многие €зыки, в том числе и в русский, переводитс€ на русский €зык то как "справедливость", то как "правосудие", хот€ по существу речь идет об одном и том же пон€тии Ч о справедливости, включающей в себ€ и правосудие (и в исходном значении суждени€ по праву, и в производном значении судебного решени€ спора в соответствии с правом, справедливо).  стати, все эти аспекты правового смысла справедливости нашли адекватное отражение в образе богини —праведливости ‘емиды с ¬есами ѕравосуди€. »спользуемые при этом символические средства (богин€ с пов€зкой на глазах, весы и т. д.) весьма доходчиво выражают верные представлени€ о присущих праву (и справедливости) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (пов€зка на глазах богини означает, что абстрагированный от различий равный правовой подход ко всем, невзира€ на лица, Ч это необходимое условие и основа дл€ объективного суждени€ о справедливости).

—праведливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. ƒействовать по справедливости.Ч значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требовани€м права.

¬нутреннее единство справедливости и правового равенства (общезначимости и одинаковости его требований в отношении всех, включа€ и носителей власти, устанавливающих определенное пра-воположение) хорошо выражено в комментари€х знаменитого римского юриста ”льпиана к одному преторскому эдикту. «амечателен по своей справедливости прежде всего сам эдикт, кодифицированный —альвием ёлианом в первой половине II в. —мысл эдикта Ч в формулировании одного из существенных требований принципа равенства в сфере правотворчества и правоприменени€, который звучит так: " акие правовые положени€ кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положени€ могут быть применены и в отношении его самого" (ƒ.2.2). Ѕолее развернуто это требование в приводимом ”льпианом фрагменте эдикта выражено следующим образом: "ћагистрат или лицо, занимающее должность, облеченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъ€вит требование. ≈сли кто-либо достигнет того, что (в его пользу) будет установлено какое-либо новое правовое положение магистратом или лицом, занимающим должность, обеспеченную властью, то это же правовое положение будет применено против него, когда впоследствии его противник предъ€вит требование" (ƒ.2.2.1).

 омментиру€ данный эдикт, ”льпиан замечает: "Ёто.т эдикт устанавливает положение величайшей справедливости и не может вызвать чье-либо обоснованное неудовольствие: ибо кто отвергает,

2 Ќерсес€нц Ђ‘илософи€ праваї

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

чтобы да его делу было вынесено такое же решение, какое он сам выносит дл€ других или поручает вынести... ѕон€тно, что то право, которое кто-либо считает справедливым применить к другому лицу, должно признаватьс€ действительным и дл€ самого себ€..." (ƒ.2.2.1).

ƒругой, не менее важный, аспект единства справедливости и равенства как выражени€ соразмерности и эквивалента зафиксирован в традиционном естественноправовом определении справедливости как возда€ни€ равным за равное.

¬ обобщенном виде можно сказать, что справедливость Ч это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем Ч правова€ оценка всего остального, внеправового.

 акого-либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет. ќтрицание же правового характера и смысла справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое-нибудь неправовое начало Ч требовани€ уравниловки или привилегий, те или иные моральные, нравственные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и тому подобные представлени€, интересы, требовани€. “ем самым правовое (т. е. всеобщее и равное дл€ всех) значение справедливости подмен€етс€ неким отдельным, частичным интересом и произвольным содержанием, партикул€рными прит€зани€ми.

— этой проблемой под несколько другим углом зрени€ мы уже сталкивались при рассмотрении разных направлений критики принципа правового равенства (и права в целом) с позиций неправовой (и антиправовой) свободы.

ѕри отрицании правовой природы справедливости по существу мы имеем дело с тем же самым, но уже применительно к справедливости, т. е. с неправовой (антиправовой или внеправовой) справедливостью. ѕо логике такого подхода получаетс€, что право как таковое (право вообще, а не только антиправовой закон) несправедливо, а справедливость исходно представлена в том или ином вне-правовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т. и.) начале, правиле, требовании.

«десь, следовательно, справедливость права, если такова€ вообще допускаетс€, носит производный, вторичный, условный характер и поставлена в зависимость от подчинени€ права соответствующему "внеправовому началу. » поскольку такие внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т. д.), они неизбежно оказываютс€ во власти субъективизма, рел€тивизма, произвольного усмотрени€ и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т. д.). ќтсюда и множественность борющихс€ между собой и несогласуе-мых друг с другом внеправовых представлений о справедливости и

√лава 2. —ущность права 31

праве, односторонних претензий того или иного частного начала на всеобщее, присущее праву и справедливости.

— позиций правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой дл€ всех, независимо от их моральных, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представленными в них особыми потребност€ми, требовани€ми и т. д. Ч лишь особенные сферы в общем пространстве быти€ и действи€ права и правовой справедливости, специфические объекты, а не субъекты справедливой правовой регул€ции.

ѕраво (и правовой закон) не игнорирует, конечно, все эти особенные интересы и прит€зани€, и они должны найти в нем свое надлежащее (т. е. именно Ч справедливое) признание, удовлетворение и защиту. ј это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регул€ции) не сливаетс€ с самими этими прит€зани€ми и не €вл€етс€ нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Ќапротив, справедливость, представл€€ всеобщее правовое начало, возвышаетс€ над всем этим партикул€ризмом, "взвешивает" (на единых весах правовой регул€ции и правосуди€, посредством общего масштаба права) и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым дл€ всех правовым мерилом.

Ќапример, те или иные требовани€ так называемой "социальной справедливости", с правовой точки зрени€, имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством и их, следовательно, можно выразить в виде требований самой правовой справедливости в соответствующих област€х социальной жизни. » то, что именуетс€ "социальной справедливостью", может как соответствовать праву, так и отрицать его. Ёто различие и определ€ет позицию и логику правового подхода к соответствующей "социальной справедливости".

“ак в принципе обстоит дело и в тех случа€х, когда правовой справедливости противопоставл€ют требовани€ моральной, нравственной, политической, религиозной и иной "справедливости".

¬ пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регул€тора и необходимой формы общественных отношений свободных субъектов именно правова€ справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости в этом пространстве. ќтдава€ каждому свое, правова€ справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным дл€ всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

32 –аздел I. ќбщие проблемы философии драва





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1422 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

673 - | 521 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.