Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ права в системе наук




’от€ философи€ права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философи€ права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. ƒо этого, начина€ с древности, проблематика фи-лософско-правового профил€ разрабатываласьЧ сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самосто€тельного предмета исследовани€ Ч по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). ”  анта философи€ права представлена в виде метафизического учени€ о праве.

ѕервоначально термин "философи€ права" (вместе с определенной концепцией философии права) по€вл€етс€ в юридической науке. ≈го автором €вл€етс€ немецкий юрист √. √уго, предтеча исторической школы права. ¬ыражение "философи€ права" √уго использует дл€ более краткого обозначени€ "философии позитивного права", которую он стремилс€ разработать как "философскую часть учени€ о праве"1.

ёриспруденци€, по замыслу √уго, должна состо€ть из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. ƒл€ юридической догматики, занимающейс€ действующим (позитивным) правом и представл€ющей собой "юридическое ремесло", согласно √уго, достаточно эмпирического знани€2. ј философи€ права и истори€ права составл€ют соответственно "разумную основу научного познани€ права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)"3.

ѕри этом истори€ права призвана показать, что право складываетс€ исторически, а не создаетс€ законодателем (в дальнейшем данна€ иде€ была восприн€та и развита  .‘. —авиньи, √. ѕух-той и другими представител€ми исторической школы права).

‘илософи€ права, по √уго, это "частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам

1 Hugo G. Beitrage zur civilistischen Biicherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372 (I Ausga-be Ч 1788).

2 —м.: Hugo G. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Bd.I, Berlin, 1799. S. 15.

3 Ibid. S. 16, 45.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположени€ (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)"1.

’от€ √уго и находилс€ под определенным вли€нием  анта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского метафизического учени€ о праве. ‘илософи€ позитивного права и историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. ≈го концепци€ историчности права отвергала разумность как истории, так и права.

Ўирокое распространение термина "философи€ права" св€зано с гегелевской "‘илософией права" (1820 г.), огромна€ значимость и вли€ние которой сохранились до наших дней. Ќо "естественное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследовани€ осталось до сих пор. ѕоказательно в этой св€зи, что само гегелевское произведение, которое прин€то кратко именовать "‘илософией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "≈стественное право и наука о государстве в очерках. ќсновы философии права".

‘илософи€ права, согласно √егелю, это философска€ дисциплина, а не юридическа€, как у √уго. ѕри этом юридическа€ наука (именуема€ √егелем также как наука о позитивном праве или как позитивна€ наука о праве) характеризуетс€ им как историческа€ наука. —мысл такой характеристики √егель по€сн€ет следующим образом: "¬ позитивном праве то, что закономерно, есть источник познани€ того, что есть право, или, собственно говор€, что есть правое; тем самым позитивна€ наука о праве есть историческа€ наука, принципом которой €вл€етс€ авторитет. ¬се остальное Ч дело рассудка и касаетс€ внешнего пор€дка, сопоставлени€, последовательности; дальнейшего применени€ и т. и."2.

ёридическую науку √егель расценивает как "рассудочную науку", добавл€€, что "с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочна€ наука не имеет ничего общего"3. » не следует удивл€тьс€ тому, что по поводу рассудочных пон€тий и определений юриспруденции, представл€ющих собой дедукцию из официальных установлений законного авторитета, философи€ задает вопрос: "разумно ли при всех этих доказательствах данное определение права"4.

ѕодлинна€ наука о праве, по √егелю, представлена в философии права. "Ќаука о праве, Ч утверждает он, Ч есть часть философии. ѕоэтому она должна развить из пон€ти€ идею, представ-

1 Ibid, S. 15.

2 √егель. ‘илософи€ права. ћ, 1990. —. 250.

3 “ам же. —. 67.

4 “ам же. —. 250.

√лава 1. ѕредмет и задачи философии права 13

л€ющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета"1.

¬ соответствии с этим предмет философии права √егель формулирует следующим образом: "‘илософска€ наука о праве имеет своим предметом идею права Ч пон€тие права и его осуществление"2.

«адача философии права, по √егелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. ј это возможно лишь с помощью правильного мышлени€, философского познани€ права. "¬ праве, Ч замечает √егель, Ч человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимаетс€ наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, котора€ часто имеет дело лишь с противоречи€ми"3.

√егелевска€ трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими иде€ми о тождестве мышлени€ и быти€, разумного и действительного. ќтсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, Ч "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум"4.

√егелевское понимание предмета и задач философии права резко противосто€ло и прежним естественноправовым концепци€м права и закона, и антирационалистической критике естественного права (√уго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к прайу с позиций долженствовани€, про- тивопоставлени€ должного права Ч праву сущему ( ант, кантиан-

цы я. ‘. ‘риз5 и другие).

ѕравда, сама гегелевска€ иде€ права, составл€юща€ предмет его философии права и по существу имеюща€ в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и государственно-правовым пор€дкам в тогдашней ѕруссии). “ак что в конкретно-историческом плане эта гегелевска€ иде€ права фактически означала не "то, что есть", а то, что должно быть.

¬осход€щие соответственно к √уго и к √егелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследовани€х XIXЧXX вв.6.

1 “ам же. —. 60.

2 “ам же. —. 59.

“ам же. —. 57Ч58.

4 “ам же. —. 55.

5 — кантианских позиций должного права он остро критиковал все позитивное законодательство. Ч —м.: Fries.F. Philosophische Rechtslehre und Kritik aller positiven Gesetzgebung. Heidelberg, 1803. √егель неоднократно подвергал взгл€ды ‘риза уничижительной критике.

" —оответствующие конкретные концепции философии права философского и юридического профилей будут освещены в разделе, посв€щенном истории и современному состо€нию философии права.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ѕредставители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимани€. ѕрименительно к XIXЧXX вв. можно говорить о философско-правовых концепци€х кантианства и неокантианства, гегель€нства, младогегель€нства и неогегель€нства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т. д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

 ак сами философские учени€ непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное вли€ние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Ќо и юриспруденци€, юридико-теоретические положени€ о праве, проблемах его становлени€, совершенствовани€ и развити€ оказывают большое воздействие на философские исследовани€ правовой тематики. “аким взаимовли€нием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву Ч независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. » хот€ со второй половины XIX в. и в XX в. философи€ права по преимуществу стала разрабатыватьс€ как юридическа€ дисциплина и преподаватьс€ в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остаетс€ тесно св€занным с философской мыслью.

¬опрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов.

≈сли речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объедин€ющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин Ч юридической науки и философии. “ак что этот междисциплинарный компонент €вл€етс€ общим дл€ всех версий философии права, независимо от того, разработаны ли они как отдельна€ юридическа€ или философска€ наука.

 огда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные проблемы) любой философии права: "„то такое право?"

Ёто концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенност€ми философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучени€ и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Ќесколько упроща€, можно сказать: философское познание, философи€ (по ее предмету, методу и т. д.) Ч сфера все-

√лава 1. ѕредмет и задачи философии права 15

общего, право и правоведение Ч сфера особенного, искома€ же философией права истина о праве1, как и вс€ка€ истина, Ч конкретна. ќтсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права Ч это движение от особенного через всеобщее к конкретному.

»нтерес философии к праву и философи€ права как особенна€ философска€ наука в системе философских наук продиктованы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостоверитьс€ в том, что ее всеобщность (предметна€, познавательна€ и т. д.) действительно всеобща, что она распростран€етс€ и на такую особую сферу, как право.

“акже и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренн€€ потребность самоудостоверитьс€, что ее особенность (предметна€, познавательна€ и т. д.) Ч это действительна€ особенность всеобщего, его необходима€ составна€ часть, т. е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего.

¬ этом движении с разных сторон к философии права и философи€, и юриспруденци€ в поисках истины.о праве выход€т за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Ќо делают они это по-своему.

¬ философии права как особой философской дисциплине (нар€ду с такими особенными философскими дисциплинами, как философи€ природы, философи€ религии, философи€ морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. —ущественное значение при этом придаетс€ содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенност€м данного объекта (права), его осмыслению, объ€снению и освоению в пон€тийном €зыке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

¬ концепци€х же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различи€х, как правило, доминируют правовые мотивы, направлени€ и ориентиры исследовани€. ≈го философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребност€ми самой правовой сферы в философском осмыслении.

1 ≈сли бы, как утверждает √егель, "истина о праве" была "открыто дана в публичных законах" {√егель. ‘илософи€ права. —. 46), то не только юриспруденци€, но и философи€ права, в том числе и его философи€ права, были бы излишни. Ќо это как раз не так.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ќтсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрени€, в системе философского учени€ о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о пут€х и методах познани€, о системе ценностей и т. д.

Ќередко при этом в поле философского анализа оказываютс€ (в силу их фундаментальной значимости дл€ теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: пон€тийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, иерархи€ источников позитивного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, вол€ в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и об€занностей, правопор€док и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т. д.

√лавное, разумеетс€, не в том или ином наборе тем и проблем, а.в существе их осмысливани€ и толковани€ с позиций предмета философии права, в русле его развертывани€ и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

—тепень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно завис€т от общего состо€ни€ философии и юриспруденции в стране. «аметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

¬ нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещаетс€ по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане.

“радиционно большее внимание, хот€ и €вно недостаточное, удел€етс€ философско-правовой проблематике в юридической науке.

ƒело здесь обстоит таким образом, что философи€ права, ранее разрабатывавша€с€ в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформл€етс€ в качестве самосто€тельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значени€ (нар€ду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

» в таком качестве философи€ права призвана выполн€ть р€д существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных св€зей юриспруденции с философией и р€дом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

√лава 2. —ущность права 17





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1874 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

683 - | 541 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.