Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво как свобода




— принципом формального равенства св€зано и понимание права как формы общественных отношений.

—пецифика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действи€х и взаимоотношени€х общей норме. Ќезависимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинакова€, равна€ подчиненность общей норме определ€ют смысл и существо правовой формы быти€ и выражени€ свободы.

ѕравова€ форма свободы, демонстриру€ формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.

ƒл€ всех тех, чьи отношени€ опосредуютс€ правовой формой, Ч как бы ни был узок этот правовой круг, Ч право выступает как

√лава 2. —ущность права 23

всеобща€ форма, как общезначимый и равный дл€ всех этих лиц (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д.) одинаковый масштаб и мера. ¬ целом всеобщность права как единого и равного (дл€ того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно Ч меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга).

Ќеобходима€ внутренн€€ взаимосв€зь правового равенства и всеобщности правовой формы очевидна: правова€ мера всеобща лишь в тех пределах и постольку, пока и поскольку она остаетс€ единой (и, следовательно, равной) дл€ различных объектов измерени€ (регул€ции), в своей совокупности образующих сферу этой всеобщности, т. е. круг различных отношений, измер€емых общей (единой) мерой. ¬сеобщность эта, следовательно, относительна, Ч она ограничена пределами действи€ единой меры в различных отношени€х. —амо равенство здесь состоит в том, что поведение и положение субъектов данного общего круга отношений и €влений подпадают под действие единой (общей, равной) меры.

“ака€ формальность Ч внутренне необходимое, а не случайное свойство вс€кого права. ‘орма здесь не внешн€€ оболочка. ќна содержательна и единственно возможным способом, точно и адекватно выражает суть опосредуемых данной формой (т. е. охватываемых и регулируемых правом) отношений Ч меру свободы индивидов по единому масштабу. —воим всеобщим масштабом и равной мерой право измер€ет, "отмер€ет" и оформл€ет именно свободу индивидов, свободу в человеческих взаимоотношени€х Ч в действи€х, поступках, словом, во внешнем поведении людей. ƒозволени€ и запреты права как раз и представл€ют собой нормативную структуру и оформленноеть свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развити€.

—вобода индивидов и свобода их воли Ч пон€ти€ тождественные. ¬ол€ в праве Ч свободна€ вол€, котора€ соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. ¬олевой характер права обусловлен именно тем, что право Ч это форма свободы людей, т. е. свобода их воли. Ётот волевой момент (в той или иной, верной или неверной интерпретации) присутствует в различных определени€х и характеристиках права в качестве волеустановленных положений (јристотель, √роций и др.), выражени€ общей воли (–уссо), классовой воли (ћаркс и марксисты) и т. д.

—вобода, при всей кажущейс€ ее простоте, Ч предмет сложный и дл€ понимани€ и тем более дл€ практического воплощени€ в формах, нормах, институтах, процедурах и отношени€х общественной жизни.

24 –аздел I. ќбщие проблемы философии права

¬ своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой ступени люди и народы не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни €сного понимани€ предсто€щей свободы.

ѕоскольку свобода всегда св€зана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, она прежде всего ассоциируетс€ у большинства с самим процессом высвобождени€ от прошлого, со свободой от чего-то (или свободой против чего-то). ѕри таком негативном воспри€тии свободы кажетс€, будто освобождение от некоторого известного по прошлому опыту гнета Ч это освобождение на все будущее от всего негативного и достижение абсолютной свободы и счасть€. ѕодобные иллюзии, абсолютизирующие некую относительную ступень и форму будущей свободы, не только типичны, но, видимо, и социально-психологически необходимы дл€ надлежащей мотивации активной борьбы за нее против прошлого.

ѕри этом даже среди участников процесса освобождени€ от старого царит разнобой в представлени€х о позитивном смысле гр€дущей свободы, в ответах на вопросы типа: —вобода дл€ чего? —вобода к чему?  ака€ именно свобода?  онкретные представлени€ по этому кругу проблем формируютс€ позже, так сказать постфактум.

ќтмеча€ различные значени€, придаваемые слову "свобода", ћонтескье в работе "ќ духе законов" писал: "Ќет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово "свобода". ќдни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие Ч право избирать того, кому они должны повиноватьс€; третьи Ч право носить оружие и совершать насилие; четвертые Ч вид€т ее в привилегии состо€ть под управлением человека своей национальности или подчин€тьс€ своим собственным законам. Ќекий народ долгое врем€ принимал свободу за обычай носить длинную бороду. »ные соедин€ют это название с известной формой правлени€, исключа€ все прочие"1.

“ем, кто высвободилс€ из тисков прежней несвободы, свобода кажетс€ вольницей, м€гким податливым материалом, из которого можно лепить все, что душа пожелает и воображение подскажет. ѕафос такого настроени€ удачно выражен в поэтической строчке ¬. ’лебникова: "—вобода приходит нага€". Ќо такой она только грезитс€. Ќа самом деле свобода приходит в мир и утверждаетс€ в нем в невидимом, но прочном оде€нии права. Ёто, конечно, более скучна€ матери€ Ч правопор€док, дозволени€ и запреты, правонарушени€, ответственность и т. д. Ќо такова действительность свободы.

 акой-либо другой формы быти€ и выражени€ свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. ƒа это и невозможно ни логически, ни практически... “ак же невозможно, как и друга€ "арифметика", где бы дважды два равн€лось не четырем, а п€ти или чему-то другому.

ћонтескье Ў. »збранные произведени€. ћ., 1955. —. 288.

√лава 2. —ущность права 25

Ћюди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Ќеправова€ свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называема€ "свобода" без равенства Ч это идеологи€ элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы Ч идеологи€ рабов и угнетенных масс (с требовани€ми иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т. д.). »ли свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных про€влени€х). “ретьего здесь не дано: неправо (и несвобода) Ч всегда произвол.

ќтсюда и многоликость произвола (от "м€гких" до самых жестких, тиранических и тоталитарных про€влений). ƒело в том, что у права (и правовой формы свободы) есть свой, только ему внутренне присущий, специфический принцип Ч принцип формального равенства. ” произвола же нет своего принципа; его принципом, если можно так выразитьс€, €вл€етс€ как раз отсутствие правового принципа, отступлени€ от этого принципа, его нарушение и игнорирование. Ѕесправна€ свобода Ч это произвол, тирани€, насилие.

‘ундаментальное значение свободы дл€ человеческого быти€ в целом выражает вместе с тем место и роль права в общественной жизни людей. Ќаблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождени€ людей от различных форм личной зависимости, угнетени€ и подавлени€ Ч это одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых (и государственно-правовых) формах выражени€, существовани€ и защиты этой развивающейс€ свободы. ¬ этом смысле можно сказать, что всемирна€ истори€ представл€ет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. — правовой же точки зрени€ этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаютс€ формально равными субъектами права.

»сторическое развитие свободы и права в человеческих отношени€х представл€ет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. „ерез механизм права Ч формального (правового) равенства Ч первоначально несвободна€ масса людей постепенно, в ходе исторического развити€ преобразуетс€ в свободных индивидов. ѕравовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопор€дка.

ќб этом убедительно свидетельствует практический и духовный опыт развити€ свободы, права, равенства и справедливости в человеческих отношени€х.

ћежду тем повсеместно довольно широко распространены представлени€ о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. ќни обусловлены во многом тем, что

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

под правом имеют в виду любые велени€ власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер.

Ќередко свобода противопоставл€етс€ равенству. «десь можно выделить несколько направлений критики равенства (по сути дела Ч правового равенства) с позиций той или иной концепции свободы.

“ак, уже р€д софистов младшего поколени€ (ѕол,  алликл,  ритий) отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве "лучших" на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми и т. д. јналогичный подход в XIX в. развивал ‘. Ќицше. –елигиозно-аристократическую концепцию "свободы личности" (в духе апологии неравенства и критики равенства) обосновывал в XX в. ».ј. Ѕерд€ев1.

¬ отличие от аристократической критики правового равенства "сверху" (в пользу элитарных версий свободы) марксистское отрицание правового равенства и права в целом идет "снизу" (в цел€х всеобщего прыжка в коммунистическое "царство свободы", утверждени€ "фактического равенства" и т. д.).

¬ наши дни широко распространено представление (ошибочное и опасное), будто "суть перемен, которые идут в –оссии и в посткоммунистических странах" (т: е. их "модернизаци€"), состоит "в переходе от логики равенства к логике свободы"2. “ут социализм с его уравниловкой (т. е. антиподом права и равенства) предстает как царство равенства, от которого надо перейти в царство свободы без равенства.

¬ этих и сходных противопоставлени€х свободы и равенства данным €влени€м и пон€ти€м по существу придаетс€ (в силу ошибки, социальных интересов и т. д.) произвольное значение.

≈сли речь действительно идет о свободе, а не о привилеги€х, произволе, деспотизме, то она просто невозможна без принципа и норм равенства, без общего правила, единого масштаба и равной меры свободы, т. е. без права, вне правовой формы. —вобода не только не противоположна равенству (а именно Ч правовому равенству), но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. —вобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга. — одной стороны, исходной и определ€ющей фигурой свободы в ее человеческом измерении €вл€етс€ свободный индивид Ч необходима€ основа правоспособности и правосубъектности вообще; с другой стороны, эту свободу индивидов можно выразить лишь через всеобщий принцип и нормы равенства этих индивидов в определенной сфере и форме их

1 —м.: Ѕерд€ев ».ј. ‘илософи€ неравенства. ћ., 1990. —. 68, 75, 128, 131.

2  озловский ¬. ¬., ”ткин ј. »., ‘едотова ¬. √. ћодернизаци€: от равенства к свободе. —ѕб., 1995. —. 3.

√лава 2. —ущность права 27

взаимоотношений. ѕраво не просто всеобщий масштаб и равна€ мера, а всеобщий масштаб и равна€ мера именно и прежде всего свободы индивидов. —вободные индивиды Ч "матери€", носители, суть и смысл права. “ам, где отрицаетс€ свободна€ индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет и не может быть права (и правового принципа формального равенства), там не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных (групповых, коллективных, институциональных и т. д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.

Ёти положени€ в полной мере относ€тс€ и к такой существенной сфере жизнеде€тельности общества, как экономика и производство, как отношени€ собственности в целом1. —ама возможность наличи€ начал свободы, права, равенства людей в сфере экономической жизни общества с необходимостью св€зана с признанием правоспособности (а, следовательно, и свободы, независимости, самосто€тельности) индивида в отношени€х собственности, т. е. признани€ за индивидом способности быть субъектом права собственности на средства производства. «десь особо следует подчеркнуть то обсто€тельство, что именно отношени€ по поводу средств производства образуют содержание, смысл и суть экономических отношений. “ам, где сложились и действуют правовые формы экономических отношений, где, следовательно, признано и функционирует право собственности индивида на средства производства, там и другие (непроизводственные) объекты, включа€ предметы личного потреблени€, вовлекаютс€ в сферу правовых отношений собственности, станов€тс€ объектом права собственности. Ќо собственность на предметы потреблени€ носит вторичный, производный характер, завис€щий от наличи€ или отсутстви€, признанности или не-признанности в соответствующем обществе права собственности индивидов на средства производства.

»ндивид как субъект права собственности (и прежде всего Ч на средства производства) Ч исходна€ база и непременное предварительное условие дл€ возможности также и других, неиндивидуальных (групповых и т. д.) субъектов права собственности ("юридических лиц").

1 Ёта проблематика, важна€ сама по себе, приобретает особую актуальность в услови€х современных радикальных преобразований отношений собственности в –оссии и многих других бывших социалистических странах дл€ анализа смысла и. итогов коммунистического отрицани€ капитализма (с соответствующими отношени€ми частной собственности и буржуазным правом) и поиска путей перехода от социализма с его отрицанием индивидуальной свободы, собственности и права к постсоциалистическому экономико-правовому строю. ѕодробнее эта проблематика будет освещена в IIЧIV разделах.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

¬ целом право собственности Ч это свобода индивидов и других субъектов социальной жизни, причем свобода в ее адекватной правовой форме и, что особо важно подчеркнуть, свобода в такой существенной сфере общественной жизни, как отношение к средствам производства, экономика в целом.

»сторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом св€заны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. —обственность €вл€етс€ не просто одной из форм и направлений выражени€ свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву дл€ свободы и права. √де полностью отрицаетс€ право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право.

¬ логике таких взаимосв€зей собственности, свободы и права корен€тс€ глубинные причины несовместимости социализма (всеобщий запрет частной собственности, ее обобществление и т. д.) с правом и свободой. Ётой же логикой определ€етс€ фундаментальное значение десоциализации собственности во всем процессе перехода от тоталитарного социализма к началам права и свободы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1561 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

547 - | 472 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.