Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво как формальное равенство




ѕон€тие "равенство" представл€ет собой определенную абстракцию, т. е. €вл€етс€ результатом сознательного (мыслительного) абстрагировани€ от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. ”равнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходимость абстрагироватьс€ от таких различий) с точки зрени€ соответствующего основани€ (критери€) уравнивани€.

“ак, уравнивание разных объектов по числовому основанию (дл€ определени€ счета, веса и т. д.) абстрагируетс€ от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

¬ этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, "очищенное" от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

ѕравовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. ќснованием (и критерием) правового уравнивани€ различных людей €вл€етс€ свобода индивида в общественных отношени€х, признаваема€ и утверждаема€ в форме его правоспособности и правосубъектности. ¬ этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.

ѕравовое равенство в свободе как равна€ мера свободы означает и требование соразмерности, эквивалента в отношени€х между свободными индивидами как субъектами права.

ѕравовое равенство Ч это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему дл€ всех масштабу, единой норме, равной мере. “ам же, где люди дел€тс€ на свободных и несвободных, последние относ€тс€ не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распростран€етс€.

ѕравовое равенство Ч это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равна€ мера свободы индивидов. ѕраво говорит и действует €зыком и средствами такого равенства и благодар€ этому выступает как всеобща€ и необходима€ форма быти€, выражени€ и осуществлени€ свободы в совместной жизни людей. ¬ этом смысле можно сказать, что право Ч математика свободы1.

ѕричем можно, видимо, допустить, что математическое равенство как логически более абстрактное образование €вл€етс€ исторически более поздним и производным от идеи правового равенства. ѕоследующее, более интенсивное (чем в праве) развитие и на-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

учна€ разработка начал равенства в математике породило представление, будто иде€ равенства пришла в право из математики.

ѕодобна€ трактовка встречаетс€ уже у пифагорейцев, чьи серьезные зан€ти€ математикой сочетались с увлечени€ми цифровой мистикой и экстрапол€цией математических представлений о равенстве на общественные €влени€, включа€ и право. —ущность мира (физического и социального), согласно пифагорейцам, есть число, и все в мире имеет цифровую характеристику и выражение. “ракту€ равенство как надлежащую меру в виде определенной (числовой по своей природе) пропорции, они в духе своей социальной математики выражали справедливость (т. е. право с его принципом равенства) числом четыре. ќбосновывали они это тем, что четыре Ч это первый квадрат, т. е. первое число, полученное от умножени€ одного числа (числа два) на самого себ€, а сущность справедливости состоит в воздании равным за равное1. ѕо этому поводу јристотель позднее писал: "»так, ѕифагор начал говорить о добродетели, но неправильно. ƒело в том, что, возвод€ добродетели к числам, он создавал ненадлежащее учение о добродетел€х. ¬едь справедливость не есть число, помноженное само на себ€"2.

ќднако несмотр€ на эту критику и јристотель (вслед за —ократом и ѕлатоном) остаетс€ при рассмотрении проблемы равенства во многом под вли€нием пифагорейских математических представлений о равенстве, хот€ и без соответствующей цифровой магии. Ёто отчетливо про€вл€етс€, например, там, где —ократ, ѕлатон и јристотель, характеризу€ равенство как принцип справедливости и права, различают два вида равенства: равенство арифметическое (равенство меры, числа, веса и т. д.) и геометрическое (равенство по геометрической пропорции).  стати говор€, такое математическое понимание природы правового равенства лежит и в основе весьма вли€тельной до наших дней аристотелевской концепции разделени€ справедливости на уравнивающую и распредел€ющую.

ѕифагорейска€ подмена правового равенства различными верси€ми математического равенства отражает неразвитые представлени€ о праве, игнорирует его специфику и противоречит его смыслу. ѕраво не нуждаетс€ ни в социальной математике, ни в математических определени€х правового равенства, поскольку оно уже исходно обладает собственным принципом равенства и само по себе €вл€етс€ математикой (в смысле учени€ о равенствах и неравенствах) в специфической сфере своего быти€ и действи€.

»так, в социальной сфере равенство Ч это всегда правовое равенство, формально-правовое равенство. ¬едь правовое равенство, как и вс€кое равенство, абстрагировано (по собственному осно-

1 —м.: ћаковелъский ј. ƒосократики.  азань, 1919, ч. 3. —. XVI.

2 “ам же. —. 69.

√лава 2. —ущность права 19

ванию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер.

ѕо поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. ¬ их основе, в конечном счете, лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как правовое (формально-правовое, формальное) равенство.

“ак, нередко (в прошлом и теперь) правовое равенство смешиваетс€ с разного рода эгалитаристскими (фактически уравнительными) требовани€ми, с уравниловкой и т. д. или, напротив,, ему противопоставл€ют так называемое "фактическое равенство". ѕодобна€ путаница всегда так или иначе носит антиправовой характер.

„то такое формальное (правовое) равенство, т. е. то, что отрицаетс€ "фактическим равенством", Ч это пон€тно, €сно и рационально выразимо. “ого же самого никак нельз€ сказать о "фактическом равенстве", т. е. про то, что им отстаиваетс€. ѕри ближайшем рассмотрении оказываетс€, что "фактическое равенство" имеет рациональный смысл лишь как отрицание (а именно Ч как отрицание формального, правового равенства), но как утверждение (как нечто позитивное) оно, "фактическое равенство", Ч величина иррациональна€, "фантазм" типа "дерев€нного железа", вербальна€ конструкци€, подразумевающа€ нечто совершенно иное, чем равенство.

"‘актическое равенство" Ч это смешение пон€тий "фактическое" и "нефактическое" (формальное) и противоречие в самом пон€тии "равенства". ¬едь "равенство" имеет смысл (как пон€тие, как регул€тивный принцип, масштаб измерени€, тип и форма отношений и т. д.) лишь в контексте различени€ "фактического" и "формального" и лишь как нечто "формальное", отделенное (абстрагированное) от "фактического" Ч подобно тому, как слова отделены от обозначаемых вещей, цифры и счет Ч от сосчитываемых предметов, весы Ч от взвешиваемой массы и т. д.

»менно благодар€ своей формальности (абстрагированности от "фактического") равенство может стать и реально становитс€ средством, способом, принципом регул€ции "фактического", своеобразным формальным и формализованным "€зыком", "счетом", "весами", измерителем всей "внеформальной" (т. е. "фактической") действительности. “ак обстоит дело и с формально-правовым равенством.

»стори€ права Ч это истори€ прогрессирующей эволюции содержани€, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. –азным этапам исторического развити€ свободы и права в человеческих отношени€х присущи свой масштаб и сво€ мера свободы, свой круг субъектов и отноше-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ний свободы и права, словом Ч свое содержание принципа формального (правового) равенства. “ак что принцип формального равенства представл€ет собой посто€нно присущий праву принцип с исторически измен€ющимс€ содержанием.

¬ целом историческа€ эволюци€ содержани€, объема, сферы действи€ принципа формального равенства не опровергает, а, наоборот, подкрепл€ет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регул€ции (моральной, религиозной и т. д.). — учетом этого можно сказать, что право Ч это нормативна€ форма выражени€ свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношени€х.

»сходные фактические различи€ между людьми, рассмотренные (и регулированные) с точки зрени€ абстрактно-всеобщего правового принципа равенства (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидовЧсубъектов права). ѕраво как форма отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упор€дочивает эти различи€ по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различи€ в формально-определенные неравные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей. ¬ этом по существу состо€т специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредовани€, регул€ции и упор€дочени€ общественных отношений.

ѕравовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) Ч однопор€дковые (предполагающие и дополн€ющие друг друга) правовые определени€ и характеристики и пон€ти€, в одинаковой степени противосто€щие фактическим различи€м и отличные от них. ѕринцип правового равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Ѕлагодар€ праву хаос различий преобразуетс€ в правовой пор€док равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме.

ѕризнание различных индивидов формально равными Ч это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т. д., но это не означает равенства уже приобретенных конкретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д. ‘ормальное право Ч это лишь правоспособность, абстрактна€ свободна€ возможность приобрести Ч в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регул€ции Ч свое, индивидуально-определенное право на данный объект. ѕри формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможност€ми, услови€ми и обсто€тельствами их жизни и т. д.) будут неравными: жизненные различи€, измер€емые и оцениваемые одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге различи€ в приобретенных, лично принадлежащих конкретному субъекту (в этом смысле Ч субъективных) правах. “акое различие в приобретенных правах у разных лиц €вл€етс€ необходимым результатом как раз соблюдени€, а не нарушени€ принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. –азличие в приобретенных правах не нарушает и не отмен€ет принципа формального (правового) равенства.

—равним дл€ иллюстрации три разные ситуации. ƒопустим, в первой ситуации право приобрести в индивидуальную собственность землю или мастерскую имеют лишь некоторые (докапиталистическа€ ситуаци€), во второй ситуации Ч все (капиталистическа€ ситуаци€), в третьей ситуации Ч никто в отдельности (социалистическа€ ситуаци€). ¬ первой и второй ситуаци€х все, кто наделены соответствующим правом, €вл€ютс€ формально (юридически) равными, обладают равной правоспособностью независимо от того, приобрели ли они в действительности право собственности на соответствующие объекты, стали ли они реально собственниками какого-то определенного участка земли, конкретной мастерской или нет. ќдно дело, конечно, иметь право (правоспособность) что-то приобрести, сделать и т. д., другое дело Ч реализовать такую формальную, абстрактно-правовую возможность и приобрести реальное право на определенное благо. Ќо право Ч это лишь равный дл€ различных людей формализованный путь к приобретению прав на различные вещи, предметы, блага, а не раздача всех этих вещей и благ поровну каждому.

Ќо в правовом упор€дочении различий по единому основанию и общему масштабу как раз и присутствует признание формального (правового) равенства и свободы всех тех, на кого распростран€етс€ данна€ правова€ форма отношений. “ак, во второй ситуации все формально равны и свободны, хот€ реально приобретенные права на соответствующие объекты (средства производства) у разных лиц различны. ¬ первой (докапиталистической) ситуации в соответствующую сферу правового равенства и свободы допущены лишь некоторые; отсутствие же у остальных соответствующего права (правоспособности) означает непризнание за ними формального (правового) равенства и свободы. «десь, в первой ситуации, само право (формальное равенство, правоспособность, пользование правовой формой и т. д.), а вместе с ней и свобода представл€ют собой привилегию дл€ некоторых индивидов против остальной части общества.

¬ третьей (социалистической) ситуации нет ни правовых привилегий (права-привилегии) первой ситуации, ни различий в пра-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

вах на соответствующие объекты, поскольку в отношении к этим объектам как средствам производства никто вообще, не имеет права (ни правоспособности, ни тем более реально приобретенного права) на индивидуальную собственность. ќтсутствие у индивида определенного права Ч это вместе с тем отсутствие и соответствующей индивидуальной свободы. «десь, следовательно, в рассматриваемом отношении вообще отсутствует правовой принцип формального равенства и свободы индивидов, и общество в данной третьей ситуации не конкретизируетс€ на индивидовЧсубъектов права. ќбщественные (в том числе и хоз€йственные) отношени€ регулируютс€ здесь иными (неправовыми) средствами и нормами.

‘ормы про€влени€ равенства как специфического принципа правовой регул€ции нос€т социально-исторический характер. Ётим обусловлены особенности таких форм в различных социально-экономических формаци€х, на разных этапах исторического развити€ права, изменени€ объема и содержани€, места и роли принципа правового равенства в общественной жизни.

¬месте с тем данный принцип Ч при всем историческом многообразии и различии его про€влений :Ч имеет универсальное значение дл€ всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регулировани€ общественных отношений свободных индивидов. ¬езде, где действует принцип формального равенства, там есть правовое начало и правовой способ регул€ции: где действует право, там есть данный принцип равенства. √де нет этого принципа равенства, там нет и права как такового. ‘ормальное равенство свободных индивидов тем самым €вл€етс€ наиболее абстрактным определением права, общим дл€ вс€кого права и специфичным дл€ права вообще.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1693 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

554 - | 438 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.