Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредмет философии права




‘илософи€ права занимаетс€ исследованием смысла права, его сущности и пон€ти€, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

ѕравова€ тематика, как известно, изучаетс€ всей юридической наукой, предметом которой €вл€етс€ так называемое позитивное (положительное) право. ѕри этом дл€ традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властна€ данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное врем€ и в данном месте. Ќеобходимость и важность как официально-властного установлени€ действующего права, так и его изучени€ методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитиче-ска€ обработка нормативного материала, его комментирование, систематизаци€ и классификаци€, разработка вопросов законодательства и правоприменени€, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. ¬се это имеет большое практическое и научное значение.

Ќо вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуетс€ "юридической догматикой") остаетс€ целый р€д проблем общетеоретического, философского профил€, которые вход€т в предметную область философии права.

ќфициально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, Ч это, конечно, существенный факт, значимый не только дл€ практики, но и дл€ любой теории. » с этим обсто€тельством считаетс€ не только юридическа€ догматика, но и люба€ философи€ права.

ќднако уже на уровне обыденного сознани€ (при всей его законопослушности и почтении к власт€м) очевидно, что одно дело Ч авторитет законодател€ и совсем другое дело Ч разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируютс€ все основные стороны жизни человека, его права и об€занности.

ѕо своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошиба€сь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущен-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ном" через сознание) и осмысленном мире, и это относитс€ к числу фундаментальных свойств человеческого быти€, ориентации и де€тельности в мире. „еловеческий способ быти€ включает в себ€ уразумение, осмысление, понимание этого быти€, себ€ и всего остального мира, себ€ в мире и мира в себе.

“ак же в принципе обстоит дело во взаимоотношени€х человека с миром права. ќн подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнени€м, проверкам, суждени€м и оценкам своего разума Ч обыденного, теоретического, философского.

Ёто испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хот€ и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к власт€м и их установлени€м, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного быти€ человека, потребност€ми познани€ природы и смысла права, его места и значени€ в совместной жизни людей.

÷ель разума Ч истина, и философи€ права зан€та поисками истины о праве.

— точки зрени€ позитивного права, вс€ истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеютс€ в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установлени€, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говор€, Ч закон.

“акой подход к праву, свод€щий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествл€ющий право и закон, характерен дл€ юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex Ч закон). «десь, следовательно, истина о праве исчерпываетс€ волей законодател€, мнением и позицией официально-властного установител€ позитивного права.

Ёта позици€, конечно, не соответствует природе и требовани€м разума, ориентированного не на мнени€ и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае Ч о праве.

”же простые размышлени€ о позитивном праве порождают целый р€д вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимани€. ѕочему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? ќт чего зависит сама эта позитиваци€ чего-то в качестве права Ч только ли от позиции и воли законодател€ или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не завис€щие от этой воли, основани€ законотворчества? „то такое, собственно говор€, право? ¬ чем состо€т его природа и сущность,

√лава 1. ѕредмет и задачи философии права 9

его специфика, его отличительные особенности?  аково соотношение права и других социальных норм? ѕочему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваютс€ возможностью принуждени€? ¬ чем ценность права? —праведливо ли право и в чем состоит справедливость права? ¬с€кий ли закон €вл€етс€ правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона?  аковы предпосылки и услови€ дл€ господства права, каков путь к правовому закону?

ќсновной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различени€ и соотношени€ права и закона, котора€ имеет определ€ющее значение дл€ любого теоретически последовательного правопонимани€ и обозначает предметную область философии права.

Ѕез той или иной концепции такого различени€ права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемс€ в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела Ч в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведени€ и легизма.

ѕрошлые и современные философские учени€ о праве включают в себ€ тот или иной вариант различени€ права и закона, что собственно и определ€ет философско-правовой профиль соответствующего подхода. –ечь при этом идет о различных формулировках такого различени€, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспруденции), разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.

«а этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотношение1.

“акое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и пон€тийно, по своему смыслу выступает как обща€ теори€ дл€ всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различени€ и тем самым позвол€ет пон€ть и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений.

1 —м.: Ќерсес€чщ B.C. –азличение и соотношение права и закона как междисциплинарна€ проблема// ¬опросы философии права. ћ., 1973. —. 39 Ч 44; ќн же. ѕраво и закон. ћ., 1983.

10 –аздел I. ќбщие проблемы философии права

¬едь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием "философи€ права" и дает содержательное основание дл€ их понимани€ и толковани€ в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).

“а или ина€ концепци€ правопонимани€ (в русле определенного варианта различени€ и соотношени€ права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-пон€тийном единстве, во всех его определени€х и реальных про€влени€х.

Ѕытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себ€ правовую определенность и упор€доченность мира человеческого быти€, правовое понимание и правовой подход к основным отношени€м, формам, институтам и установлени€м в общественной жизни людей.

Ётот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распростран€етс€ и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. ѕоэтому в предметную область философии права традиционно включаютс€ проблемы философского исследовани€ государства, тематика философии государства.

Ёто обусловлено уже тем, что государство устанавливает, поддерживает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеоб€зательность возможностью применени€ соответствующего государственного принуждени€. Ќо в поле фило-софско-правового интереса, помимо законодательной, законозащит-ной и иной де€тельности государства, находитс€ и целый р€д других проблем, в числе которых: право и государство, человек Ч общество Ч государство, правовые формы осуществлени€ функций государства, правова€ организаци€ самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализаци€ идеи господства права и т. д.

–азличение и соотношение права и закона и представл€ет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вс€ эта проблематика правопонимани€ (от пон€ти€ права до правового понимани€ закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учени€.

—мысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права €вл€етс€ право в его различении и соотношении с законом.

ѕод углом зрени€ именно такого понимани€ предмета данного курса в нем рассматриваютс€ как основные проблемы философии права (обща€ часть курса), так и различные прошлые и современ-

√лава 1. ѕредмет и задачи философии права 11

ные концепции философии права (специальна€ часть курса, посв€щенна€ историческому развитию и современному состо€нию философии права).

ѕри этом отбор проблем общей части и философско-правовых концепций в специальной части курса продиктован задачами достаточно полного дл€ учебных целей освещени€ основных моментов предмета философии права.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1295 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

536 - | 501 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.