Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћодели и типы реальности




ћы видим, что в онтологических модел€х античных фи≠лософов отсутствует иде€ встроенности вс€кого эмпириче≠ского предмета в структуру ”ниверсума, зависимости качествен≠ного про€влени€ вещи от условий ее быти€. ¬вед€ пон€тие физической относительности, современна€ наука определен≠ным образом сблизила позиции ѕлатона и јристотел€. Ќеиз≠менный по своей сути структурно-идеальный и изменчивый субстратно-материальный аспекты реальности не противосто≠€т друг другу (как это выгл€дит у ѕлатона), но и не слиты на≠прочь в бытии каждого индивидуального предмета (как пола≠гал јристотель). —овременна€ модель онтологии включает в себ€ некий эколого-топологический принцип, идею относитель≠ности к "месту", к "пространству качественного быти€". Ѕытие вещи неотделимо от "места", которое она в данный момент занимает. Ќо "место" Ч вовсе не чувственно наблюдаемые усло≠ви€, в которых находитс€ предмет; скорее это нека€ "умопости≠гаема€ структура реальности", отображаема€, например, в фи≠зике в виде пон€ти€ "системы отсчета". ѕоэтому вещь, вз€тую в пространстве своего качественного быти€, было бы неверно отождествл€ть с "эмпирическим объектом" самим по себе, в действительности Ч это некий "частичный", или абстрактный объект, т. е. предмет, вз€тый не вообще, а в том или ином отно≠шении, аспекте, интервале.

¬ св€зи со сказанным мы подходим к фундаментальной про≠блеме: как понимать структуру быти€? ћожно выделить три модели Ч субстанциональную, интервальную и монадную.

ѕерва€ модель. ¬ещь имеет как бы жесткую и м€гкую часть Ч жесткое €дро и м€гкую оболочку. ядро, в данном слу≠чае, -Ч это субстрат, субстанциональна€ основа, неизменный носитель измен€ющихс€ свойств. ƒругими словами, мы имеем абсолютную субстанцию и относительную акциденцию. ћ€г-


------------------------------------- ќсновной курс -------------------------------------------

кий, акциденциональный аспект Ч это есть реакци€ вещи на внешние услови€. ѕредмет как качество остаетс€ самим собой, себе-тождественным во всех услови€х. ѕричинное описа≠ние Ч это описание и прослеживание таких изменений в пове≠дении, которые вызываютс€ воздействи€ми других внешних предметов и полей. ƒанна€ модель не принимает во внимание возможность самодетерминации, спонтанного, изнутри исхо≠д€щего импульса к изменению.

¬тора€ модель. Ќе существует абсолютного делени€ в структуре предмета на жесткую и м€гкую стороны. ¬се свой≠ства, характеристики, качества рассматриваютс€ как рел€тив≠ные по отношению к внешним услови€м. ќднако эта относи≠тельность имеет как бы разные уровни и качества, разный ста≠тус. ќдно дело Ч относительность к наличным эмпирическим услови€м, другое Ч относительность (о которой мы уже гово≠рили выше) к умопостигаемым структурам быти€. ¬ообще го≠вор€, деление на свойства и качества не отбрасываетс€. ѕросто это деление становитс€ относительным: то, что в одном ин≠тервале €вл€етс€ качеством (неизменно), в другом Ч свой≠ством (измен€етс€).

¬ интервальной модели абсолютное, неизменное начало полностью отбрасываетс€, или, лучше сказать, пон€тие субстан≠ции рел€тивизируетс€. ќднако при этом важно иметь в виду два обсто€тельства. ¬о-первых, момент неизменности не от≠рицаетс€, он только ограничиваетс€ рамками соответствующе≠го интервала. ¬о-вторых, неизменность (в некотором смысле абсолютна€) признаетс€ за самой интервальной структурой реальности.

“реть€ модель. ¬ мире существует такой особый тип пред≠метов (объектов), которые обладают особым качеством иметь статус монадности. “ака€ возможность непосредственно вы-


Ђ__________ ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

текает из идеи интервала, интервальной ситуации. ћы сталки≠ваемс€ здесь с интервальной диалектикой внутреннего и внеш≠него, с соотношением "извне" и "изнутри". ƒело в том, что интервал Ч это не просто некое топологически замкнутое про≠странство (физическое, биологическое, экономическое и т.п.), это как бы "весь мир" в миниатюре.

"—амим объектом физики начинает выступать не вещь или со≠сто€ние, а нека€ монадоподобна€ сущность. Ёта сущность "элемен≠тарна" не в смысле неделимости, а в плане предельности. Ёто значит, что вс€ка€ попытка воздействи€ на нее с целью вы€влени€ ее приро≠ды вы€вл€ет вместе с тем некоторые свойства мира в целом" ( рым≠ский —. Ѕ.,  узнецов ¬. ». ћировоззренческие категории в современ≠ном естествознании.Ч  иев, Ч 1983,Ч с. 54Ч55).

«десь исчезает абсолютный характер различи€ между "ма≠лым" и "большим", конечным и бесконечным.  стати сказать, иде€ механистического мировоззрени€, что человек есть бес≠конечно малый комочек материи в бесконечно большой ¬се≠ленной, теперь требует радикального пересмотра: в некото≠ром интервале абстракции „еловек соизмерим с масштабами космоса.

ћожно сказать, что ”ниверсум есть нека€ супермонада, котора€ имеет бесконечное число проекций на различных уров≠н€х иерархии быти€ в виде различных состо€ний, каждое из которых монадно, т. е. обладает некоторыми признаками мира в целом. —ледующий уровень сущностей монадного типа Ч "естественные целостности" типа элементарных частиц, €дер, атомов, молекул, кристаллов, полимеров, клеток живых орга≠низмов. ≈сть принципиальное различие между таким макроте≠лом, как кристалл, и обычным миниралом.  ристалл "постро≠ен" самой природой в соответствии с некоторыми математи≠ческими симметри€ми; он имеет как бы математическую фор≠мулу своей "идеи".  ристалл есть соединение аристотелевской "формы" и материи, или Ч платоновска€ проекци€ вечной ма-


------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------- -

тематической идеи на изменчивую эмпирическую реальность. ¬се это еще в большей степени справедливо по отношению к таким объектам, как молекула, атом, частица. (Ќаконец, есть вещи, в которых не заключена никака€ "иде€" Ч засохший ко≠мок глины, кусок льда, жидкость в резервуаре. Ёто вещи-сме≠си, конгломераты.) ѕредметы монадного типа "атомарны", да≠лее неделимы (в определенном интервале), а вс€ка€ попытка их разделить ведет к их разрушению и к утрате самой "идеи". —уть этих вещей нельз€ изучать путем дроблени€, ибо, разде≠л€€ их, мы утрачиваем их сущность. ѕрерывность, которую мы замечаем при сравнении таких предметов, носит особый ха≠рактер, обусловленный самой природой. ћонадность вещей этого типа относительна, локальна.

¬ истории естествознани€ и философской мысли можно встретить самые разнообразные модели устройства ”ниверсу≠ма. ¬ большинстве случаев модели эти носили альтернатив≠ный характер. “ип модели определ€етс€ тем, кака€ пара сопр€≠женных категорий беретс€ в качестве системообразующих эле≠ментов (изменчивость и устойчивость, хаос и пор€док, единое и многое, необходимость и случайность, прерывность и непре≠рывность и т.д.). ’от€ те или иные модели формировались в различные эпохи, но, однажды возникнув, они уже никогда бес≠следно не исчезали из культуры. –ано или поздно наступало такое врем€, когда неожиданно всплывали, казалось бы, уже давно забытые и преодоленные версии миропонимани€.

—убъектив-   ƒекарт (1596 Ч1650 гг.) был, по-видимому,
па€ реаль- первым, кому принадлежит открытие "субъек-
ность тивной реальности" как особого типа быти€.

¬ противоположность существованию, направ≠ленному вовне, внешнему бытию вещей и €влений, которое было известно античным философам, обнаруживаетс€ друга€ форма, состо€ща€ в бытии внутри себ€, в рефлективности. ¬первые у ƒекарта материальный и духовный мир были разде≠лены по самой своей сути Ч бытие как внутреннее и бытие как внешнее с этого времени определ€ютс€ как несовместимые.


.------------------ ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ----------------------

ќткрытие в философии новой реальности, данной нам "изнутри", открытие субъективности как таковой, мышлени€ в его интериорности, повлекло за собой пересмотр традици≠онного понимани€ идеи быти€. — осознанием "я" как особой, принципиально отличной от субстанции, субъективной реаль≠ности необходимо было признать, что "я" и материальный мир Ч это два качественно различающихс€ между собой спо≠соба быти€. —убъективна€ реальность (в качестве "я", мышле≠ни€, сознани€, души) Ч это то, что существует внугри себ€, дл€ себ€. ¬ то врем€ как люба€ вещь, люба€ предметность от≠крыты дл€ взаимодействи€ со всем остальным миром, мир субъективного существует лишь "изнутри". Ёто Ч замкнута€ в себе монада. ≈сли мы захотим обнаружить его присутствие во внешнем мире, мы должны будем прибегнуть к "вещному €зы≠ку" и сказать, что "субъективное" как идеальное не дано нам, но когда оно косвенно про€вл€ет себ€, оно тер€ет свою сущ≠ность "быти€ изнутри" и становитс€ подобным любой вещи.  огда же мы говорим, что "мышление существует", то имеем в виду, что в той мере, в какой оно существует дл€ себ€, оно со≠стоит в осознании самого себ€, в кажимости самому себе, в размышлении относительно самого себ€.

ќткрытие ƒекарта состоит в обнаружении того, что среди вещей, существующих в ”ниверсуме, есть одна, способ суще≠ствовани€ которой коренным образом отличен от остальных,Ч это мышление. „то мы обычно понимаем под существованием вещей? Ќапример, "этот театр существует"Ч т. е. он здесь. Ќо что значит "здесь"? "«десь" означает "здесь в мире", т. е. суще≠ствование вещей означает, что одни из них расположены в оп≠ределенном отношении к другим; их существование в этом смысле представл€ет собой нечто статическое, они как бы рас≠полагаютс€, поко€тс€ одна относительно другой. Ќапротив, когда € говорю, что мое мышление существует, € не имею в виду под его существованием "пребывание здесь"Ч наоборот,


------------------------------------- ќсновной курс -------------- Ч----------------------- ■

мое мышление существует тогда и постольку, когда и посколь≠ку € отдаю себе в нем отчет, т. е., когда € мыслю, его существо≠вание состоит в том, чтобы быть дл€ мен€ мыслью. (—м. ќрте-га-и-√ассет X. „то такое философи€? ћ, 1991, с. 135).

ќднако ƒекарт, открывший "субъективную реальность", был непоследовательным в толковании сущности "мира субъек≠тивного". ƒекарт говорит: cogito ergo sum (я мыслю, следова≠тельно, существую). Ќо кто это "я", которое суще№твует? "я лишь мысл€ща€ вещь". ¬ыходит, что "я" Ч это не мышление, не нечто субъективное, а вещь, свойством которой €вл€етс€ мышление. ƒекарт не решаетс€ признать такой "род быти€", который состоит в простой "видимости", чистой возможнос≠ти, в чем-то таком, что иногда называют "эпифеноменом". ѕо≠добно античному мыслителю, он испытывает потребность ух≠ватитьс€ за нечто более надежное Ч за внешнее, физическое бытие. ¬ результате "я" в конечном счете объ€вл€етс€ "ве≠щью", хот€ и особого типа.

» все же в четком разграничении субъективного и объек≠тивного заключаетс€ несомненна€ заслуга ƒекарта. ѕризнава€, что субъективное (мышление, сознание, разум) качественно от≠лично от мира вещей и несводимо к ним, философ тем самым должен был зан€ть позицию дуализма (от латинского dualis Ч двойственный). ѕодн€в статус нашего "я" до уровн€ самосто≠€тельного быти€, ƒекарт логически и методологически подго≠товил по€вление нового спора в лагере монистов. ћонизм (от латинского mono Ч один), как известно, состоит в том, что за исходное беретс€ что-то одно Ч материальное, объективное, внешнее или идеальное, субъективное, внутреннее.

Ќа историческую арену философствовани€ выходит субъек≠тивный идеализм, полагавший, что вещи, внешний мир, при≠рода обладают спорной реальностью и что несомненно суще≠ствует лишь наше мышление о вещах. „то можно прин€ть, а что €вл€етс€ сомнительным в этом тезисе идеализма? ¬ерно то, что предполагаема€ внешн€€ реальность в самом деле лишь


.------------------ ќнтологи€ Ч философское учение о бытии ---------------------

предполагаема, т. е., что реальность " в себе", независима€ от мен€, не есть нечто самоочевидное. «начит ли это, что внешний мир существует не во внешнем мире, а в моем сознании? √де же тогда нам его поместить? ¬ моем разуме, во мне. »деализм рассматривает этот вопрос как дилемму: либо данный предмет обладает абсолютной реальностью вне мен€, либо он обладает ею во мне. я не могу поручитьс€, что он существует вне мен€, так как не могу выйти за пределы себ€ и очутитьс€ в этой пред≠полагаемой абсолютной реальности. «начит, не остаетс€ ниче≠го другого, как признать его существование во мне в качестве содержимого разума?

ѕон€тие ¬ противоположность подобной философии (бер- материи клианского типа), материалисты XVIII и XIX вв. настаивали на сводимости субъективной сферы к материальному началу. ¬ качестве антитезы субъективному ста≠ла рассматриватьс€ объективна€ реальность, т. е. матери€.

’от€ материалистический подход и не продвинул вперед решение той проблемы, котора€ была поставлена ƒекартом (проблемы качественного своеобрази€ субъективной реально≠сти), он все же обеспечил решение двух других задач: во-пер≠вых, предложил правомерную альтернативу идеализму, во-вто≠рых, способствовал сосредоточению усилий естественных наук (таких, как физиологи€ высшей нервной де€тельности) на изу≠чении материальных основ психической сферы человека. ¬ пон€≠тии материи обобщалс€ не только неорганический мир, но и все формы органической материи, включа€ высшую форму Ч мысл€≠щий мозг.

ќднако то пон€тие материи, которое сформировалось в XVIIIЧXIX вв., вступило в противоречие с новыми открыти€≠ми в области физики на рубеже XIX и XX вв. “ак, традицион≠ное понимание включало в себ€ представление о неделимых атомах, о массе как количественной мере материи и др. Ќераз≠рушимость атомов означала, что их количество в мире остает-


ќсновной курс

с€ посто€нным; отсюда вытекало, что их суммарна€ масса так≠же сохран€етс€, что можно было истолковать как сохранение материи. ћежду тем открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и электрона в конце XIX столети€ сделало очевидным делимость атома и невыводимость €влений микромира из за≠конов классической физики. ѕозднее, когда были созданы спе≠циальна€ теори€ относительности и квантова€ механика, был обнаружен факт изменчивости массы (например, зависимость величины массы от скорости тела) и сущестование физических объектов, не имеющих массы поко€. ¬се это породило опреде≠ленные методологические трудности и поставило под вопрос правомерность материалистической картины мира. ¬ контек≠сте этих логико-методологических коллизий ¬. ». Ћенин пред≠ложил новое определение материи: "ћатери€ есть философ≠ска€ категори€ дл€ обозначени€ объективной реальности, ко≠тора€ дана человеку в ощущени€х его, котора€ копируетс€, фо≠тографируетс€, отображаетс€ нашими ощущени€ми, существу€ независимо от них". (Ћенин ¬. ». ѕолн.собр.соч., т. 18, с. 131).

ƒостоинство нового определени€ состо€ло в том, что оно не св€зано ни с какими конкретными физическими характери≠стиками материи, остава€сь собственно философским пон€ти≠ем как по своей общности, так и по содержанию. ≈динствен≠ным свойством материи, на котором настаивает диалектиче≠ский материализм, это свойство "быть объективной реально≠стью, существовать вне нашего сознани€". ѕри этом вопрос о том, прин€ть или отвергнуть пон€тие материи, есть вопрос о доверии человека к показани€м его органов чувств, вопрос об источнике нашего познани€. ƒругими словами, категори€ ма≠терии имеет прежде всего теоретико-познавательный (эписте≠мологический) смысл; матери€ есть то, что "фактически дано" нам как внешний мир, образом коего €вл€ютс€ наши ощуще≠ни€. ¬опрос о том, каков ръапьпьт механизм взаимосв€зи "пси≠хического" и "физического", не раскрываетс€ и не предреша≠етс€ исходными определени€ми материалистической филосо≠фии, так как конкретные психофизические процессы, благода-


------------------- ќнтологи€ Ч философское учение о бытии --------------------

р€ которым объективна€ реальность превращаетс€ в реальность субъективную, мир "вне мен€" в "мир во мне", исследованы еще недостаточно и представл€ют собой одну из величайших научных загадок.

∆изнь как ¬ конце 20-х годов XX века проблема соотно- реальность шени€ объективной и субъективной реальности детально обсуждаетс€ в работах ќртеги-и-√ас-сета. "ќшибка идеализма состоит в том,Ч писал испанский философ,Ч что он превратилс€ в субъективизм, подчеркива≠ние зависимости вещей от того, что € о них мыслю, от моей субъективности, но не обращал внимани€ на то, что мо€ субъек≠тивность также зависит от существовани€ объектов... я Ч ин≠тимность, так как в мен€ не входит никакое трансцендентное существо, но в то же врем€ € Ч место, где по€вл€етс€ обна≠женный мир, который не €вл€етс€ мной... я тот, кто видит мир, а мир Ч то, что видимо мною. я существую дл€ мира, а мир Ч дл€ мен€... —тало быть, радикальным и подлинным данным €вл€етс€ не мое существование, не то, что € существую, а мое существование с миром". (ќртего-и-√ассет X. „то такое фило≠софи€? ћ, 1991, с. 159Ч160).

ѕыта€сь преодолеть, с одной стороны, дуализм ƒекарта, а с другой Ч "односторонность" материализма и идеализма, ќртега открывает "новую реальность", заключающуюс€ в со≠вместном существовании € (или субъективности) и его мира. ќдно без другого не существует. ѕо словам философа, истина в том, что € существую вместе с моим миром и в моем мире, € состою в том, чтобы заниматьс€ этим миром, видеть его, вооб≠ражать, мыслить о нем, любить его и ненавидеть, быть печаль≠ным или радостным в нем и из-за него, двигатьс€ в нем, изме≠н€ть его и выдерживать его. “о, что мне "фактически дано" Ч это "мо€ жизнь"; поэтому первое, что должна сделать филосо≠фи€,Ч определить, что такое эта данность: "мо€ жизнь", "наша жизнь", жизнь каждого. ∆изнь Ч это способ радикального


------------------------------------- ќсновной курс ------ Ч------------------------------

быти€: люба€ друга€ реальность, друга€ вещь и способ быти€ обнаруживаетс€ мной в моей жизни, внутри нее. (“ам же, с. 161Ч162).

—тало быть, глубинна€ задача философии Ч определить этот образ быти€, эту первичную реальность, которую мы на≠зываем "нашей жизнью". “ак, жить Ч это то, чего никто не может сделать за мен€,Ч жизнь существует без права переда≠чи,Ч это не абстрактное пон€тие, это мое индивидуальнейшее бытие. ∆изнь как открыта€ философской рефлексией "нова€ реальность" по своей природе такова, что дл€ ее обозначени€ традиционные пон€ти€ реальности и быти€ не подход€т. Ќуж≠на нова€ онтологи€. —огласно ќртеге, жизнь всегда непредви≠денна; нас не предупреждают перед по€влением в ней Ч на ее сцене, всегда определенной и конкретной,Ч мы не бываем подготовлены. Ётот внезапный, непредсказуемый характер и составл€ет сущность жизни. ∆ить Ч значит оказатьс€, вдруг и не зна€ как, ввергнутым, попавшим, заброшенным в мир, кото≠рый невозможно помен€ть. Ќо то, во что мы ввергнуты, мы должны сделать сами. »ли по-другому: наша жизнь Ч это наше бытие. ћы только оно и больше ничего,Ч но это бытие не предопределено, не предрешено заранее, а мы должны опреде≠лить его сами, мы должны решить, что мы будем. ∆изнь Ч это проблема, которую должны решать мы, это бытие, которое со≠стоит не столько в том, что есть, сколько в том, что будет.

¬ рамках учебника нет возможности останавливатьс€ на всех аспектах и интерпретаци€х категории быти€, встречаю≠щихс€ в истории философии. «десь важен главный вывод, состо€щий в том, что рассматриваема€ категори€ действитель≠но €вл€етс€ в определенном смысле основополагающей дл€ философии в целом, дл€ отдельных философских учений и дл€ самоопределени€ и самопознани€ каждого мысл€щего человека.


 

ќнтологи€ Ч философское учение о бытии


?


1.  акие ¬ы можете назвать концепции "первоначала" в истории фи≠лософии? 2. Ќазовите основные категории, которые характеризуют бытие вещи. 3.  аково отношение между свойством, качеством и ве≠щью? 4.  ак понимали диалектику изменчивости и устойчивости √ераклит, ѕарменид, ƒемокрит, ѕлатон и аристотель? 5. ƒайте ха≠рактеристику трем модел€м быти€. 6. ¬ чем специфика субъектив≠ной реальности? 7. „то такое матери€"} 8. „то означает жизнь как особый тип реальности?


 



 

 

 


 


 


.


 


 


 


 



 

       
       
       
       

√лава 6. ‘еномен сознани€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 538 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

634 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.