Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ознание как многомерный феномен




„тобы пон€ть природу сознани€, необходимо последова≠тельно рассмотреть его как многомерный феномен с точки зре≠ни€ различных интервалов абстракции.

ƒо ƒекарта большинство философов предпочитало пользо≠ватьс€ другим термином Ч "душа". ‘ранцузскому философу удалось переломить традицию. — тех пор Ч вот уже почти че≠тыреста лет Ч доминирующим стало слово "сознание". ’от€ такие термины, как душа, сознание и мышление, тесно св€за≠ны между собой по смыслу и в некоторых контекстах практи≠чески отождествл€ютс€, все же в р€де случаев они €вно обна≠руживают смысловые различи€. “ак, пон€тие сознани€ фоку≠сирует наше внимание на глубинной св€зи с мышлением. ¬ кар≠тезианском учении мышление непосредственно определ€етс€ через сознание и, следовательно, оно существует как мышле≠ние лишь постольку, поскольку оно сознательное. ƒругое важ≠ное отличие "сознани€" от "души" заключаетс€ в том, что в нем акцент делаетс€ не на метафизическом аспекте проблемы, а на фактуальном: в конечном счете с "€влени€ми сознани€" мы имеем дело как с чем-то самоочевидным, как с простыми фактами самонаблюдени€.

¬месте с тем, по мере развити€ таких наук, как физиоло≠ги€ высшей нервной де€тельности, психологи€ и др., все пол≠нее раскрывалась чрезвычайно сложна€ картина психологиче≠ской жизни человека. ¬се €вственнее обнаруживалась много≠уровнева€ структура как мозга, так и сознани€. »сключитель≠ным по своей важности €вилось открытие функциональной асимметрии левого и правого мозга. ¬се это позволило шаг за шагом детализировать и углубить собственно философский взгл€д на природу сознани€.  аковы же основные интервалы рассмотрени€ сознани€?


ќсновной курс

‘еноменоло- ѕроанализируем ситуацию, когда сознание рас-
гический сматриваетс€ "изнутри" самосознающего

интервал субъекта, т. е. с точки зрени€ нашего "я".  лю-

чевой категорий здесь служит, как говорилось ранее, субъективна€ реальность, психическа€ жизнь челове≠ческого "я". ќчевидно, что "я" как особый мир субъективно≠сти принципиально отличаетс€ от внешнего субстанциональ≠ного быти€. —убъективна€ реальность (в качестве "я", души, мышлени€, сознани€ и т. п.) Ч это то, что существует внутри себ€, дл€ себ€.

≈сли спросить: что более реально Ч матери€ или созна≠ние, кака€ из этих реальностей "выше" по статусу? Ч то, ос≠тава€сь в рамках феноменологического рассмотрени€ пробле≠мы, мы вынуждены будем констатировать, что традиционный материалистический поход здесь тер€ет свою правомерность. ¬едь дл€ материалистов субъективное в конечном счете есть нечто эфемерное, некий "эпифеномен". –азве могут идти хоть в какое-то сравнение с действительным миром мои чувства, сновидени€, переживани€, фантазии и галлюцинации? ¬се это находитс€ как бы в одном р€ду психической сферы и по срав≠нению с "твердым", предметным миром вещей кажетс€ чем-то почти несущественным и еле уловимым. “ак рассуждает мате≠риализм.

Ќо можно на субъективную реальность посмотреть и со≠всем с другой точки зрени€. ¬едь мне, как и каждому индиви≠ду Ч носителю сознани€, практически дано именно то, что составл€ет сферу моих переживаний феномена жизни. ¬се ос≠тальное Ч лишь следствие и имеет дл€ мен€ смысл постольку, поскольку это как-то оказывает вли€ние на мен€. ѕодлинна€ реальность, которую € актуально переживаю, (а не только при≠хожу к ней в результате мысленного анализа), Ч это реаль≠ность жизни моего я, это спонтанный поток моего личностно≠го существовани€, обнаруживаемый через радость и тревогу.


‘еномен сознани€

через волнение и тоску, через напр€жение воли и расслабл€ю≠щее опь€нение от одержанной победы. ћир быти€ "сам по себе", никак не встроенный в мою вселенную души, представ≠л€етс€ умозрительной абстракцией.

„еловек не только живет, действует в предметном мире, но и переживает свое бытие как особый, собственно челове≠ческий способ существовани€. Ёто переживание создает цело≠стный индивидуальный микрокосм, своего рода духовную мо≠наду. ¬нутренний мир нашего "я" представл€ет собой слож≠ную систему взаимодействующих компонентов Ч смыслов и значений, ценностей и оценок, норм и идеалов. ƒанна€ систе≠ма носит, как правило, иерархический характер, на высшей сту≠пени которой располагаетс€ самосознание, "сверх-я" и т. п., а на низшей Ч область бессознательного.

—ледует указать на три основные оппозиции рассматрива≠емой системы:

1) единство "я" и "Ќе-я" (ощущение себ€ и внешнего мира),

2) единство "я" и "ћоего “ы" (посто€нна€ самооценка, саморефлекси€),

3) единство личностно-экзистенциального и социально-нормативного.

— точки зрени€ осознающего себ€ субъекта все многооб≠разие мира выступает как поток переживаний Ч ощущений, волевых импульсов, желаний, мыслей, надежд, тревог и т. п., при этом вс€кое €вление субъективной реальности так или иначе обладает смыслом, значимостью, а каждый акт сознани€ за≠ключает в себе оценку.

√лавна€ оппозици€ в данном контексте Ч это "сознание Ч мозг", душа и тело, физическое и психическое. ѕервый вопрос, который здесь воз≠ никает, св€зан с вы€снением физиологических


ќсновной курс

предпосылок и материальных основ де€тельности сознани€ как функции мозга, а вместе с тем и как проблема возникновени€ сознани€. —уществуют две крайние точки зрени€ Ч теори€ все≠общей одушевленности материи (∆. –обине) и концепци€ на≠личи€ сознани€, психики лишь у человека (–. ƒекарт). ѕри всей противоположности они привод€т к тупику, ибо делают невоз≠можным решение проблемы возникновени€ сознани€.без об≠ращени€ к мистической "высшей силе". —овременна€ физио≠логи€ и психологи€ предлагает идею последовательного раз≠вити€ сознани€ из присущего всей материи свойства отраже≠ни€. “огда возникновение психики предстает как последова≠тельный процесс:

Х неорганическа€ матери€ Ч отражение в виде "следа", фиксирующего некоторые особенности воздействующего €в≠лени€ или предмета (отпечаток растени€ в окаменелости, след подошвы на земле и т. д.);

Х органическа€ матери€ Ч раздражимость, способность всех живых существ отвечать на воздействие специфическими процессами (тропизм у растений и низших животных, элемен≠тарные ощущени€ и т. д.).

–аздражимость интенсивно развиваетс€ в ходе эволюции, при этом расшир€етс€ как спектр воздействий среды, на кото≠рые способен отвечать организм, так и формы и механизмы этого ответа.

ќдним из интенсивно исследуемых наукой XX в. механиз≠мов ответа биологической системы на воздействие среды €в≠л€етс€ инстинкт.   нему про€вл€ют интерес бионика, кибер≠нетика, этологи€, психологи€ и другие дисциплины. ¬ы€вилось, что в этой, казалось бы, простой модели поведени€ содержит≠с€ множество загадок. (»нтересующимс€ можно порекомен≠довать такие ставшие классическими работы, как: Ћоренц  .  ольцо цар€ —оломона.Ч ћ, 1970; —лоним ј. ƒ. »нстинкт.Ч


■----------------------------------- ‘еномен сознани€ ----------------------------------------

Ћ., 1967; ’алифман ». ћуравьи.Ч Ћ., 1963). ¬ этих книгах во всей сложности и многообразии предстает сила и слабость этого древнейшего поведенческого механизма.

—ледующа€ стади€ развити€ отражени€ Ч психическа€. ƒл€ нее характерно, прежде всего, возникновение образа, т. е. специфическа€ реакци€ живой системы на комплексы свойств, характеризующих данный предмет и его св€зи с окружающей средой.

јбстрактное мышление формируетс€ у индивида с по€в≠лением второй сигнальной системы (того или иного типа €зы≠ка), ибо она делает возможным реакцию на "абстрактный сиг≠нал" о конкретных предметах. ƒолгое врем€ считалось, что развитый комплекс абстрактных символов (знаков) и речева€ способность в целом присутствует только у человека. ќднако "в апреле 1967 года малыш попросил своих приемных родите≠лей "дать вкусненького", и это событие вызвало легкое волне≠ние на поверхности наук о поведении Ч волнение, которое вско≠ре перешло в сокрушительное землетр€сение. —обытие это ока≠залось эпохальным потому, что малышом была молода€ самка шимпанзе и просьбу свою выразила на человеческом €зыке.

¬последствии эта шимпанзе, по кличке ”ошо, вела все бо≠лее сложные беседы со множе≠ством людей..."(Ћиндон ё. ќбезь€ны, человек и шимпан≠зе.Ч ћ., 1981, с. 11). ѕозднее тому же €зыку были обучены и другие шимпанзе. «накова€ си≠стема, которой научились по≠допытные обезь€ны, Ч упро≠щенный €зык глухонемых, со≠ответствующий ранним этапам развити€ речи.


-------------------------------------- ќсновной курс -----------------------------------------

—енсацией XX века стало открытие довольно сложной системы символов в звуковом р€де, присущем дельфинам. ¬ целом можно сказать, что прежние представлени€ о невоз≠можности мышлени€ и сознани€ у высокоразвитых животных потребовали серьезных уточнений.

ћного нового в понимание природы сознани€ привнесло и изучение физиологических основ высшей психической де€≠тельности. ќдно из серьезных и далеко идущих по своим по≠следстви€м открытий в этой сфере, Ч обнаружение функцио≠нальной асимметрии левого и правого полушарий коры голов≠ного мозга.

ќщущаемое многими "удвоение личности" в сознании и самосознании нашло в известной мере экспериментальное под≠тверждение. ѕравое и левое полушари€ функционируют в раз≠ных интервалах и по разным модел€м.

ѕравое полушарие у правши в основном оперирует с не≠которыми нерасчлененными комплексами Ч образами, а ле≠вое Ч с речевыми и логическими структурами, вычлененны≠ми из этих образов. ’арактер поведени€ людей, специфика их творческой де€тельности и мышлени€ во многом определ€ют≠с€ доминированием левого или правого полушарий.

јнатомические и физиологические основы высшей пси≠хической де€тельности людей станов€тс€ все более пон€тны≠ми, однако мы так и не нашли пока полного ответа на вопрос, который сформулировали мыслители прошлого: "что такое со≠знание?"

—ущность и структуру сознани€ можно в самом общем виде представить себе в виде следующей схемы:


‘еномен сознани€


 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.