Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћеждународные коммуникации как объект исследовани€




 

ћеждународные коммуникации по целому р€ду при≠чин €вл€ютс€ совершенно особым объектом. ѕопытаем≠с€ перечислить некоторые из них. ¬о-первых, междуна≠родные коммуникации протекают в ситуации как бы условно независимой коммуникативной цепочки.  ак, например, пишут аналитики проблем национальной бе≠зопасности: нет всемирного правительства. ¬о-вторых, мы имеем дело с коммуникацией между принципиально разными структурами. » тут вопрос не только в несовпа≠дении кодов. ѕеред нами проходит несовпадение "нацио≠нальных картин мира", что позвол€ет даже говорить о "национальных логиках" [61]. ¬ свое врем€ ёрий Ћотман отмечал, что даже стандартный процесс коммуникации проходит в ситуации частичного несовпадени€ кодов, именно в этом он видел творческий характер общени€, возможность возникновени€ новой информации. "ѕод новым текстом мы будем понимать такое сообщение, ко≠торое не совпадает с исходным и не может быть из него автоматически выведено" [176, с. 6]. ¬-третьих, междуна≠родные коммуникации проход€т под более жестким кон≠тролем, чем информации внутренние, что также накла≠дывает свой отпечаток на их существование. ¬едь искусственность (более сильное соответствие коду) в этом случае резко возрастает.

ћеждународные коммуникации достаточно часто про≠текают в агрессивной среде, требующей разработки проб≠лем контрпропаганды и т.д. —. ’антингтон видит, к при≠меру, будущую войну как войну цивилизаций, счита€, что на сегодн€ только япони€ оказалась в состо€нии сохра≠нить на фоне высокого уровн€ производства свой куль≠турный уклад, тогда как все остальные страны постепен≠но в той или иной степени перешли на западную модель цивилизации.

ѕри этом даже в самые конфронтационные периоды международные коммуникации не исчезают. Ќаоборот, государства ищут новые виды контактов именно в этот период. ¬спомним карибский кризис, когда основна€ информаци€ между —Ўј и ———– передавалась по кана≠лу, который лишь условно можно признать официаль≠ным. ¬ периоды "холодной войны" страны продолжали осуществл€ть обмен в области культуры, хот€ и под стро≠гим контролем. „асто выступлени€ ансамблей танца и песни замен€ли собой вербальные тексты.

ћеждународные коммуникации одновременно высту≠пают и определенным силовым центром, даже в том слу≠чае, если они не происход€т в пр€мом виде. Ёто, к приме≠ру, воздействие фильмов, романов, других про€влений массовой культуры. “ак, ћадонна с точки зрени€ слуша≠ющего на ”краине Ч тоже элемент международных комму≠никаций. ќпределенное давление подобных способов пе≠редачи информации частично было одной из причин распада —оветского —оюза.  ак считает, к примеру, —ер≠гей  ургин€н, ———– проиграл третью мировую войну именно как войну символическую, коммуникативную. ‘. ‘уку€ма писал, что советские лидеры не ощущали своей легитимности, что привело к их уходу от власти [477]. ќни не ощущали легитимности именно из-за по€влени€ новых прозападных норм. —уществует мнение, что и прекраще≠ние войны во ¬ьетнаме, и замена шаха ’омейни в »ране также были результатом сложного вли€ни€ международ≠ных коммуникаций на общественное мнение [469].

¬ целом международные коммуникации представл€ют собой столкновение разных норм, которые достаточно час-

то принимают крайние формы. "»звести€" (1996, 29 февр.) рассказали, например, о "выселении" отдела посольства  а≠захстана из маленького рейнского городка –емаген. √азета перечислила весь стандартный набор неудобств, св€занных с посольством, окрашенный своеобразным колоритом —Ќ√ типа отсутстви€ туалета в саду р€дом с посольством и неоп≠лачиваемых телефонных переговоров, толп эмигрантов на близлежащих улицах и т.п. ¬ результате общественность го≠рода объединилась в гражданские группы протеста, к ним подключилс€ муниципалитет.  ак следствие Ч посольство переселилось в Ѕонн.

Ќаличие определенных норм нередко ведет отсчет от далеких времен.  ак интересно заметил ’.ƒж. ћаккиндер:

"—амое впечатл€ющее совпадение в истории заключа≠лось в том, что как морска€, так и сухопутна€ экспанси€ ≈вропы €вилась в известном смысле продолжением древ≠него противосто€ни€ греков и римл€н. Ќесколько неудач в этой области имели куда более далеко идущие последс≠тви€, нежели неудачна€ попытка –има латинизировать греков. “евтонцы цивилизовались и прин€ли христианс≠тво от римл€н, слав€не же Ч от греков. »менно романо-тевтонцы впоследствии плыли по мор€м; и именно греко-слав€не скакали по степ€м, покор€€ туранские народы. “ак что современна€ сухопутна€ держава отлича≠етс€ от морской уже в источнике своих идеалов, а не в материальных услови€х и мобильности" [190, с. 168].

¬ систематику международной коммуникации подпа≠дают не только реальные ценности, но и ценности сим≠волические, которыми в первую очередь зан€ты паблик рилейшнз. ќднако эти символические ценности в р€де случаев существенным образом предопредел€ют то или иное реальное политическое поведение государств. “ак, к примеру, в имидж —Ўј входит определенный изол€цио≠низм, представл€ющий ее как страну, отличную от евро≠пейских и сто€щую на более высоком уровне [431]. »с≠чезновение ———– с карты мира еще более подн€ло статус —Ўј как супердержавы.

¬ ¬еликобритании проведены исследовани€ по источ≠никам информации (внутренней и международной) с раз≠рывом в дес€ть лет (Spectrum, 1996, winter). “ак, в 1985 т. источниками международной информации дл€ жителей этой страны были: телевидение Ч 62%, газеты Ч 23%, ра≠дио - 14%, разговоры с людьми - 1%. ¬ 1995 г. эти источ≠ники распределились следующим образом: телевидение Ч 71%, газеты Ч 16%, радио Ч 11%, разговоры с людьми Ч 1%, иные - 1 %. ѕри этом телевидение оказываетс€ доми≠нирующим дл€ женщин (75%), дл€ людей старше 65 (80%) и дл€ некоторых социальных классов. ƒл€ внутренней ин≠формации картина друга€ (приведем данные лишь за 1995 г.): газеты - 44% (раньше Ч 55%), телевидение - 33%, ра≠дио - 11%, разговоры с людьми - 9%, иные - 3%.  ак ви≠дим, международна€ информаци€ приходит к нам по дос≠таточно четко определенным каналам.

ѕри этом ј. ѕанарин выдел€ет два вида информации, разница которых €вственно видна в случае неравноцен≠ного обмена между более развитыми и менее развитыми регионами [229, с. 295-296]. Ёто обмен технологической информацией и обмен социокультурной информацией, что выражает обмен стандартами жизни. ќн предлагает две схемы обмена. ¬ схеме ј идет максимум обмена прикладной информации и минимум социокультурной. ¬ схеме Ѕ максимально воспринимаетс€ социокультурна€ информаци€, но сведена до минимума прикладна€ ин≠формаци€.

—хема ј

—траны —Ќ√ идут по варианту Ѕ (перевернутого треу≠гольника в терминологии ј. ѕанарина). ћы берем запад≠ный образ жизни, но не берем в достаточном объеме под≠держивающие их технологии. —траны јзии, наоборот, вз€ли по максимуму технологическую информацию и по минимуму социокультурную информацию. »х культура создает свой фильтр стандартам западной жизни, этого нет в случае наших культур фильтра. ¬ этом же плане он интерпретирует известную аксиоматику протестантского труда. "«наменита€ протестантска€ аскеза изолировала "дюженных мелких буржуа" от соблазнов досуга, искусс≠тва, от мировой артистической богемы, скопившейс€ на католическом ёге ≈вропы" [229, с. 297].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 437 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1450 - | 1248 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.