Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћодель Ѕронислава ћалиновского




јнглийский ученый польского происхождени€ Ѕро≠нислав ћалиновский изучал мифологическую коммуни≠кацию в обществах примитивного типа. ќбщество, как прошлого, так и насто€щего, нуждаетс€ в определенных объедин€ющих его механизмах. —егодн€ в этих цел€х ак≠тивно используетс€ информационна€ составл€юща€ в ви≠де —ћ». ќтсутствие —ћ» в прошлом делала иной зна≠чимость ритуалов. Ѕ. ћалиновский отмечает публичный характер примитивных культов:

"–итуалы, св€занные с рождением человека, обр€ды инициации, дань почестей умершему во врем€ оплакива≠ни€, похорон и поминовени€, обр€ды жертвоприношени€ и тотемические ритуалы Ч все до единого предполагают публичность и коллективность, зачастую объедин€€ все плем€ в целом и требу€ на определенное врем€ мобили≠зации всей его энергии" [193, с. 55].

Ќам следует подчеркнуть, что это не просто одинако≠вость поведени€, не просто равенство другому в поведен≠ческих модел€х, а равенство сакральной норме, откуда и следует равенство другому.

Ќеобходимость публичных ритуалов Ѕ. ћалиновский объ€сн€ет не только потребност€ми общества, но и об≠ратными требовани€ми, например, невозможностью раз-

решени€ некоторых проблем на уровне индивидуального сознани€. ќн пишет о ритуале, св€занном со смертью: "„лен группы, потер€вший близкого человека и сам пре≠исполненный гор€ и страха, не может полагатьс€ на свои собственные силы. ќн не способен только лишь своими силами выполнить должное. «десь вступает группа. ƒру≠гие ее члены, не будучи во власти гор€, не раздираемые метафизической дилеммой, способны реагировать на кризис в соответствии с требовани€ми религиозного по≠р€дка" [193, с. 63]. ќбщество должно было выработать стандартные пути реагировани€ на кризисные €влени€, чтобы не допустить разрушени€ коллективной идентич≠ности. “ем более в социальной психологии зафиксирова≠но, что совместное прохождение трудных ситуаций се≠рьезным образом скрепл€ет группу. ¬ данном случае ре≠лигиозный пор€док закрепл€ет позитивную альтернативу Ч надежду на будущую жизнь.

¬ этом же плане Ѕ. ћалиновский трактует и миф, функцию которого он видит не в том, чтобы рассказы≠вать о прошлых событи€х, или выражать человеческие фантазии. ‘ункци€ мифа - социальна. ќн служит "мат≠рицей социального пор€дка и сводом примеров нравс≠твенного поведени€" [193, с. 281]. ќбщество должно иметь набор постулатов правильного поведени€, чтобы удержать от мутаций поведение, реализуемое каждый день и час. ¬ другой своей работе он более подробно рас≠крывает целевое предназначение мифа.

"¬ примитивной культуре миф выполн€ет незамени≠мую функцию: он выражает, укрепл€ет и кодифицирует веру; он оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы; он подтверждает действенность обр€да и со≠держит практические правила, направл€ющие человека. “аким образом, миф €вл€етс€ существенной составной частью человеческой цивилизации; это не праздна€ сказ≠ка, а активно действующа€ сила, не интеллектуальное объ€снение или художественна€ фантази€, а прагмати≠ческий устав примитивной веры и нравственной мудрос≠ти" [193, с. 99].

Ќабор информации и действий, имеющихс€ у прими≠тивного общества, достаточно системен. Ёто единство обеспечиваетс€, в числе прочего, и мифами. Ќа этом уровне мифы, ритуалы и т.д. описывают одно и то же, усилива€ общественные составл€ющие.

"–итуалы, обр€ды, обычаи и социальные институты порой заключают в себе пр€мые мифологические конно≠тации и считаютс€ производными от тех или иных мифи≠ческих событий.  ультурный факт €вл€етс€ пам€тником, в котором воплощен миф, а миф считаетс€ подлинным источником, из которого родились мораль, социальное группирование, обр€ды и обычаи. “аким образом, св€≠щенные сказани€ - это функционально интегрированна€ часть культуры" [193, с. 105].

Ѕ. ћалиновский утверждает, что это особый класс ис≠торий, это не вымышленные истории, а отражение более величественной и значимой реальности, задающей моти≠вы ритуальных и моральных действий человека.

ћиф "решает" определенные проблемы, сто€щие пе≠ред обществом. “акое понимание соответствует представ≠лени€м Ѕ. ћалиновского о функциональном анализе в культуре, где он утверждает следующее: " ультура пред≠ставл€ет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодар€ которому человек получает возможность лучше справл€тьс€ с теми конкретными проблемами, с которы≠ми он сталкиваетс€ в природной среде в процессе удов≠летворени€ своих потребностей" [194, с. 683].

¬ качестве примера можно привести миф о бессмер≠тии, который, по мнению Ѕ. ћалиновского, €вл€етс€ не интеллектуальным ответом, а "определенным актом веры, рожденной из глубочайшей инстинктивной и эмоцио≠нальной реакции на самую страшную к нав€зчивую идею" [193, с. 107]. ¬еро€тно, в этом же плане функцио≠нируют слухи, поскольку их распространение в значи≠тельной степени зависит от совпадени€ в определенной степени с мифологическими представлени€ми об уст≠ройстве современного мира. Ќапример, при постулате "все чиновники Ч коррупционеры" хорошо распростра-

н€етс€ слух о том, что у чиновника X обокрали дачу и вынесли вещей на сто тыс€ч долларов.

ћиф функционирует не в рассказывании, а в процес≠се всей жизни человека примитивного общества. –асска≠зывание служит лишь кристаллизацией уже существую≠щих в его сознании правил устройства мира и правил по≠ведени€.

"ћиф "говорит" туземцу гораздо больше, чем реально говоритс€ при его пересказе; в рассказе содержатс€ лишь конкретные сведени€ о характерных обсто€тельствах ми≠фологической истории данной местности; истинный смысл мифа, фактически вс€ его суть, заключены не в рассказе, а в принципах социальной организации, кото≠рые туземец усваивает не тогда, когда прослушивает фрагментарные пересказы мифов, а непосредственно в процессе социальной жизни, постепенно постига€ свое социальное окружение и устройство своего племени. ƒругими словами, именно контекст социальной жизни, а также последовательное постижение того, что все, что ве≠л€т ему делать, имеет свой прецедент и образец в ушед≠ших временах, ставит в его сознании на свои места со≠держащиес€ в мифе сведени€" [193, с. 113].

¬еро€тно, следует добавить, что миф реализуетс€, вы≠ходит на поверхность в процессе повествовани€. –асска≠зывание просто наращивает плоть на абстрактные прави≠ла устройства мира, что облегчает их запоминание и трансл€цию последующим поколени€м.

Ѕ. ћалиновский выступал против интерпретации ми≠фа как прообраза науки, объ€сн€ющего на примитивном уровне природные и социальные €влени€.

* * *

¬ заключение отметим общие характеристики мифо≠логического, важные дл€ рекламы и паблик рилейшнз. ћифы, архетипы описывают мир идеального. ёнг напи≠сал: "¬се наиболее действенные идеалы всегда суть более

или менее откровенные варианты архетипа" [397, с. 283]. “о есть перед нами та область, к которой мы стремимс€ и в правильности которой у нас нет сомнений. ќтсюда следует мощна€ воздействующа€ сила подобных образов. ќни вз€ты из "банка образовї, который проверен на че≠ловеке уже многие тыс€челети€. » здесь мы вновь обра≠тимс€ к ёнгу: "Ћюбое отношение к архетипу, пережива≠емое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действен≠но потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. √овор€щий прообразами говорит как бы тыс€чью голосов, он плен€ет и покор€ет, он под≠нимает описываемое им из однократности и временнос≠ти в сферу вечно сущего" [397, с. 284]. ѕоэтому столь важны те или иные системные отсылки, возникающие при исследовании мифов, они одинаково важны как дл€ паблик рилейшнз, так и дл€ рекламы. »менно как руко≠водство дл€ последнего можно прочесть следующие стро≠ки ¬. “опорова: "ѕрирода т€готеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности, кривизны и косвенности, к св€зи с низом (земл€ и вода); культура Ч к вертикали, четкой оформленности, пр€мизне, устрем≠ленности вверх (к небу, к солнцу). ѕереход от природы к культуре (как один из вариантов спасени€) нередко ста≠новитс€ возможным лишь тогда, когда удаетс€ устано≠вить зрительную св€зь со шпилем или куполом (обычно золотыми...)" [324, с. 289]. “о есть грамматика воспри€ти€ человека уже задана, и тексты должны писатьс€ в соот≠ветствии с этой грамматикой.

» в этой грамматике мы можем найти ответы на воп≠росы, которые не могут дать политологи, умудренные (и, в то же врем, ограниченные) современным багажом зна≠ний. “ак подсказку на победу ¬ладимира ∆ириновского можно обнаружить в следующих словах фольклориста: "ќбраз "трикстера" (плута, озорника) формируетс€ стади≠ально раньше, чем образ богатыр€" [373, с. 288]. ќбраз самого богатыр€, по представлени€м, например, Ѕуслае≠ва, по€вл€етс€ в древнерусской письменности поздно, после татар [42]. ∆ириновский периода первых побед шел именно по этой модели, лишь затем смеща€сь в

иную, хот€ "хвост" бывшей модели хранитс€ в его имид≠же и сегодн€.

Ћитература - 11, 13, 14, 42, 70, 114,115, 193, 200, 215, 219, 233, 234, 305, 307, 324, 333, 352, 353, 373, 397, 399, 400, 401, 402

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

627 - | 490 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.