Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормы логического познани€




 

Ћогическое познание включает три формы или элемента Ч пон€ти€, суждени€ и умозаключени€. ѕон€тие Ч основна€ форма, элемент или Ђклеточкаї, атом логического познани€, которое поэтому нередко называетс€ также пон€тийным познанием. Ћогическое знание в целом построено из пон€тий, представл€ет собой систему пон€тий. ƒве другие формы логического познани€ Ч суждени€ и умозаключени€ суть процессы формировани€, движени€ или развертывани€ пон€тий.  аждое пон€тие может быть представлено в виде системы суждений и умозаключений.

ѕон€тие Ч отражение существенных (сущностных) сторон вещи. («аметим попутно, что в логике под вещью или предметом пон€ти€ понимаютс€ вещи, €влени€, процессы и т. п.). ѕон€ти€: красное, круглое, предмет, €вление, атом, закон, природа, человек и т. д. ¬ отличие от чувственного образа пон€тие не имеет нагл€дного характера. ќщущение или представление красного нагл€дны, пон€тие красного включает указание на волны света определенной длины и частоты, зрительный анализатор, но не содержит ни малейшего намека на Ђкрасноеї как таковое, непосредственно. —лепой от рождени€ может иметь пон€тие красного, но никогда не узнает, что такое Ђкрасноеї как таковое. ѕо такой же причине мы никогда не узнаем, например, в какой непосредственной форме воспринимают ультрафиолетовые лучи муравьи.

“ер€€ нагл€дный характер, пон€тие лишаетс€ внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отношени€ к отображаемому им предмету. “акой опорой становитс€ особое, Ђабстрактноеї материальное образование или Ђраздражительї Ч слово (группа слов). ѕон€тие поэтому всегда существует в словесной форме, а логическое мышление в целом Ч с помощью €зыка как знаковой системы.

„то недоступно пон€тию

”глубл€€сь в сущность вещей, скрытую в ощущени€х, пон€тие в то же врем€ тер€ет непосредственно чувственную сторону €влений, котора€ доступна только чувствам. ¬ отличие от чувственных образов, пон€тие имеет опосредованный характер: оно опосредовано чувственным опытом и другими пон€ти€ми. Ќи одно простейшее пон€тие не может возникнуть непосредственно из обобщений чувственного опыта, оно всегда опосредовано другими пон€ти€ми. ћатериал чувственного познани€ обобщаетс€ с помощью уже существующих пон€тий.

 аждое пон€тие Ч результат взаимного опосредовани€ общего, особенного и единичного, поскольку ни один из этих моментов не может быть пон€т вне св€зи с другими. “ак, пон€тие человека вообще опосредовано пон€ти€ми единичных и особенных (групп) людей.

ѕон€тие Ч сложное мыслительное образование, структура которого определ€етс€ прежде всего предметом отражени€. ¬ рамках пон€ти€ как сложной системы элементов знани€ различают определение пон€ти€, которое отображает наиболее существенные признаки вещи, или, иначе, раскрывает наиболее существенное содержание пон€ти€. ¬ определении материи как объективной реальности содержание пон€ти€ выражено в концентрированном виде, с максимальной полнотой это содержание вы€вл€етс€ в развернутой философской теории, т. е. в диалектическом материализме как системе пон€тий.

—уществует р€д способов определени€ пон€тий, имеющих различное познавательное значение. Ќаиболее широким и чаще употребимым €вл€етс€ определение через ближайший род и видовое отличие. “ак, империализм был определен Ћениным как высша€ стади€ капитализма. —уществуют также определени€ через противопоставление, генетическое определение, реальное и номинальное определени€, операциональное, остенсивное, синтаксическое и др.

ѕон€тие имеет содержание Ч совокупность существенных признаков предмета, и объем Ч совокупность предметов, обладающих этими признаками. ¬ традиционной формальной логике сформулирован закон обратного отношени€ между содержанием и объемом пон€тий: чем шире объем пон€ти€, тем меньше содержание, и наоборот. –азличают пон€ти€ единичные, особенные и общие, конкретные (отображающие вещи) и абстрактные (отображающие свойства вещей), простые и сложные.

—уждение Ч это св€зь пон€тий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждаетс€ или отрицаетс€ что-либо относительно предмета мысли. ¬ традиционной формальной логике различают субъект (S) суждени€, обозначающий предмет мысли, и предикат (–), обозначающий признак, наличие которого приписываетс€ или оспариваетс€ у предмета. ‘ормула суждени€: S есть (не есть) –. Ќапример: Ђћедь есть металлї.

—уждени€ могут быть утвердительными и отрицательными; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д.

”мозаключение Ч св€зь суждений, или, точнее, форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводитс€ новое суждение, содержащее новое знание.

¬се элементарные частицы сложны;

Ёлектрон Ч элементарна€ частица;

Ёлектрон сложен.

”мозаключени€ дел€тс€ прежде всего на индуктивные, в которых из единичных или частных суждений вывод€тс€ более общие, и дедуктивные, в которых из общих посылок выводитс€ менее общее, частное или единичное суждение. ƒедуктивные умозаключени€ выступают прежде всего в форме силлогизмов, состо€щих из двух категорических суждений, св€занных общим средним термином, и вывода (третьего суждени€). ¬ыше был приведен пример силлогизма.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1879 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

655 - | 490 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.