Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„увственное познание




 

„увственное познание Ч отображение внешних сторон действительности, или €влени€. ѕоскольку не все €влени€ отображаютс€ в чувствах, доступные последним €влени€ можно назвать чувственными €влени€ми.

ќсновными формами чувственного познани€ €вл€ютс€ ощущени€, воспри€ти€ и представлени€.

ќщущение Ч отражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаютс€ нами в виде цветов, запахов, вкусов и т. п.

ƒл€ обыденного здравого смысла цвет, запах, вкус выступают как непосредственные свойства вещей, однако критический разум показывает, что цвет, запах и т. д. Ч суть состо€ни€ знани€ вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Ёти состо€ни€ включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображени€, зависимую от природы человека.

јнатомо-физиологическа€ основа ощущений. јнатомо-физиологической основой ощущений выступают анализаторы (термин введен ».ћ. —еченовым) Ч нервные структуры, состо€щие из рецепторов (нервных окончаний в органах чувств), провод€щих афферентных (или центростремительных) нервных путей, нервного центра (центральной нервной системы). ¬опреки обыденным представлени€м ощущени€, психические образы возникают не в органах чувств, а в высших отделах центральной нервной системы (÷Ќ—) Ч больших полушари€х головного мозга и ближайшей подкорке.

јнализаторы человека сформированы всей историей биологической эволюции, под вли€нием складывающейс€ в процессе антропосоциогенеза практической де€тельности. ’арактерно, что диапазон свойств, воспринимаемых с помощью органов чувств, таков, что он обеспечивает наиболее полное отображение свойств внешнего мира. “ак, зрительный анализатор приспособлен к воспри€тию Ђнаиболее выгоднойї и достаточно многообразной части спектра электромагнитных излучений (в пределах 300-800 нанометров).

–аспространено убеждение, что внешний мир познаетс€ человеком с помощью п€ти органов чувств, соответствующее представлени€м науки прошлого столети€. ќднако в познании внешнего мира принимают участие по меньшей мере семь органов чувств. ѕомимо обычно известных важную роль в познании внешнего мира играют ощущени€ с двигательного и вестибул€рного анализаторов. ¬едуща€ роль в познании принадлежит зрительному анализатору, дающему до 87% впечатлений. Ќа следующих по значению в познании местах наход€тс€, очевидно, двигательный и слуховой анализаторы.

— каждым анализатором св€зано большое многообразие различных ощущений, завис€щее от характера и уровн€ практической де€тельности человека. “ак, ткачи различают до 40 оттенков черного цвета.

ќщущение Ч простейший познавательный аналитико-синтетический акт. ќтража€ отдельные внешние признаки вещей, ощущени€ тем самым производ€т анализ действительности, определ€емый как природой материального объекта, так и закрепленной в структуре и функци€х анализаторов биологической эволюцией и практической де€тельностью. ¬месте с тем, определ€€, идентифициру€ какие-либо свойства предмета, ощущение производит синтез, отождествление внешнего воздействи€ с определенным классом внешних воздействий (зрительных, слуховых и т. д.).

ѕсихофизиологический парадокс

ќдна из крупнейших и далеко не полностью раскрытых загадок ощущений, психики в целом, св€зана с уже упоминавшимс€ психофизиологическим парадоксом.  ак известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. ƒе€тельность мозга поэтому может быть представлена двум€ различными картинами. — психологической точки зрени€ она заключаетс€ в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте де€тельность мозга представл€етс€ в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов.  аким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?

ѕсихофизиологический парадокс представл€ет собой разновидность парадокса развити€. ¬ современной философской и психофизиологической науке он еще не получил однозначного решени€. ћежду тем с ним св€зан р€д фундаментальных проблем гносеологии, перед которыми она остановилась. ¬ св€зи с проблемой ощущений нас интересует прежде всего процесс возникновени€ ощущений в результате воздействи€ внешних агентов на органы чувств человека.

»з психофизиологии известно, что роль рецепторов состоит в том, чтобы превращать качественно разнородные внешние воздействи€ в качественно однородный нервный процесс, который передаетс€ далее по провод€щим пут€м в ÷Ќ— и на высших ее этажах порождает психический (идеальный) образ внешнего предмета, его качества. —огласно важнейшей аксиоме нейрофизиологии нервный процесс во всех част€х нервной системы качественно однороден, ибо иначе нервна€ система, обладающа€ структурным единством (нейронное строение), не обладала бы функциональным единством. —труктурна€ и функциональна€ однородность нервной системы Ч одно из величайших Ђизобретенийї живой природы. Ќо это ставит нас перед неразрешимой пока загадкой: каким образом качественно однородный в различных част€х нервной системы физиологический процесс может порождать качественно разнородные психические образы? ¬ провод€щих пут€х различных анализаторов Ч зрительном, слуховом, вестибул€рном и т. д. существует качественно один и тот же нервный процесс, однако возникающие в результате него психические образы качественно различны, ибо это суть световые, звуковые и другие ощущени€.

 ачественна€ однородность нервных процессов €вственно обнаруживаетс€, например, в любопытном €влении Ч когда сшиваютс€ совершенно разнородные нервные пути (гетерогенный анастомоз нервов). “ак, ѕ. . јнохин соедин€л блуждающий нерв с одним из нервов передней конечности животного, в результате чего она стала совершать Ђдыхательныеї движени€, т. е. ритмически сокращалась синхронно с актами дыхани€.

≈сли в нервной системе качество внешнего агента стираетс€, угасает в однородном нервном процессе, то как оно снова возникает в мозгу, в содержании идеального образа?  аким образом, спрашивал „. Ўеррингтон, можно объ€снить феномен: Ђяї видит —олнцеї1? ѕроблема усложн€етс€, если мы учтем еще один разительный факт: отрезок провод€щих путей в принципе может быть заменен, например, куском титановой проволоки, но мозг по-прежнему будет продуцировать соответствующие ощущени€, отображающие качества внешних предметов. ¬ажнейшим компонентом нервных импульсов оказываютс€ электрические импульсы, которые могут передаватьс€ и через проволоку. ѕон€тно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом €влении, не могут содержатьс€ разнородные качества световых, звуковых, ос€зательных и других воздействий. ќткуда же они Ђвсплываютї в мозгу?

¬ исследовани€х по психофизиологии (≈.ƒ. Ёдриан, ћ.ћ. Ѕонгард и ћ.—. —мирнов, ≈.ј. Ћиберман и другие) было установлено, что качества внешних агентов кодируютс€ в рецепторах посредством частотной модул€ции электрических импульсов Ч распределени€ импульсов во времени. ¬ советской философской науке предложена попытка решени€ психофизиологического парадокса с помощью пон€тий кодировани€ Ч декодировани€. — этой точки зрени€ качество внешнего агента кодируетс€ на Ђвходеї нервной системы и декодируетс€ на Ђвыходеї, в ÷Ќ—. “акое объ€снение в пределах пон€тий телеграфиста вызывает улыбку. Ќесомненно, что механизм де€тельности нервной системы включает процессы кодировани€ Ч декодировани€. ќднако действительна€ теоретическа€ суть парадокса при таком объ€снении ускользает. ƒело в том, что процесс кодировани€ Ч декодировани€ предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т. е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Ќо такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодировани€Чдекодировани€, ибо мозг никогда не имел пр€мых контактов с объективными качествами.  то (или что) вложил код в человеческий мозг?

ƒопустим, что мы получили из космоса некоторую серию знаков, содержащую, как мы полагаем, послание внеземной разумной цивилизации. —одержит ли в себе сери€ этих знаков код, с помощью которого мы могли бы ее декодировать? –азумеетс€, нет. “акой код должен быть получен независимо от данной серии знаков Ч из предположени€ о том, что это есть послание разумных существ, обладающих сходством с нами (поскольку они разумные существа), из представлений о физических, химических и других свойствах космических тел и т. д.

Ќо откуда получил Ђдополнительные сведени€ї о внешнем мире мозг, если единственна€ св€зь его с миром осуществл€етс€ лишь через посредство кодировани€ неизвестных ему качеств внешнего мира? ≈стественно, мы не можем удовольствоватьс€ наиболее тривиальным по своей логике объ€снением, согласно которому мозг знает код потому, что он вложен в мозг некой духовной силой. ¬ соответствии с нормальной логикой науки следует, по нашему мнению, предложить иное решение. ѕрежде всего необходимо учесть, что субъективный, идеальный образ внешнего качества возникает только в наиболее сложной и богатой части материального субстрата отражени€ Ч в высших отделах головного мозга. Ёто означает, что объективное содержание, объективное качество не передаетс€ всегда в Ђравном себе состо€нииї от рецепторов по провод€щим пут€м в мозг. ќбъективного качества нет ни в рецепторе, ни в провод€щих пут€х, тем более оно отсутствует в металлическом проводнике, которым можно протезировать провод€щие пути! —ледует отказатьс€ поэтому от сохран€ющегос€ иногда интуитивного представлени€ о познании как непосредственном копировании, Ђсн€тииї признаков отображаемого предмета и переноса их от рецептора в мозг, где они как бы Ђпро€вл€ютс€ї. “акое остаточное от античной Ђтеории образовї представление фактически еще имеет хождение в науке.

—убъективный, идеальный образ производитс€ мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развити€ материи и который, следовательно, находитс€ в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. ћозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента Ђизвестнаї мозгу заранее, заложена в его материальной природе.  онечно, было бы крайне наивным думать, что в мозгу хран€тс€ готовые Ђврожденныеї образы внешних качеств, которые Ђвыдаютс€ по требованиюї, поступающему по провод€щим пут€м.

ћозг, человек действительно генерирует, вырабатывает идеальный образ объективного качества. „увственное познание выступает поэтому результатом не буквального Ђкопировани€ї и Ђпереносаї качеств внешних агентов в мозг, а своего рода уподоблени€ мозга внешним воздействи€м. ѕри этом образ €вл€етс€ результатом совместной де€тельности периферии Ч рецепторов и несравненно более сложных нервных центров, которым принадлежит главна€ роль в формировании идеального образа1.

–азумеетс€, мы дали лишь краткое и поэтому неточное изложение предложенного решени€ психофизиологического парадокса. ƒобавим, что наиболее сложна€ сторона проблемы, св€занной с указанным парадоксом, такова, что философска€ мысль еще не знает, как к ней подступитьс€. Ёта часть проблемы заключаетс€ в том, что органы чувств непосредственно ориентированы лишь на физические и химические качества.  аким образом познаютс€ в таком случае биологические и социальные качества, которые принципиально сложнее физических и химических и которые, следовательно, не имеют дл€ себ€ специального нервного прибора, не могут пройти через барьер органов чувств, настроенных на физико-химические качества? –ешение этого вопроса, однако, существует.

ƒвойственность чувственного познани€

ѕредметом и содержанием чувственного познани€ выступает €вление.  ак нам уже известно из раздела о диалектике, €влени€ несут в себе сущности вещей, ибо сущности существуют в €влени€х, а не за €влени€ми. Ёто означает, что чувственное познание имеет сложный, двухъ€русный характер. ќтобража€ €влени€, чувственное познание тем самым отображает и заложенную в €влени€х сущность. ќно имеет, следовательно, два уровн€: непосредственно осознаваемых сторон €влени€ как такового и скрыто, имплицитно отображаемой сущности. ќтобража€ €влени€, чувственное познание несет в себе и отображение сущности, котора€, однако, непосредственно пока не осознаетс€. „увственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (€влени€) и неосознаваемого, имплицитного (сущности). ќсновное противоречие чувственного познани€ находитс€ в движении, оно развертываетс€ по мере перехода от одной формы или уровн€ чувственного познани€ к другой, от ощущени€ к воспри€тию и к представлению.

¬оспри€тие. ќщущение Ч отражение отдельных внешних признаков вещей. ќно чревато, следовательно, специфическим противоречием Ч между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым. ¬ процессе эволюции жизни возникает поэтому более сложна€ форма чувственного познани€ Ч воспри€тие, которое представл€ет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

¬оспри€тие включает в себ€ целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображени€ (апперцепцию). ѕсихологи€ показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической де€тельности человека. “ак, у ребенка на основе действий с вещами, их движени€ первоначально формируетс€ образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.

¬оспри€тие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущени€. ¬ силу целостности в воспри€тии в сферу непосредственного осознани€ вход€т такие стороны чувственного €влени€, которые оставались скрытыми в ощущени€х, прежде всего Ч предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение. ¬ ощущении, таким образом, непосредственно не осознаютс€ не только сущность вещи, но и глубинные стороны самого €влени€.

Ќа уровне воспри€ти€ возникает и замечательное свойство психики, имеющее глубокий гносеологический смысл Ч объективаци€ воспринимаемого, благодар€ которой вещи воспринимаютс€ нами как существующие вне нашего сознани€. ¬ способности к объективации ощущений и воспри€тий таитс€ будуща€ коренна€ особенность человеческого сознани€, Ђздравого смыслаї Ч воспринимать мир как существующий объективно-реально. Ќа уровне воспри€ти€ мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир. ќтображаемые ощущени€ми признаки осознаютс€ уже как признаки вне нас наход€щихс€ вещей. ќднако поскольку ощущени€ и воспри€ти€ не способны Ђрассечьї самих себ€ на объективное и субъективное, цвета, запахи, вкусы и т. д., €вл€ющиес€ как таковые ощущени€ми, воспринимаютс€ нами существующими в вещах, присущими самим вещам. Ётот заключенный в чувственных формах отражени€ действительности Ђдефектї приводит к известной ошибке Ђнаивного реализмаї, котора€ может быть устранена только критическим разумом, способным к мысленному диалектическому раздвоению единого образа на объективное содержание и субъективную форму. Ќагл€дное по своей природе ощущение, чувственный образ вообще, не способны к самораздвоению на объективную и субъективную стороны.

≈сли на уровне ощущени€ субъективна€ сторона образа выступает как активное средство элементарного аналитико-синтетического акта Ч выделени€ из окружающей среды отдельного внешнего признака вещи, то функци€ субъективного в воспри€тии заключаетс€ в интеграции отдельных признаков в целостный предмет, Ђвырезанииї его из целостной внешней среды, континуума внешней среды.

¬оспри€тие преодолевает противоречие ощущени€, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. ¬оспри€тие всегда есть Ђмоментальный снимокї действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращаетс€. ѕоэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. ¬оспри€тие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и неосознанными общими, устойчивыми, дл€щимис€ за пределами наличной ситуации сторонами действительности. ƒальнейшее развитие чувственного познани€ должно позволить ему оторватьс€ от конкретной ситуации и установить общее.

ѕредставление. ѕредставление Ч образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. ќно возникает на достаточно высоком уровне развити€ жизни (в развитом виде Ч у высших животных), когда психическа€ регул€ци€ поведени€ становитс€ зависимой от широких, не ситуативных, общих сторон действительности.

¬ажнейшими особенност€ми представлени€ €вл€ютс€ независимость от непосредственного воздействи€ вещи на органы чувств и обобщенность. Ѕлагодар€ первой живое становитс€ способным приспосабливатьс€ к широким и долговременным услови€м среды. Ёто создает предпосылки и дл€ специфической человеческой трудовой де€тельности. Ќа уровне представлени€ впервые возникает, в ее €вном виде, способность обобщени€, отображени€ общих признаков вещей Ч не данного цвета, запаха, вкуса и т.д., а обобщающего Ђкрасногої, Ђкруглогої и т. п.

ѕредставление преодолевает ограниченность воспри€ти€, разрешает его специфическое противоречие. ќднако общее, доступное представлению Ч это внешнее, чувственно общее, общее в непосредственных чувственных €влени€х. ќбщее в представлени€х имеет нагл€дный, непосредственный, чувственный характер. ѕоэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками €влени€. ћожно довольно точно представить, например, остро-, тупо- и пр€моугольник, но нельз€ чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника нагл€дно не совместимы.  огда пытаютс€ представить Ђтреугольник вообщеї, в сознании возникает, например, наиболее Ђтипическийї Ч равносторонний треугольник, который замещает, репрезентирует разнородные виды треугольников. Ќа границах возможностей нагл€дного обобщени€ возникает, таким образом, феномен репрезентации одним видом других, или рода, что €вл€етс€ зачатком и прообразом будущей знаковой системы €зыка.

Ќа основе свободного оперировани€ представлени€ми и его обобщенного характера возникает способность воображени€, включа€ мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей Ч мысленные образы будущих вещей, нагл€дные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.

ќщущение зав€зывает целый узел противоречий: между познанной частью и непознанным целым, единичным и общим, ситуативным и устойчивым, ситуативной скованностью и свободным оперированием, познаваемым €влением и непознанной сущностью. ѕоследовательно разреша€ эти противоречи€, воспри€тие и представление в принципе исчерпывают €вление и оказываютс€ у черты, отдел€ющей чувственное познание от скрытой в нем сущности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1981 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

553 - | 438 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.