Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«аконы логического познани€




 

Ћогическое познание подчинено своим строгим законам, которые изучаютс€ логикой. ѕоследн€€ выступает в четырех формах, отображающих различные уровни и срезы логического познани€.

—пецифические законы логического познани€ установлены традиционной формальной логикой, котора€ в основном была создана јристотелем. ‘ормальна€ логика открыла четыре основных закона мышлени€: тождества, противоречи€, исключенного третьего, достаточного основани€. Ёти законы выступают, с одной стороны, как законы конкретной области действительности Ч человеческого мышлени€, с другойЧкак законы, выражающие универсальную природу человеческого мышлени€ Ч его способность познавать любые качества бесконечно многообразного мира. ѕоэтому в р€ду законов специфических областей действительности законы логики занимают особое место, выступают как законы идеального, изучаемого философской наукой о мышлении.

ћышление имеет не произвольный, а закономерный характер, однако его законы неверно было бы определить (как, впрочем, иногда и делаетс€) в качестве объективных. Ћогические законы Ч законы субъективного. Ћогические законы суть отображение объективных св€зей вещей и имеют поэтому объективное содержание. ¬ то же врем€, €вл€€сь законами мысли, они несут в себе и нечто от природы мысли, они сложились как законы движени€ мысли, а не объективной действительности. Ћогические законы сформировались в процессе практической де€тельности человека в соответствии с объективными св€з€ми вещей и собственной природой человека, поскольку эти законы направлены на адекватное отображение мира человеческим сознанием.

«акон тождества: Ђј есть јї (ј=ј) заключаетс€ в требовании, чтобы предмет мысли оставалс€ в процессе мышлени€ одним и тем же, не подмен€лс€ другим. ѕри всей своей кажущейс€ тривиальности или тавтологичности закон тождества обеспечивает определенность мысли, предохран€ет ее от разрушени€ и ошибок. “ак, этот закон запрещает софизмы, св€занные с незаметной подменой Ђсреднего терминаї силлогизма внешне сходным с ним другим термином (учетверение терминов).

«акон противоречи€ требует, чтобы об одном и том же предмете, в одном и том же отношении и в одно и то же врем€ не высказывались две противоположные мысли: Ђј не есть не-јї. Ќельз€ при указанных услови€х определ€ть одно и то же как белое и черное, положительное и отрицательное, истинное и ложное и т. д.

«акон исключенного третьего требует считать истинным лишь одно из двух противоречащих (контрадикторных) высказываний о предмете, исключа€ истинность какого-либо Ђтретьегої высказывани€: Ђј есть либо ¬, либо не-¬ї. “ак, утверждени€ о материальности либо идеальности внешнего мира €вл€ютс€ противоречащими друг другу и лишь одно из них может быть истинным.

«акон достаточного основани€ требует, чтобы вс€ка€ мысль была обоснована другими мысл€ми, истинность которых доказана: Ђ≈сли есть ¬, то есть его основание Ч јї. “ребование обоснованности мышлени€ Ч фундаментальный закон познани€. ¬ силу сложности и опосредованности предметов и €влений реального мира кажда€ вещь и €вление могут быть пон€ты только при условии изучени€ порождающих их оснований. ќтсутствие достаточных оснований Чисточник всех заблуждений, ложных представлений о мире, социальных €влени€х, человеке. ¬ыше было показано, что идеализм и религи€ (доказательства Ђбыти€ божи€ї) не имеют глубоких оснований, т. е. не следуют из достоверных фактов науки и человеческой практики.

¬торым уровнем формальной логики выступает математическа€ логика, т.е. Ђлогика, Ч по определению —. .  лини, Ч развиваема€ математическими методамиї. ћатематическа€ логика исследует закономерности вывода знани€ с помощью математических средств формализации, что позволило открыть некоторые новые логические закономерности, позвол€ющие решать трудные логические задачи в области математики, кибернетики, теории релейно-контактных систем, в теории программировани€, при создании Ё¬ћ и т. д.

ћатематическа€ логика начинает формироватьс€ Ћейбницем, перва€ ее форма была создана английским логиком и математиком XIX в. ƒж. Ѕулем (Ѕулева алгебра логики). ¬ ее развитие внесли большой вклад ѕ. —. ѕорецкий, Ѕ. –ассел, ƒ. √ильберт, ј. “арский, ј.Ќ.  олмогоров, —. .  лини и др. Ѕольшую роль в современной науке играет многозначна€ логика, в которой высказывани€м приписываетс€ более чем два (истинноЧложно) значени€. Ўирокое развитие математической логики и ее практических приложений Ч одна из важнейших особенностей современной цивилизации.

¬ысшим уровнем логики €вл€етс€ диалектическа€ логика. ≈сли законы формальной логики суть специфические законы мышлени€ как конкретного €влени€, то в качестве законов диалектической логики выступают всеобщие диалектические законы, которые действуют в равной мере в природе, обществе и мышлении. ƒиалектическа€ логика представл€ет поэтому такой уровень мышлени€, в котором мышление обнаруживает глубокое внутреннее тождество с природой объективного мира. ƒиалектическа€ логика регулирует глубинную стратегию мышлени€, а не механизм каждой локальной логической св€зи.

ƒиалектическа€ логика не отмен€ет законов формальной логики, ибо несоблюдение последних означало бы разрушение мысли. ¬месте с тем законы формальной логики статичны, огрубл€ют реальную действительность и станов€тс€ совершенно недостаточными дл€ построени€ наиболее сложных форм мысли, затрагивающих глубинные стороны природы внешнего мира и самого человека. “ак, согласно закону тождества предмет мысли должен быть всегда одним и тем же (ј==ј). ќднако от этого формально-логического закона ускользает фундаментальна€ способность действительности Ч мира и человеческой сущности Ч непрерывно измен€тьс€, становитьс€ другой. Ёту природу мира и человека отображает диалектика, котора€ требует рассматривать предмет мысли как наход€щийс€ в единстве с самим собой и в то же врем€ противоречащий самому себе: Ђј есть ј и в то же врем€ не-јї. ѕри этом диалектическа€ логика отнюдь не отрицает тождества вещи с самой собой, пока она находитс€ в пределах определенного качества. ƒиалектическа€ логика не исключает отношений, фиксируемых формальной логикой, но идет дальше, к предельно глубоким уровн€м мира и человеческой сущности, в которых (уровн€х) устойчивость качества оказываетс€ только моментом более широких свойств и отношений реальности. ƒиалектика не существует без формальной логики, без нее она превращаетс€ в софистику.

 оренна€ особенность диалектической логики заключаетс€ в том, что она схватывает, адекватно отображает противоречивость и развитие мира и человека и €вл€етс€ поэтому единственным универсальным способом логического выражени€ последних, сущности мира и человека. ƒиалектическа€ логика выражает дух современной науки и социального быти€, который находитс€ еще в состо€нии становлени€, формировани€. ќсновные концепции современного естествознани€, которое, по широкому признанию, становитс€ эволюционным, во все большей мере выражают развитие объективной реальности. ќднако собственна€ система пон€тий и логика частных наук, как уже отмечалось ранее, всегда остаютс€ принципиально неполными, недостаточными дл€ решени€ своих собственных фундаментальных проблем. ѕоэтому успешное развитие современной науки и ее практических приложений возможно в конечном счете лишь благодар€ применению Ч сознательному или стихийному Ч диалектических форм мысли. ¬ весьма обширной советской и зарубежной философской литературе убедительно показано, что все важнейшие теории современности Ч квантова€ механика, теори€ относительности, синтетическа€ теори€ эволюции и т. д. имеют имплицитный диалектико-материалистический смысл и не могли бы быть созданы и интерпретированы без сознательного или стихийного применени€ диалектических форм мысли.

—овременна€ наука, ее фундаментальный мыслительный уровень не содержит ни малейшего намека на возникновение каких-либо иных форм мысли, выход€щих за пределы диалектической логики. Ќапротив, многие разделы современной науки либо в силу своего частного характера, либо вследствие достигнутой ступени развити€ еще не подн€лись до уровн€ целостных диалектических форм мысли. Ўирокое развитие в современной науке системного мышлени€ представл€ет собой не что иное, как активное распространение одного из элементов диалектической логики и выступает в качестве свидетельства все более эффективного проникновени€ диалектической логики в духовную культуру общества.

Ќаука как логика

Ћогика науки. Ќар€ду с трем€ рассмотренными уровн€ми логики существует также конкретна€ логика науки или логика вещей, имеюща€ специфический характер в каждой отрасли знани€. ≈сли понимать под логикой способ мышлени€, способ оперировани€ пон€ти€ми, то следует признать, что этот способ зависит не только от общих свойств вещей и их св€зей, фиксируемых формальной и другими логиками, но и от специфических свойств и св€зей каждой отдельной области предметного мира.  ажда€ наука поэтому выступает в качестве логики. ясно поэтому, что существуют конкретные логики физики, химии, биологии, социальных и других наук.

Ёти логики определ€ютс€ прежде всего специфическими способами существовани€ и развити€ основных форм материи, которые были рассмотрены нами ранее. “ак, логика физики определ€етс€ масс-энергетическим характером взаимодействий, логика химии Ч над-массэнергетическим субстратным синтезом, логика биологии Ч превращени€ми и т. д. —уществуют также конкретные логики в рамках каждой из фундаментальных отраслей знани€. Ћогика теории Ќьютона коренным образом отличаетс€ от логики теории относительности, ибо с позиций последней логично мыслить пространство и врем€ изменчивыми, зависимыми от движени€ и т€готени€, что оказываетс€ логическим абсурдом в рамках ньютонианского мышлени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2008 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

534 - | 407 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.