Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћировой процесс и сущность человека




 

–исунок 1

¬ свете изложенного закономерный мировой процесс развити€ можно представить как единство трех основных неравноценных направлений (рис.1):

 

1 Ч магистральное направление развити€;

 

2 Ч Ђподчиненноеї направление развити€;

 

3 Ч направление развити€ Ђневключенногої низшего.

 

ћагистральным, или главным, направлением единого мирового процесса €вл€етс€ последовательность основных форм материи, в известных нам пределах представленна€ физической, химической, биологической и социальной формами материи. –азвитие материи выражено здесь в наиболее полном, €сном и концентрированном или Ђтипическомї виде, поскольку именно на магистрали развити€ происходит смена качественно различных основных форм материи.

 ажда€ узлова€ точка на магистральной линии дает начало трем ветв€м развити€. ѕри этом основные Ђточки ростаї сложности всегда наход€тс€ на магистральной линии. Ќаибольша€ творческа€ активность материи св€зана с магистральной линией развити€. Ћини€ магистрального развити€ невозможна без подчиненного ей развити€ низшего, включенного в состав высшей ступени организации материи. ќднако развитие имеет здесь уже не столь €рко выраженный, радикальный, типический характер. Ќа линии Ђподчиненногої развити€ изменени€ не выход€т за рамки одной и той же качественно определенной формы материи. “ак, физика человека остаетс€ по своей природе физикой, подчин€етс€ тем же физическим законам, что и Ђсвободна€ї физика, физика в природе.

ќсобый характер имеет развитие низшего, не включенного в состав высшей ступени, составл€ющего природную среду последующего развити€. –азвитие представлено здесь в наиболее стертом виде, носит наименее радикальный характер. «десь тоже есть свои точки и ступени развити€, но они не выход€т за пределы соответствующих основных форм материи. ¬еро€тно, с третьим направлением развити€ можно св€зать некоторое многообразие более частных направлений. “ак, можно допустить, что на основе кремни€ или азота, выступающих, по мнению многих ученых, в качестве Ђконкурентовї углерода в процессе эволюции химического в направлении к живой материи, могут возникать, при каких-либо особых услови€х, некоторые аналоги живой материи. ѕравда, в силу значительного превосходства углерода в способности образовывать многообразные химические св€зи возникновение аналогов жизни на базе кремни€ или азота, а тем более Ч равноценной с углеродистой, €вл€етс€ крайне маловеро€тным.

 

 

— направлением Ђневключенногої низшего св€зано формирование комплексных форм материи Ч астрономической, геологической и географической. ѕоследовательность этих форм материи €вл€етс€ производной от магистрального направлени€ мирового процесса развити€. — лини€ми Ђподчиненногої развити€ и Ђневключенногої низшего необходимо св€зать также круговороты развити€, оставл€ющие необходимый элемент единого мирового процесса.

‘изическа€, химическа€ и биологическа€ ступени развити€ материи, какими бы законченными в услови€х самосто€тельного существовани€ они не казались, несут в себе элемент существенной незавершенности, ибо €вл€ютс€ лишь моментами развити€ материи. ≈сли бы они оказывались абсолютно завершенными, то переход к более высокой ступени был бы невозможен, поскольку по€вление и дальнейшее развитие высшего св€зано с усложнением низшего.

ƒремлющие силы развити€

ѕоскольку Ђневключенноеї низшее состоит из тех же основных элементов, что и Ђвключенноеї, обладает такими же основными свойствами и природой, оно сохран€ет огромный фонд нереализованных и Ђдремлющихї возможностей развити€. Ётот фонд тем более велик, что объем Ђневключенногої низшего на много пор€дков превосходит объем высшей формы материи. ќкружающий нас природный мир, таким образом, таит в себе колоссальные дремлющие силы развити€. ќстаютс€ ли эти возможности развити€ принципиально нереализуемыми? явл€етс€ ли бесконечна€ природа своего рода кладбищем творческих потенций материи, которое оставл€ет за собой узка€ лини€ магистрального процесса развити€ материи? »ли же эта странна€ структура развити€ содержит в себе Ђнамекї на нечто, долженствующее по€витьс€ в будущем?

–азвитие €вл€етс€ всеобщим и всеохватывающим процессом. ћир охвачен пламенем развити€. ќднако было бы ошибочным считать этот процесс однородным и равномерно распределенным во ¬селенной. –азвитие материи происходит по трем основным направлени€м, на каждом из которых оно выражено в различной степени. —воеобразна€ диалектика трех линий развити€ такова, что магистральное развитие опираетс€ на две другие линии, оно в известном смысле осуществл€етс€ благодар€ тому, что сохран€етс€ огромный фонд нереализованных возможностей развити€, заложенных в преобладающей массе материальных тел, образующих широкий природный фундамент магистральной линии развити€.

¬ этой св€зи становитс€ пон€тной ошибка, которую допускают, когда отсутствие неограниченного прогресса в преобладающей части природы истолковывают как подтверждение того, что прогресс есть крайне Ђредкий случайї в неживой природе. ¬ основе такого представлени€ о развитии лежит первоначальна€ попытка представить развитие как процесс, равномерно распределенный во ¬селенной, как.некое фронтальное движение материи Ђвпередї, в результате которого вс€ матери€ должна превратитьс€ в живую и т. д. ѕоскольку этого найти нельз€, постольку делаетс€ вывод о круговороте или необратимых качественных изменени€х как сущности развити€, о редкости и невсеобщности развити€ и т. д. ќднако развитие как движение от низшего к высшему есть не Ђслучайї, а всеобщий, всеохватывающий, глобальный процесс, св€занный с самой сущностью материального мира как бесконечного целого. –азвитие как сложный и многоплановый процесс возникновени€, сохранени€, включени€, подчинени€, интеграции определ€ет иерархическую структуру материального мира.

»ерархическа€ система мира

ћир Ч это бесконечна€ иерархическа€ система уровней, образованна€ процессом развити€, в котором ступени процесса откладываютс€ и закрепл€ютс€ в виде последовательности уровней организации материи Ч основных форм материи.

”ровни иерархической системы материального мира наход€тс€ в многообразных диалектических взаимозависимост€х, обусловливающих целостность мировой системы. Ёти взаимозависимости €вл€ютс€ производными от изложенных выше закономерностей соотношени€ высших и низших форм материи.

»ерархическа€ система мира не €вл€етс€ чем-то застывшим и неподвижным. –азвитие как материальный творческий процесс не угасает в системе уровней организации материи, а представл€ет собой всеобщий процесс, охватывающий все бесконечное здание материального мира. –азвитие имеет свои Ђточки ростаї, или Ђобласти наивысшего прогрессаї (например, возникновение химизма, затемЧжизни, человеческого общества), однако его нельз€ св€зывать только с этими област€ми.  ажда€ уже существующа€ форма материи находитс€ в состо€нии непрерывного возникновени€ из низшей Ч окружающей среды и Ђвключенногої низшего.

Ђѕоко€щеес€ развитиеї

“ак, человечество непрерывно воспроизводит свое бытие из условий среды и своей биологической основы. ∆ива€ матери€ в процессе обмена веществ со средой посто€нно рождает себ€ из неорганической материи посредством собственных химических процессов. ’имические вещества, существу€ благодар€ непрерывной интеграции своих физических составл€ющих, тем самым посто€нно создают себ€ из своих физических предпосылок. ѕроцесс существовани€ и функционировани€ каждой формы материи €вл€етс€, таким образом, процессом развити€, включен в глобальный процесс развити€ материи. –азвитие как целостный процесс, охватывающий все бесконечное здание материи, включает в себ€, следовательно, момент Ђстационарногої или Ђпоко€щегос€ї развити€, т.е. непрерывного рождени€ каждой уже существующей реальности. ќсобенностью Ђстационарногої развити€ €вл€етс€ то, что оно происходит в услови€х уже существующей формы материи: высша€ форма материи непрерывно воспроизводит себ€ из низшей, опира€сь на уже существующую свою структуру и субстрат.

¬сеобщий генетический закон

ƒиалектико-материалистическа€ концепци€ мирового процесса развити€ приводит нас далее к любопытному заключению. ¬ иерархической Ђпослойнойї структуре каждой основной формы материи отображаютс€, Ђрезюмируютс€ї основные ступени предшествующего развити€ материи. »стори€ развити€ материи отображаетс€ и закрепл€етс€ в структуре каждой из основных форм материи Ч физической, химической, биологической, социальной. ѕроцесс функционировани€, т. е. непрерывного быти€ формы материи как бы непрерывно описывает историю ее возникновени€. “ак, синтезиру€ себ€ из условий окружающей среды, живое вещество воспроизводит основные ступени возникновени€ живой материи. ¬ развитии обнаруживаетс€, следовательно, закономерность, напоминающа€ биологический закон рекапитул€ции (биогенетический закон ћюллера-√еккел€) Ч повторени€ наиболее общих этапов эволюции вида (филогенеза) в эмбриогенезе (онтогенезе). —уществует, очевидно, всеобщий генетический закон повторени€ важнейших ступеней развити€ в структуре и функционировании основных форм материи.

ѕоскольку биологический обмен веществ, включающий синтез живого вещества из более простых химических веществ, повтор€ет историю возникновени€ живого, загадка происхождени€ жизни может быть решена на основе изучени€ жизненных процессов, происход€щих ежечасно и ежесекундно в современном живом веществе. Ёто обсто€тельство послужило ключом к исследованию происхождени€ жизни. ЂЌам представл€етс€ гораздо более перспективным дл€ решени€ проблемы жизни, Ч писал ј.». ќпарин, Ч изучение тех путей превращени€ неживого в живое, которые заключены в обмене веществї1.

—густки прошлого вокруг нас

»стори€ живой природы, как и остального мира, таким образом, не отнесена от нас в бесконечно далекое и недоступное, давно исчезнувшее прошлое Ч она зашифрована вокруг нас в структуре материальных объектов, включа€ и нас самих. ќсновные формы материи несут в себе в сложном, интегрированном виде свою бесконечную историю.  ачество и сущность каждой формы материи, каждой вещи вокруг нас Ч не нечто простое и непосредственное, а свернута€ бесконечна€ истори€ материи, Ђконденсатї ее развити€. ќкружающие нас вещи Ч это сгустки бесконечной истории. ¬ них и через них прошлое оказываетс€ живым и действующим. ѕознать вещи поэтому Ч значит увидеть в них их историю, расшифровать бесконечное число Ђтекстовї Ч физических, химических, биологических, спрессованных в единую Ђзаписьї качества или сущности вещи, увидеть в электроне, атоме, организме и т. д. как бы Ђследыї, Ђотпечаткиї и Ђтениї прошлого.

ƒоказательство бесконечности

 онцепци€ единого закономерного мирового процесса, как основа конкретно-всеобщей теории развити€, позвол€ет решить философский вопрос о конечности или бесконечности мира. ќпира€сь на совокупные фактические и теоретические данные системы наук, диалектический материализм обнаруживает тот угол зрени€, с которого проблема бесконечности, в ее наиболее общей форме, оказываетс€ разрешимой. ѕознава€ конечный отрезок единого мирового процесса, составленный четырьм€ крупнейшими формами материи, мы тем не менее получаем возможность дл€ достоверного заключени€ о бесконечности мирового процесса, бесконечности материального мира.

ћатериал науки, св€занный с известным нам отрезком мирового процесса, свидетельствует, что сложные формы материи возникают из более простых, что матери€ обладает способностью порождени€ сложного из простого. ƒостоверный, наблюдаемый факт действительного возникновени€ качественно специфических форм материи из более простых дает достаточные основани€ дл€ вывода о бесконечности мирового процесса, ибо логически необходимо признать, что кажда€ форма материи, каждое многообразие должно было возникать из более простой формы материи, многообрази€. ћысленно допустить, что процесс развити€ началс€ с какого-то абсолютно простого состо€ни€ материи, лишенного внутреннего многообрази€, сложности Ч это значит допустить превращение абсолютного поко€ в движение, абсолютного ничто Ч в нечто, что полностью противоречит всему человеческому опыту, наблюдаемому факту превращени€ низших форм материи в высшие.

¬ывод о бесконечности мира может быть сделан, таким образом, на основе изучени€ его конечной, но достаточно сложной и многообразной части. Ѕолее того, диалектика конечного и бесконечного такова, что только в бесконечном мире мог осуществитьс€ конечный отрезок развити€, только в бесконечном может существовать конечное.

≈сли бы система мира представл€ла собой совокупность непосредственно взаимодействующих элементов, то така€ система была бы только конечной, ибо могла бы существовать только в пределах допускаемых природой конкретных способов взаимодействи€. ќднако иерархическа€ система, построенна€ последовательностью различных по степени сложности уровней на основе диалектических закономерностей развити€ (возникновени€, включени€ и т. д.), может быть только бесконечной. ƒиалектика высшего и низшего включает в себ€ Ђпринципї бесконечности.

 онвергентный характер развити€

¬сеобщий закон развити€ имеет две стороны, выражаетс€ в двух всеобщих закономерност€х развити€, св€занных с количественной и качественной сторонами

 

действительности. — количественной стороны развитие заключаетс€ в неуклонном закономерном сокращении распространенности или объема форм материи при переходе от низших ступеней развити€ к высшим. “ак, по подсчетам ¬.». ¬ернадского, живое вещество составл€ет 10-7 массы «емли и 10-14-10-17 массы √алактики. ¬ысша€ форма материи может возникнуть только из части (причем ничтожно малой) низшей, но существует на основе многократно (на много Ђпор€дковї) превышающего ее природного фундамента, составленного низшей формой материи. Ёта весьма важна€ закономерность развити€ может быть названа закономерностью конвергентного развити€.

—окращение распространенности форм материи означает, что развитие идет как бы Ђна конусї, образует своего рода Ђконус развити€ї (рис. 2):

–исунок 2

Ќо Ђсхождение на конусї принуждает нас, очевидно, сделать вывод, что развитие становитс€...невозможным, поскольку сокращение распространенности форм материи не может происходить бесконечно. »так, должен наступить конец развити€?  оличество ступеней развити€ материи Ђвнизї, в сторону более простых форм материи, бесконечно. ѕолага€ процесс развити€ материи бесконечным, но учитыва€ далее, что развитие означает непременное сокращение распространенности каждой последующей формы материи по сравнению с предшествующей, более простой, мы должны признать, что в некоторый момент времени развитие должно достичь последней, наивысшей ступени, когда дальнейшее сокращение оказываетс€ невозможным.

»де€ конвергентного развити€ материи сама по себе приводит к признанию неизбежного прекращени€ развити€, поскольку предполагает достижение наивысшей, последней ступени. “ем не менее этот вывод вступает в противоречие с идеей развити€, согласно которой прекращение развити€, то есть утрата материей активности, способности к усложнению, невозможно, так же, как и начало развити€, возникновение мира из ничего.

јккумул€тивный характер развити€

ќднако закономерность конвергентного развити€ св€зана только с количественной стороной развити€. — качественной стороны развитие обнаруживает новую закономерность Ч аккумул€тивного развити€. ¬ процессе развити€ происходит включение основного содержани€ низших форм материи в высшие, непрерывное накопление и Ђуплотнениеї этого содержани€. ¬ключа€ в себ€ низшие формы материи и представл€€ собой бесконечную иерархию предшествующих ступеней развити€ материи, кажда€ форма материи не утрачивает всего содержани€ низших, а несет его в себе в обобщенном и интегрированном, уплотненном виде.  ак отмечалось ранее, интеграци€ Ч одна из наиболее существенных сторон процесса развити€. “еперь мы можем пойти далее, поскольку в конкретно-всеобщем плане развити€ обнаруживаетс€, что интеграци€ Ч не Ђразовыйї акт, а непрерывный бесконечный процесс, благодар€ которому основное содержание предшествующих ступеней в обобщенном и уплотненном виде включаетс€ в последующие ступени.

«акономерность аккумул€тивного развити€ впервые была подмечена √егелем, который обнаружил ее в процессах мышлени€, в развитии абсолютной идеи. Ђ...Ќа каждой ступени дальнейшего определени€,Ч писал он,Ч всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующего содержани€ и не только ничего не тер€ет вследствие своего диалектического поступательного движени€, и не оставл€ет ничего позади себ€, но несет с собой все приобретенное, и обогащаетс€ и уплотн€етс€ внутри себ€...ї1.

ќценива€ эту мысль √егел€, Ћенин писал: ЂЁтот отрывок очень недурно подводит своего рода итог тому, что такое диалектикаї2.   сожалению, под вли€нием догматизма эта важнейша€ закономерность диалектики в советской философской науке осталась почти не замеченной.

— закономерностью аккумул€тивного развити€ св€зана еще одна любопытна€ закономерность: в процессе перехода от низшего к высшему и развити€ каждой формы материи происходит своеобразна€ универсализаци€ содержани€ на основе интеграции результатов предшествующего развити€. „ем сложнее форма материи, тем шире диапазон качественно многообразных факторов среды, с которыми она вступает во взаимодействие. ќтношение живых организмов к среде представл€ет собой расширение и обобщение способности химического взаимодействи€, перенос избирательного взаимодействи€ с химических качеств на более многообразные агенты среды. Ѕиологическа€ эволюци€ €вл€етс€ единством двух противоположных процессов Ч универсализации структур и функций и их специализации, при этом определ€юща€ роль в эволюции принадлежит универсализации, в результате чего эволюци€ порождает все более универсальные живые существа.

≈ще один парадокс

»сследование развити€ показывает, что кажда€ ступень эволюции материи обладает радикальной незавершенностью, т. е. имеет огромный фонд возможностей развити€, которые ею не реализуютс€. ѕоскольку развитие материи совершаетс€ через бесконечный р€д основных ступеней, мы должны признать, что матери€ накапливает бесконечный фонд принципиально не реализуемых ею возможностей, причем этот фонд на много пор€дков превосходит фонд реализуемых возможностей. “аким образом, оказываетс€, что развитие в большей мере представл€ет собой утрату возможностей развити€, чем их реализацию, что Ђтрассаї развити€ Ч это бесконечное пространство Ђомертвленныхї возможностей развити€.

 артина мира с этих теоретических позиций приобретает странный характер. ћатериальный мир оказываетс€ чреватым принципиально неустранимым противоречием между возможным и действительным, которое не разрешаетс€, а непрерывно усиливаетс€ в процессе развити€. –азвитие представл€етс€ как затухающий процесс, поскольку объем Ђомертвленныхї возможностей непрерывно растет, а сфера непосредственного развити€ Ч в силу его конвергентного характера Ч непрерывно сокращаетс€.

— изложенных позиций необходимо признать, что матери€ обладает достаточным богатством содержани€, чтобы порождать бесконечные возможности развити€, но не обладает в то же врем€ равной им содержательной способностью их реализации. ћатери€ страдает, следовательно, некой существенной ущербностью, ибо потенциально она оказываетс€ богаче, чем актуально.

¬селенский прогноз

 ажда€ наука с ее законами, отображающими объективные законы, обладает предсказательной способностью. “ака€ способность присуща и диалектике, конкретно-всеобщей теории развити€. ћы обнаружим эту способность, еще раз у€снив ту проблемную ситуацию, в которой мы оказались, рассматрива€ закономерности развити€.

¬ полученной картине развивающейс€ материи заложена глубока€ несообразность: матери€ по своей бесконечной природе способна порождать бесконечные возможности развити€, но в силу той же своей природы не способна их реализовать. “ака€ теоретическа€ картина мира позвол€ет усомнитьс€ в ее достоверности. ѕоэтому логически необходимо предположить, что противоречие между возможным и действительным, возможностью и способностью материи к развитию должно каким-то образом разрешатьс€ в процессе развити€ материи. Ёта способность разрешени€ беспоко€щего нас противоречи€, этот Ђразрешающий факторї, очевидно, осталс€ нами незамеченным.

ѕоскольку, однако, из наблюдаемой конвергентности развити€ следует, что этот фактор мы вр€д ли обнаружим в прошлом материи, необходимо предположить, что содержательный фактор, разрешающий противоречие между возможным и действительным, должен по€витьс€ на каком-то этапе развити€ материи, а его природа должна быть подготовлена самим характером предшествующего развити€. »сход€ из описанных закономерностей развити€, мы можем сделать абстрактный, теоретический набросок контуров искомого фактора.

¬о-первых, этот фактор должен быть материальным и вытекать из самой природы материи, противоречи€ ее развити€.

¬о-вторых, он должен возникать, быть закономерным результатом развити€, т. е. определенной ступенью развити€, формой материи.

¬-третьих, он должен обладать таким универсальным содержанием, которое сделало бы его способным взаимодействовать с любыми формами материи и реализовывать заложенные в них возможности развити€.

¬-четвертых, чтобы обладать таким универсальным содержанием, эта форма материи должна быть наивысшей ступенью развити€ материи.

¬-п€тых, она должна иметь такую форму активности, котора€ была бы направлена на изменение бесконечной последовательности предшествующих форм материи.

¬-шестых, измен€€ бесконечную последовательность предшествующих форм материи, искома€ форма материи должна быть способна к бесконечному усложнению, открыва€, таким образом, новую Ђветвьї бесконечности Ђвверхї, в будущее, сохран€€ свою общую природу, котора€ обусловливает возможность по€влени€ второй ветви бесконечности. »ными словами, бесконечно развива€сь, она должна оставатьс€ самой собой.

Ёта форма материи есть человек, человеческое общество.

Ѕесконечна€ природа человека

явл€€сь высшей ступенью развити€ материи, человек аккумулирует в себе результаты бесконечного процесса развити€ и обладает поэтому бесконечным, всеобщим, универсальным содержанием, несет в себе бесконечность. Ќа ступени человека матери€ получает особого рода обобщенное и универсальное выражение своего бесконечного многообрази€. ¬месте с тем человек представл€ет собой определенную ступень развити€ материи и несет в себе специфические черты, особенное содержание. ѕоскольку человек всегда индивидуален, представл€ет собой индивидуум, личность, он имеет также единичное содержание, индивидуальные черты.

Ѕесконечное, всеобщее и универсальное выражено в человеке через конечное, особенное и единичное. „еловек Ч единство бесконечного и конечного, всеобщего, особенного и единичного.

ѕри изучении человека первоначально мы замечаем специфические, особенные черты, отличающие его от других материальных образований Ч животных и растений, физических тел и т. д.Ч как нечто просто другое. ѕри этом в плане своих особенных признаков человек не обнаруживает каких-то исключительных, универсальных черт: он не обладает наибольшей физической силой, выносливостью, скоростью передвижени€, быстротой реакции и т. д. ќднако все его непосредственные свойства выражены в таких оптимальных значени€х, многообразии и полноте, которые делают человека Ђуниверсальнымї материальным существом, поскольку через эту оптимальность и полноту выражаетс€ бесконечное, всеобщее, универсальное в человеке.

–азумеетс€, бесконечность, всеобщность и универсальность человека нельз€ понимать слишком буквально и упрощенно. Ѕесконечное, всеобщее, универсальное содержание человека не €вл€етс€ буквально тождественным содержанию бесконечного мира, оно выражено в человеке в обобщенном и сокращенном виде. Ђѕравилаї или закономерности реального процесса свертывани€ и обобщени€ бесконечного многообрази€ мира в человеке, Ђкосмосаї в Ђмикрокосмеї еще должны стать предметом специального философского и конкретно-научного исследовани€. ќсновой этих правил €вл€ютс€, по нашему мнению, рассмотренные выше закономерности развити€.

¬ силу своей обобщенности бесконечное и универсальное содержание, свернутое в самой сущности человека, характеризуетс€ определенной сокращенностью и не включает в себ€ буквально бесконечное множество свойств и качеств единичных предметов, которым Ђнесть числаї. Ѕесконечное, всеобщее, универсальное в человеке Ч это обобщение качеств, сущностей предшествующих ступеней развити€ материи, а не бесконечный Ђпереченьї всех признаков предметов реального мира. „еловек непосредственно состоит из живых тканей, химических соединений, атомов, элементарных частиц и т.д., но в нем нет галактик, звезд, планет, геологических пород. „еловек Ч это аккумул€т, конденсат бесконечного множества сущностей, в нем по диалектическим законам развити€ Ђспрессованыї, синтезированы сущности предшествующих ступеней развити€ материи.

¬озника€ благодар€ Ђсамой природеї материи и €вл€€сь конденсатом или аккумул€том ее бесконечного содержани€, человек находитс€ в глубочайшем генетическом родстве с сущностью окружающего нас бесконечного мира. „еловек Ч это воистину микрокосм, своеобразно повтор€ющий в себе бесконечный космос.

„еловек Ч это Ђдействительный, телесный человек, сто€щий на прочной, хорошо округленной земле, вбирающий в себ€ и излучающий из себ€ все природные силы... ( урсив мой. Ч ¬.ќ.)ї1.

¬еличие и достоинство человека

Ќаучна€ концепци€ человека как высшего цвета материи, микрокосма, повтор€ющего в себе бесконечный космос и способного к его бесконечному познанию и практическому освоению, раскрыла подлинную сущность человека, его величие и достоинство в мире.

„еловеческий мир

¬озника€ в силу самой природы материи, воплоща€ в себе бесконечное качественное многообразие мира, человек оказываетс€ в глубоком родстве с бесконечным миром. ћатериальный мир Ч не чуждое и враждебное человеку пассивное начало, как представл€етс€ экзистенциализму, неотомизму, религии. ¬ этом смысле с определенной долей образности можно было бы сказать, что окружающий нас бесконечный материальный мир человечен. Ёто Ч человеческий мир. ¬ противоположность идеалистической и религиозной концепции Ђслучайного человека в чуждом ему миреї марксистска€ философи€ обосновывает концепцию Ђчеловека в человеческом миреї.

Ѕесконечный прогресс человека

— позиций господствующих в современной буржуазной философии идеалистических и религиозных концепций природа человека случайна, конечна, исчерпаема, в силу чего человек обречен на неизбежную гибель Ч в результате биологического или социального вырождени€, вследствие недостаточности природных ресурсов «емли, войн, порочности греховной своей натуры, из-за исчерпани€ смысла человеческого существовани€ и т. д. Ђ—лучайный человек в чуждом ему миреї обречен на гибель. — этой точки зрени€ развитие общества, социальный прогресс есть лишь временное €вление, скрывающее под собой глубинный, фатально предопределенный процесс вырождени€ человеческой природы. »д€ по видимости вверх, социальное развитие неминуемо ведет человечество к неотвратимому концу.

ћарксистска€ концепци€ человека как высшего цвета материи, опирающа€с€ на данные современной научно-технической революции, полностью снимает вывод о неизбежном конце человеческой истории, исчерпании человеческой сущности. „еловек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу.

ћаркс, Ёнгельс и Ћенин, несмотр€ на известные трудности, вы€вившиес€ во взгл€дах Ёнгельса на будущее человечества, рассматривали социальный прогресс как бесконечный. Ќи в природе человека, ни в сущности общества, в гр€дущем коммунистическом обществе они не видели никаких Ђпороковї или ограничений, которые ставили бы пределы развитию человека и общества, приводили бы к вырождению человеческой сущности. ћежду тем иде€ неизбежного конца человеческой истории имела бы смысл лишь в том случае, если бы такие пороки были обнаружены в самой сущности человека, если бы существование человека становилось бессмысленным. ѕо Ёнгельсу,.все общественные пор€дки, смен€ющие друг друга в ходе истории,Чэто ступени Ђбесконечного развити€ человеческого общества от низшей ступени к высшейї1. Ёнгельс писал о Ђбесконечном прогрессивном развитии человечестваї2. ¬месте с тем, как мы уже рассматривали, Ёнгельс считал неизбежной гибель человечества в св€зи с угасанием —олнца. ќднако, как пон€л уже ÷иолковский, этот вывод не может быть прин€т.

¬низ по лестнице, ведущей вверх

≈сли бесконечна€ природа человека, его труд и мысль не содержат пределов развитию человека, то такие пределы могут быть поставлены, как нам следует предположить, окружающей человека природой? ¬озможность бесконечного социального прогресса заложена в структуре бесконечного иерархически построенного здани€ природы. ƒиалектика бесконечной последовательности высших и низших форм материи такова, что не содержит никаких Ђзапретовї на движение преобразовательной де€тельности человека от высших, уже освоенных форм материи, к низшим. ќвладева€ все более простыми, расположенными Ђнижеї уровн€ми организации материи, углубл€€сь, например, в глубокий микромир, человеческое общество движетс€ вперед в своей социальной эволюции. ѕоскольку врем€ существовани€ каждого уровн€ материи ограничено (до Ђконцаї нашей ¬селенной осталось еще несколько дес€тков миллиардов лет) и поскольку это врем€ тем больше, чем Ђнижеї уровень организации материи, социальна€ истори€ Ч это Ђбегї человечества Ђвнизї по лестнице форм материи, овладение все более широкими временными масштабами ¬селенной, ее временем. „еловечество способно развиватьс€ вечно, присоедин€€ к своему времени врем€ природы.

—оциальный прогресс не €вл€етс€ фатальным, дарованным человеку природой, он производитс€ человеком. ѕо-видимому, нельз€ считать, что вс€ка€ человеческа€ цивилизаци€ сможет ускользнуть от внутренних и внешних опасностей и Ђвыйти в бесконечностьї. Ќе исключено, что отдельные цивилизации могут погибнуть. ¬озможно, нельз€ считать, что ресурсы космических систем, в которых возникает то или иное человечество, об€зательно окажутс€ достаточными дл€ неуклонной экспансии в космосе.   счастью, все говорит о том, что земное человечество находитс€ в этом отношении в благопри€тных услови€х. ќднако в принципе бесконечный социальный процесс заложен как в сущности человека, так и в природе бесконечного материального мира.

¬ наши дни активно разрабатываетс€ проблема Ђтехнологииї выхода человека в дальний космос, овладени€ все более грандиозными космическими структурами (Ђсферы ƒайсонаї, Ђпроект ќТЌейлаї и др.)1. —огласно классификации, предложенной Ќ.—.  ардашевым, человеческие цивилизации можно разделить на три типа. ÷ивилизации первого типа овладевают процессами масштаба планеты (при ежесекундном потреблении энергии 1020 эрг). ÷ивилизации второго типа способны управл€ть процессами в рамках своей солнечной системы (1033 эрг/с). ÷ивилизации третьего типа подчин€ют себе процессы на уровне галактики (потребление энергии пор€дка 1044 эрг/с).

ќднако, с нашей точки зрени€, не существует никаких Ђзапретовї и на овладение процессами, св€занными с ћетагалактикой.

ѕока еще всего много, и времени, и огн€

ќдин из тревожнейших вопросов современности Ч успеет ли человечество так распор€дитьс€ своими земными ресурсами, чтобы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса и Ђвыйти в бесконечностьї. ѕо мнению ».—. Ўкловского, это врем€ катастрофически сокращаетс€ и в самом ближайшем будущем человечество на «емле должно перейти к своего рода режиму космического корабл€, когда до 50% средств должно будет направл€тьс€ на восстановление и сохранение природной среды. ” нас пока еще есть врем€?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1782 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1319 - | 1204 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.