Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбыденное познание




 

ќбыденное познание св€зано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической де€тельности, быту и т. д. ¬ обыденной жизни человек познает существенные стороны вещей и €влений природы, социальной практики, быта, которые вовлекаютс€ в сферу его повседневных интересов. ќбыденный человеческий эмпиризм неспособен углубл€тьс€ в законы действительности. ¬ обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные дл€ отображени€ сравнительно простых сторон человеческой жизни.

Ѕудучи более простым, обыденное познание однако изучено заметно меньше, чем научное. ћы ограничимс€ поэтому изложением некоторых его особенностей. ќбыденное познание основываетс€ на так называемом здравом смысле, т. е. представлени€х о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т. д., сформировавшихс€ на основе повседневного практического опыта человечества. «дравый смысл Ч норматив или парадигма обыденного мышлени€. ¬ажным элементом здравого смысла €вл€етс€ чувство реальности, которое отображает исторический уровень развити€ повседневной жизни людей, общества, их нормы де€тельности.

«дравый смысл историчен Ч на каждом уровне развити€ общества он имеет свои специфические критерии. “ак, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что —олнце вращаетс€ вокруг «емли. ѕозднее такое представление становитс€ нелепым. «дравый смысл, или рассудок, испытывает вли€ние более высоких уровней мышлени€, научного познани€. Ќа каждом историческом этапе в здравом смысле, его нормах отлагаютс€ результаты научного мышлени€, освоенные большинством людей и превратившиес€ в нечто привычное. — усложнением повседневного человеческого быта в сферу здравого смысла переход€т все более сложные представлени€, нормативы, логические формы.  омпьютеризаци€ быта обусловливает вторжение в обыденное познание Ђкомпьютерных форм мышлени€ї. ’от€ обыденное познание всегда будет представл€ть собой относительно простой уровень познани€, в насто€щее врем€ можно говорить о своего рода онаучивании повседневной.жизни и здравого смысла.

¬ силу своей относительной простоты и консервативности обыденное познание несет в себе остатки, Ђостровкиї давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых Ђмассивовї мышлени€ минувших веков. “ак, религи€, имеюща€ пока еще широкое распространение, представл€ет собой не раста€вший айсберг первобытного мышлени€ с его логикой, основанной на внешних аналоги€х, глубинным страхом перед миром и неведомым будущим, надеждой и верой в сверхъестественное.

¬ырабатываемый под вли€нием повседневной практической де€тельности здравый смысл несет в себе и стихийно материалистическое, а в современном мире нередко Ч и диалектическое содержание. ¬ формах, присущих обыденному познанию, глубинное философское содержание выражаетс€ в народных приметах, пословицах и поговорках.

ћатериалистическа€ философи€ всегда в значительной мере опиралась на здравый смысл, непрерывно рождавшийс€ повседневной человеческой практикой. ¬месте с тем здравый смысл всегда ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами решени€ сложных проблем человеческого быти€. «дравый смысл, Ч писал Ёнгельс, Ч этот Ђвесьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключени€, лишь только он отважитс€ выйти на широкий простор исследовани€ї1.

«дравый смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускул€рных свойств и т. д. ќднако, как уже отмечалось, происходит онаучивание здравого смысла и вр€д ли можно отрицать, что противоречивость быти€ станет логической нормой и обыденного познани€.

»стори€ показала, что реакционные движени€ в общественной жизни всегда стремились использовать негативные стороны обыденного познани€, его ограниченности. “ак поступает и современный антикоммунизм, использующий известный прием отождествлени€ социализма и марксизма со сталинизмом.

ѕовседневна€ жизнь, разумеетс€, не сводитс€ к де€тельности типа Ђкухонного обиходаї, повседневна€ трудова€ де€тельность, св€занна€ с современным производством, предполагает решение сложных проблем, приближающих обыденное познание к границам, отдел€ющим его от научного.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2506 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

350 - | 285 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.