Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕричина и следствие




 

ѕричина Ч то, что порождает другое,Ч следствие. ѕричина характеризуетс€ двум€ признаками: временным Ч причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным Ч причина порождает следствие.

ћеханические воздействи€ €вл€ютс€ причиной изменени€ механического состо€ни€ тел. —овокупность реагирующих субстратов Ч причина возникновени€ новых химических веществ. Ќаследственна€ изменчивость и естественный отбор Ч основные причины биологической эволюции. »зменени€ в содержании и характере труда Ч причина изменений в производственных отношени€х и идеологии общества. „астный и общественный характер труда Ч причина частной и общественной собственности. »ндетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных €влений. Ќередко индетерминизм скрывает под собой не полное отрицание причинности, а отрицание объективной, материальной причинности, в качестве конечных причин принимаютс€ сверхъестественные факторы Ч бог, дух и т. д. ћатериалистический детерминизм противостоит поэтому как индетерминизму, так и идеалистической трактовке причинности. ѕри этом диалектический материализм обнаруживает и ценное рациональное содержание в объективно-идеалистических концепци€х причинности. Ѕольшой вклад в разработку категории причинности внес √егель, который, однако, усматривал причинную св€зь в логической идее.

»ндетерминизм всегда стремилс€ использовать трудности, св€занные с нерешенными проблемами человеческого познани€. “ак, в биологии про€влением индетерминизма служит витализм (от лат. vitalis Ч жизненный), который утверждает, что жизненность представл€ет собой выражение духовного фактора Ч энтелехии. —огласно ¬. ƒришу, живое включает совокупность физико-химических веществ и энтелехию: Ќ=S+e.

¬ XX в. индетерминизм пытаетс€ использовать трудности, св€занные с трем€ группами проблем Ч природой микрообъектов, сущностью жизни, сущностью человека.

ќдним из важнейших результатов современной физики €вл€етс€ обнаружение специфической формы причинности, св€занной с веро€тностными процессами. Ёту форму причинности нередко определ€ют как веро€тностную, в отличие от динамической, или однозначной, причинности. ѕоскольку в микромире ранее прин€тое в физике представление о причинности оказалось неприменимым, р€д физиков и философов, допуска€ известную софистическую ошибку, объ€вили устаревшим пон€тие причинности вообще. ћатериалистически мысл€щие физики и философы показали, что речь здесь должна идти не об отсутствии причинности, не о Ђсвободе волиї у электрона, а о ее различных формах.

Ќаибольшую питательную почву дл€ современного индетерминизма создают трудности, св€занные с объ€снением человеческой природы, человеческого поведени€, социальным прогрессом. — точки зрени€ экзистенциализма человеческое поведение имеет иррациональный, ничем не детерминированный характер.

ѕричина входит в состав условий. ”слови€ Ч это все то, что делает возможным и необходимым по€вление определенного следстви€. ѕри этом причина определ€ет следствие, а другие услови€ играют необходимую, но второстепенную роль. ќбусловливание Ч менее Ђсильноеї действие, чем определение или причинение. –азвитие общества определ€етс€ человеческими способност€ми и потребност€ми, процессом труда. ќкружающа€ общество природа не определ€ет, а обусловливает общественное развитие, выступает в качестве его необходимого фактора.

¬ совокупности условий можно выделить пусковое условие. „тобы пустить в ход химическую реакцию, необходимо, скажем, замкнуть электрическую сеть. —амо по себе нажатие на кнопку не €вл€етс€ причиной полученного химического продукта, однако без поступлени€ электрической энергии продукт не был бы произведен. ¬ обществе, где ничто не делаетс€ без сознательно поставленной цели, пусковое €вление может выступать в виде повода, используемого дл€ того или иного действи€. Ќападение переодетых немецких солдат на радиостанцию в √л€йвице в 1939 г. было использовано в качестве предлога дл€ начала захвата ѕольши. ѕовод в таких случа€х выдаетс€ за причину. ќдной из распространенных ошибок или приемов €вл€етс€ заключение по способу post hoc ergo propter hoc (после этого, следовательно, вследствие этого).

—уществуют объективные и субъективные причины. —убъективные причины общественных событий св€заны с человеческим сознанием Ч цел€ми, стремлени€ми, намерени€ми, взгл€дами людей, групп, классов, общества в целом. ќбъективные причины Ч это факторы, не завис€щие от сознани€ как отдельных людей, так и общества в целом. ¬ конечном счете субъективные причины отражают объективные услови€, причины, законы природы и общества.

¬ сложном переплетении природных и общественных €влений причина и следствие могут мен€тьс€ местами: то, что было причиной в одном отношении, оказываетс€ следствием в другом. »зменени€ в содержании и характере труда выступают в качестве причин изменени€ форм собственности, последние оказывают обратное вли€ние на развитие труда, т. е. в существенной мере опричинивают его.

–азличение причин, условий, повода, объективной и субъективной причин, а также законов, закономерностей и т. д. позвол€ет пон€ть действительную сущность вещей, €влений, событий.  ак объ€снить, например, природу и причины по€влени€ культа —талина в нашей стране? Ќередко утверждали, что культ —талина был вызван объективными причинами Ч трудност€ми классовой борьбы, капиталистическим окружением и т. д. — позиций антикоммунизма, отечественного и зарубежного, культ порождалс€ €кобы самой природой социализма, вытекал из теории марксизма-ленинизма. ќба объ€снени€ безусловно ошибочны.  ульт личности был вызван всецело субъективными причинами, которые уже достаточно хорошо проанализированы в науке. ѕри этом, однако, большую роль сыграли объективные услови€ развити€ страны, как внутренние, так и международные: трудности, отсутствие в –оссии большого опыта демократического развити€, вли€ние мелкобуржуазной революционности и т. д.

√лавна€ проблема теории причинности заключаетс€ в том, что означает определение, причинение, порождение следстви€ причиной.  атегори€ причины занимает особое место в системе диалектического материализма, она в концентрированном виде выражает природу развити€: возникновение низшего из высшего есть порождение низшего высшим. ¬ механических взаимодействи€х следствие качественно совпадает с причиной Ч в механическом воздействии телу передаетс€ некоторое количество энергии и направление действи€. ¬ надмеханических област€х следствие может 'качественно отличатьс€ от причины и в этом случае понимание внутренней природы порождени€ следстви€ встречаетс€ с большими трудност€ми.

ѕорождение следстви€ причиной означает, что содержание, качество следстви€ определено содержанием, качеством причины. Ќаиболее сложный случай причинно-следственной св€зи Ч порождение высшей ступени развити€ низшей: социального биологическим, биологического химическим и т. д. ¬ процессе развити€ низшее выступает в качестве причины высшего, которое обладает более сложным содержанием, чем породивша€ его причина, ¬ этом случае обычное представление о причине, когда полагают, что все содержание следстви€ должно быть полностью выведено из содержани€ причины, Ђне работаетї. ѕричинение в процессе развити€ заключаетс€ в том, что причина порождает нечто более сложное, чем она есть сама.  атегори€ причины возвращает нас к парадоксу развити€ и получает объ€снение только с его решением.

„еловек живет в причинном мире и сам €вл€етс€ причинным существом. ∆ивотное приспосабливаетс€ к миру, его причинно-следственным св€з€м, ибо оно только использует готовое от природы дл€ своего существовани€. „еловек проникает в суть причинно-следственных св€зей, овладевает этими св€з€ми. явл€€сь высшей формой материи, универсальным существом, человек овладевает самой причинной природой мира, вторгаетс€ в причинные св€зи, становитс€ высшим причинным фактором во ¬селенной, ибо он должен производить все необходимые дл€ своего существовани€ услови€ и, следовательно, производить свое собственное бытие, свою собственную природу. ѕричинение как сущностное свойство человека, в отличие от любой природной причинности, заключаетс€, таким образом, в том, что оно направлено не только на природные вещи, природный мир, но и само на себ€. ¬ человеке в концентрированном виде выражено свойство бесконечной материальной субстанции Ђбыть причиной самого себ€ї.

”ниверсальный причинный характер человеческой сущности определ€ет природу человеческого труда и мысли, способностей и потребностей, свободы и ответственности.

ѕричинный характер человеческой сущности обусловливает бесконечные возможности социального прогресса, развити€ человеческой сущности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1376 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1573 - | 1386 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.