Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕесконечного развити€ материи




 

ѕроисхождение сознани€ Ч это вопрос, который относитс€ к компетенции целой системы наук, прежде всего эволюционной биологии, физиологии и психологии. ‘илософи€ вы€сн€ет наиболее общие и фундаментальные стороны этого процесса. ≈е интересуют наиболее общие причины, механизмы и закономерности развити€ материи, которые привод€т к по€влению высшей формы отражени€, идеальному, способному к универсальному отображению мира, познанию любых качеств бесконечно многообразного мира, включа€ и саму способность к универсальному отображению.

 ак уже отмечалось, марксистска€ концепци€ возникновени€ сознани€, идеального рассматривает последнее в качестве закономерного продукта развити€ материи в целом, возможность и необходимость которого (идеального) заложены в самой природе материи. »сследу€ эту способность далее, научна€ философи€ ввела пон€тие об отражении Ч всеобщем свойстве материи, закономерным этапом развити€ которого становитс€ психика и ее высша€ форма Ч сознание.

ѕервоначально гениальна€ догадка о существовании у всей материи свойства, родственного ощущению, психическому, была высказана французским материалистом XVIII в. ƒ. ƒидро. ¬ Ђ–азговоре ƒаламбера с ƒидрої последний возражает ƒаламберу, который утверждал, что человек обладает бессмертной душой, резко отличающей его от неживой природы. ѕо мнению ƒидро, различие между Ђодушевленнойї и Ђнеодушевленнойї природой, между человеком и мраморной статуей не €вл€етс€ столь абсолютным. –астолките мрамор в порошок, смешайте его с землей, вырастите на ней растение, которое съест животное. „то при этом произошло?Чћатери€ €кобы полностью неодушевленна€ становитс€ одушевленной. ƒидро логично заключает, что, очевидно, матери€ обладает Ђвсеобщей чувствительностьюї, котора€ в неживой материи выступает в пассивной, а в живой Ч в активной форме. јналогичные мысли позднее высказывали многие видные ученые Ч крупный биолог-эволюционист Ё. √еккель, великий отечественный физиолог ».ѕ. ѕавлов.

Ќа новой теоретической основе мысль о родстве человеческого сознани€ с Ђприродой материиї была высказана ¬.». Ћениным в книге Ђћатериализм и эмпириокритицизмї.  ритику€ махизм за отождествление объективного мира с ощущени€ми, за непонимание того, что ощущени€ св€заны Ђтолько с высшими формами материиї, Ћенин писал: Ђ...в фундаменте самого здани€ материиї можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. “аково предположение, например, известного немецкого естествоиспытател€ Ёрнста √еккел€, английского биолога Ћлойда ћоргана и др., не говор€ о догадке ƒидро...ї. » далее, в св€зи с утверждением махиста ѕирсона Ђнелогично утверждать, что вс€ матери€ сознательнаї, Ћенин замечает: ЂЌо логично предположить, что вс€ матери€ обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражени€ї1.

ќтражение как свойство всей материи Ч всеобща€ и неуничтожима€ предпосылка возникновени€ ощущений и в конечном счете человеческого сознани€, заложенна€ в Ђсамой природе материиї. ќднако диалектический материализм отвергает концепцию гилозоизма (или панпсихизма), с позиций которой вс€ матери€ обладает психикой, одушевленностью.

–азработка пон€ти€ отражени€ в рамках концепции единого закономерного мирового процесса на дес€тки лет опередила по€вление одного из важнейших пон€тий современной науки Ч информации. ѕоследнее возникло в русле такого хода идей, который св€зан с формированием философского пон€ти€ отражени€ Ч глубокого сопоставлени€ сущности человека и окружающего мира, мысл€щей материи и природы. Ќе случайно по€вление пон€ти€ информации привело к резкому повышению интереса к разработке ленинского философского наследства, в особенности пон€ти€ отражени€. «амечательный факт предварени€ конкретно-научного пон€ти€ философским Ч выражение огромного творческого потенциала марксистско-ленинской философии, непрерывно растущего по мере развити€ научной философии, обобщени€ данных естественных, общественных и технических наук.

ѕроблема отражени€ как всеобщего свойства материи в 50-80-е гг. подверглась широкому обсуждению в советской философской науке. ќтражение Ч это способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга. ќтражение Ч внутренн€€ сторона вс€кого взаимодействи€. ќт пон€ти€ взаимодействи€ категори€ отражени€ отличаетс€ тем, что она относитс€ к внутренней стороне взаимодействи€, котора€ заключаетс€ в более или менее адекватном воспроизведении телами особенностей друг друга. ¬ процессе взаимодействи€ каждое тело испытывает изменени€ под вли€нием другого тела, и в результате этого взаимодействи€ в Ђследеї воздействи€ так или иначе выражена природа воздействовавшего тела, т. е. внешн€€ причина Ђследаї.

¬ процессе развити€ материи отражение проходит последовательный р€д форм, или ступеней развити€.  онцепци€ единого закономерного мирового процесса выступает поэтому теоретической основой исследовани€ эволюции форм отражени€, их закономерного усложнени€, возникновени€ психики и сознани€.

¬ развитии свойства отражени€ обнаруживаютс€ три основные особенности или закономерности. Ќаиболее обща€ из них может быть сформулирована как зависимость полноты отражени€ от субстрата отражени€. „ем сложнее, богаче содержанием €вл€етс€ этот субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести. ѕри этом нетрудно обнаружить вторую закономерность отражени€ Ч предмет способен отобразить качество внешнего воздействи€, т. е. отобразить другой предмет без сведени€ качества только в том случае, если это качество присуще самому субстрату отражени€. “ак, взаимодействие двух электростатических полей происходит с сохранением качества, поскольку взаимодействующие пол€ качественно однородны. Ќапротив, во взаимодействи€х, св€занных с превращением электричества в теплоту, сходство отражени€ и воздействи€ становитс€ весьма отдаленным и состоит, в основном, в количественном соотношении воздействи€ и изменени€: происходит передача определенного количества энергии безотносительно к качеству взаимодействовавших агентов. Ќаконец, поскольку высшие формы материи (например биологическа€) включают в себ€ низшие (химическую и физическую), высша€ форма материи способна воспроизводить качество низшей. “ак, химическое вещество способно воспроизводить физические качества в своей внутренней физической, электромагнитной, основе.

¬ ходе единого мирового процесса развити€ прослеживаетс€ радикальное усложнение форм отражени€. “ак, на уровне макромеханического взаимодействи€ отражение телами состо€ни€ друг друга имеет суммарный характер. “ела отображают, например, силу (F), с которой они воздействуют друг на друга, равную произведению mЈa, но не способны отобразить массу и энергию по отдельности. ќтображение, далее, имеет на этом уровне эпизодический, случайный характер, отображенные изменени€ не закрепл€ютс€ и бесследно исчезают. ¬ более сложных формах физического взаимодействи€ отражение приобретает структурный характер, локализацию, необратимость, цепной характер и т. д.

Ќа уровне химической формы материи, сохран€€ ранее приобретенные черты, отражение получает более многообразный и в то же врем€ прерывный характер (ибо св€зано с качественными превращени€ми химических веществ). ¬ коллоидной форме химические вещества приобретают своеобразные черты, служащие прообразами жизненных свойств Ч Ђсенсибилизациюї, Ђзащитуї и Ђпривыканиеї.

«агадка возникновени€ психики

Ќа уровне живой материи отражение получает несравненно более сложный и многообразный характер, приобретает две важнейшие черты: 1) если в неживой природе отражение слито с общим процессом взаимодействи€, то в живой материи от этой формы отражени€ обособл€етс€ и специализируетс€ особый вид отражени€, который 2) приобретает приспособительный характер, служит средством приспособлени€ к среде обитани€. — помощью этой формы отражени€ живое получает сведени€ о внешней среде и дает им биологическую оценку, определ€ет их биологическую значимость. “акой формой отражени€ становитс€ раздражимость, как способность живой ткани отвечать возбуждением на внешние воздействи€, выражающимс€ во внешней реакции организма. –аздражимость Ч это материальный физиологический процесс, в котором нет никакого иного содержани€, кроме состо€ни€ возбуждени€ самой живой ткани. Ќа уровне раздражимости живое различает все внешние воздействи€ лишь по признаку полезные Ч вредные. ¬ состо€нии раздражени€ отсутствует собственное качество внешнего воздействи€. ѕредставл€€ собой гигантский шаг в развитии, способность оценивать внешние воздействи€ как биологически полезные или вредные имеет в то же врем€ ограниченный характер, поскольку в состо€нии возбуждени€ ткани не сохран€етс€ качество внешнего воздействи€ как таковое. —колько бы мы не исследовали состо€ние возбуждени€ ткани, мы не обнаружим в нем ничего, кроме собственных признаков возбудимой ткани.

–аздражимость, физиологические процессы, претерпевает крупные изменени€ в ходе развити€ живой материи, специального субстрата раздражимости (нервные клетки Ч нервна€ система), выража€сь у высших животных в виде высшей нервной де€тельности. ќднако физиологическа€ форма отражени€ сохран€ет свою названную коренную ограниченность. ѕоэтому уже на ранних ступен€х эволюции жизни раздражимость, высша€ форма материального отображени€, становитс€ недостаточной дл€ приспособлени€ и эволюции жизни. ¬торой гигантский шаг в развитии отражени€ на уровне биологической формы материи заключаетс€ в по€влении психического, идеального. »деальное, как высша€ форма отражени€, возникает тогда, когда в отраженном состо€нии, отраженном Ђследеї внешнего воздействи€ возникает содержание, отличное от содержани€ субстрата отражени€, объективное содержание, т. е. начинает отображатьс€ качество внешнего агента как таковое.

—охранение качества внешнего воздействи€ в форме материального состо€ни€ оказываетс€ принципиально невозможным. ¬ершина того, что может дать материальна€ форма отображени€, Ч это обобщенна€ оценка биологической значимости внешних воздействий. ќтображение качеств внешних агентов становитс€ возможным только в идеальной форме, замещающей собственный специфический материальный субстрат, которому эти качества принадлежат.

¬ развитии психики можно различить две крупнейшие ступени: животной психики и психики человека, в которой ведущее место занимает высша€ форма психической де€тельности вообще Ч сознание. ≈сли животна€ психика непосредственно отображает внешние качества вещей (€влени€), в которых в скрытой форме отображены также и сущности вещей, то сознание отображает не только €влени€, но и сущности вещей как таковые. ¬озникновение такой формы психики, главным дл€ которой становитс€ отображение существенных свойств, сущностей, законов действительности, св€зано с производ€щим характером человеческого существовани€ (трудом).

ѕроизвод€ свое собственное бытие, свою собственную человеческую сущность, человек должен отображать сущность окружающего мира и самого себ€.

ѕоскольку характер отражени€ определ€етс€ природой материального субстрата отражени€, следует признать, что по€вление универсального отражени€ (сознани€), способного воспроизводить бесконечное многообразие качеств реального мира, обусловлено возникновением универсальной формы материи, котора€ включила в себ€, в каком-то виде, все бесконечное качественное многообразие материального мира. Ќо как это могло произойти?  аким образом конечный материальный субстрат Ч человек может включать в себ€ бесконечное качественное многообразие мира? ћы снова приходим к одному из ключевых философских вопросов: каким должен быть процесс развити€, который способен привести к по€влению универсальной формы материи, обладающей универсальной способностью отражени€?

¬торичность, производность сознани€ от материи означает, что сознание возникает на основе бесконечного многообрази€ свойств предшествующих человеку форм материи, Ђстроитс€ї из них, представл€€ в то же врем€ высшее свойство, €вл€ющеес€ итогом предшествующего развити€ материальных свойств. —ознание в этом смысле Ђвыводимої из свойств предшествующих форм материи. ƒействительный материализм заключаетс€ в такого рода выведении сознани€ из предшествующего развити€.

—ознание сформировалось как итог всех предшествующих способов существовани€ и развити€ форм материи. ¬ нем, следовательно, есть нечто от природы физических масс-энергетических взаимодействий, благодар€ чему сознание реально становитс€ в отношение к физической материи и оказываетс€ способным ее пон€ть. ¬месте с тем сознаниеЧэто над-массэнергетическое взаимодействие, которое возникает с по€влением химической формы материи и Ђопытї которого каким-то сложнейшим, пока неизвестным нам способом, включен в природу человеческого духа.

ћысль возникает, далее, на основе биологических превращений и адаптации к среде, вбира€ в себ€ их природу. ќт биологической формы материи человеческа€ мысль заимствовала приспособительный способ существовани€, ибо суть мышлени€ во многом состоит в приспособлении к среде, непрерывном стремлении к соответствию с миром. јдекватность мысли действительности несет в себе Ђизобретениеї, возникшее вместе с жизнью. ћысль, ее логика несет в себе нечто существенное от естественного отбора, заимству€ в нем, например, процесс Ђпроб и ошибокї.

Ќаконец, черты будущей высшей формы отражени€ Ч человеческого сознани€ €вственно проступают в раздражимости, физиологических процессах. –аздражимость представл€ет собой обобщенную биологическую оценку внешних агентов Ч мысль так же возникает на оценочной основе и по своей сути представл€ет собой оценку мира и самого человека под углом зрени€ объективной природы мира и природы человека, в интересах человеческого развити€. Ќа уровне раздражимости существует обобщение (генерализаци€) и обособление (концентраци€ возбуждени€), анализ и синтез, прообразы индукции и дедукции. ¬се эти свойства получают далее предельное развитие в сознании. ќни поднимаютс€ на качественно новый, универсальный уровень благодар€ по€влению идеальной формы, котора€ сама представл€ет собой сложнейший продукт развити€ материи, ее внутренних противоречий.

—ознание выражает специфически человеческий производ€щий способ существовани€ и имеет поэтому не приспособительную, а более радикальную, производ€щую природу, ибо человеческое сознание представл€ет собой мысленное производство человеческого существовани€ и человеческой сущности.

¬ключа€ в себ€ Ђопытї, или, точнее, итог бесконечной эволюции материи, сознание становитс€ в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутренней природой. –азумеетс€, это не означает, что сознание с момента своего возникновени€ уже таит в себе готовые знани€ о бесконечном числе вещей. явл€€сь итогом бесконечного развити€ материи, сознание получает только способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознани€ и реальном отношении сознани€ к бесконечному миру.

»сследование процесса возникновени€ сознани€ из всей предшествующей истории материи пока еще в самых общих чертах намечено марксистской философской наукой. » здесь мы также находимс€ еще в начале пути. ќднако следует заметить, что задача такого исследовани€ поставлена не частными науками, а прежде всего научной философией.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1465 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

684 - | 541 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.