Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„еловек, или социальна€ форма материи




ќткуда мы?

«акономерный характер по€влени€ человека. Ќа вопрос: какие причины обусловили по€вление человека? Ч обычно дают ответ: человека создал труд. ¬ключа€ боль≠шую долю правды, этот ответ €вл€етс€ далеко не полным и лишь частично выражает марксистскую концепцию возникновени€ человека в бесконечном материальном мире. Ѕолее того, этот ответ парадоксален: способность к труду Ч важнейший признак человека и поэтому ска≠зать, что человека создал труд Ч значит утверждать, что причиной по≠
€влени€ человека в мире €вл€етс€... сам человек.

«амечательной особенностью марксистской концепции челове≠ка, в отличие от ход€чих ее имитаций, €вл€етс€ то, что она затрагива≠ет фундаментальнейшие стороны мироздани€, вы€сн€ет Ч опира€сь на данные всей системы наук Ч отношение человека к самой природе бесконечного мира, его место в едином закономерном мировом про≠цессе, раскрывает сущность человека как части бесконечного мира, как микрокосма, своеобразно выражающего собой бесконечный кос≠мос, и на этой основе стремитс€ пон€ть смысл и перспективы челове≠ческого существовани€ в мире.

ѕарадокс Услучайного человекаФ

¬ современной науке, включа€ философию, широко распространено представление о случайности по€влени€ человека в ходе биологической эволюции, развитии природы, или, иначе, о случайности человека по отношению к природе мира в целом. Ќекоторые ученые утверждают, что по€вление человека Ч это Уболезнь умирающей ¬селеннойФ, жизнь Ч всего лишь Ублагородна€ ржавчина «емлиФ. — точки зрени€ известного генетика ∆. ћоно, человек Ч результат случайной генетической ошибки. У¬селенна€, Ч утверждает ћоно, Ч не была чревата жизнью, как и биосфера Ч человеком. Ќаш номер выпал в монте-карловой рулеткеФ[104].

“езис о случайности человека по отношению к эволюции при≠роды и к миру в целом отстаиваетс€ и р€дом советских естествоиспы≠тателей и философов. ѕоследние нередко увер€ют, что иде€ случайно≠го человека следует из сути марксистской философии. Ќе опроверга€ пока тезиса о Услучайном человекеФ по существу, подойдем к нему первоначально как бы Ус концаФ; рассмотрим, какие выводы следуют из этого тезиса. ”тверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек находитс€ в поверхностном, УвнешнемФ
(случайном) отношении к миру, к его сущности, возникает не на Ума≠гистралиФ, а на УзадворкахФ мирового развити€. ќн обладает, следова≠тельно, случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно,.. не может с достоверностью судить о природе мира!

јгностицизм Ђслучайного человекаФ


— позиций Услучайного человекаФ природа мира оказываетс€ непознаваемой, достоверное мировоззрение Ч невозможным. Ѕолее того, не нахо≠д€сь в отношении к самой сущности мира, облада€ случайным содержанием и случайной сущностью, человек не мо≠жет судить и о своей случайности или необходимости. “олько чело≠век, несущий в себе, в своей сущности необходимое и случайное, Уне≠обходимый человекФ может судить о своей необходимой или случай≠
ной сущности ћожно сказать и так: поскольку человек способен зада≠вать вопрос о своей случайности, постольку он €вл€етс€ не случайным существом.

“езис о Услучайном человекеФ, ничтожном атоме в бескрайних просторах ¬селенной, оказываетс€ в сущности скрытой формой пара≠докса лжеца. ѕарадокс лжеца (сформулированный ѕарменидом), вы≠раженный в сильной форме, содержитс€ в утверждении: У¬ысказыва≠ние, которое € сейчас произношу, ложноФ. ѕарадокс состоит здесь в том, что высказываемое утверждение о ложности обращено само на себ€ и, принима€ это утверждение за истинное, мы тем самым призна≠ем его ложным, что делает его истинным и т. д. ”тверждение о слу≠чайности человека в скрытом виде содержит ту же логику: если верно, что человек случаен, то такой человек не может судить о своей слу≠чайности или необходимости.

ќбреченность Ђслучайного человекаФ

 онцепци€ случайности человека по отношению к миру, его сущности, с необходимостью приводит к заключению о бессодержательно≠сти и бессмысленности человеческого сущес≠твовани€, ибо случайное и есть бессодержательное и, следовательно,
бессмысленное. У—лучайный человекФ не имеет глубоких корней в ми≠ре, €вл€етс€ случайной флуктуацией мировых процессов (Уверо€тност≠ный мирФ!), ошибкой в транскрипции или трансл€ции информации,
внезапно вспыхнувшей в мире искрой, котора€ так же внезапно, как и приличествует случайности, должна угаснуть, не оставив никакого следа во ¬селенной. “акую УконцепциюФ человека некоторые философы пытаютс€ выдать за Уединственно научнуюФ и Уединственно мате≠риалистическуюФ!

Ќекоторые ученые полагают, что неизбежна€ деградаци€ Услу≠чайного человекаФ уже началась. ќдни св€зывают ее с исчерпанием случайно сконцентрированных в человеке ограниченных возможно≠стей развити€, другие Ч с истощением ресурсов «емли и ее глобаль≠ным загр€знением, третьи Ч с вырождением биологической природы человека (с начавшимс€ ухудшением его генетического качества), чет≠вертые Ч с самоубийственной тенденцией к войне. Ќаконец, вс€ка€ религиозна€ философи€ св€зывает неизбежный конец человека с его ограниченной материальной природой. –елигиозна€ философи€ исхо≠дит из древнего и наивного, сколь и предвз€того, представлени€ о ма≠териальном как косном, простом, конечном. ¬ыража€ философию Уко≠нечного человекаФ, Ё. ‘ромм писал, что если смыслом XIX в. было утверждение Ќицше Убог умерФ, то смыслом XX в. оказываетс€ исчер≠пание человеческой сущности: Учеловек умерФ[105].

“аким образом, если исследовать основани€ и смысл утвержде≠ни€ о случайности человека по отношению к бесконечному мировому целому, мы неизбежно приходим к выводу, что это утверждение про≠тиворечит самому себе и поэтому лишено смысла

¬ марксизме концепци€ человека (что оказалось почти полнос≠тью упущенным в учебной и УакадемическойФ советской философской литературе) определена применительно к основам мироздани€, едино≠му бесконечному мировому процессу, или, словами Ёнгельса, к Уса≠мой природе материиФ.

¬ марксистской философии концепци€ человека имеет много≠уровневый и многоаспектный характер, ибо входит, как непременный элемент, во все философские науки. ¬ рамках единой концепции чело≠века можно различить прежде всего два уровн€, которые с некоторой условностью можно назвать всеобщей и особенной концепци€ми чело≠века. ѕерва€ концепци€ входит в состав наиболее общей философской науки Ч диалектического материализма и представл€ет собой описа≠ние человека во всеобщих категори€х, т. е. применительно ко всеоб≠щим сторонам мира Ч материи, развитию, необходимости, случайно≠сти и т. д. Ётот план теории человека можно также условно обозна≠чить Учеловек в миреФ. ¬тора€ концепци€ представл€ет собой описа≠ние человека в категори€х особенного Ч социологии, или историчес≠кого материализма Ч общества, производительных сил и производс≠твенных отношений, классов, наций и т. д. (Учеловек в обществеФ). Ёти части или уровни концепции человека могут существовать только в органическом единстве друг с другом, так как, например, нельз€ вы€снить отношение человека к сущности бесконечного мира, не учиты≠ва€ при этом социальной природы человека, социальных отношений и т. д. ќднако мы можем рассматривать эти концепции, пользу€сь Упра≠вом абстракцииФ, в их относительной самосто€тельности. ƒалее мы будем излагать марксистскую концепцию человека преимущественно в ее общефилософском плане. —оциологический план, представл€ющий собой второй УкругФ в анализе человеческой природы, будет рассмотрен во второй части курса Ч социальной философии.

— позиций научной философии возникновение человека (об≠щества), как высшей формы материи, вызвано трем€ группами факто≠ров или причин: всеобщими, особенными и единичными.   всеобщим относитс€ природа (сущность) бесконечного мира. ¬озможность и необходимость по€влени€ человека заложена в самой природе мате≠рии. Ёнгельс утверждал, что человек возникает в силу Ужелезной не≠обходимостиФ[106], котора€ заложена в Усамой природе материиФ. ѕризна≠ние необходимого - по отношению к самой сущности материи - харак≠тера возникновени€ человека Ёнгельс рассматривал как один из важ≠нейших теоретических элементов, отличающих научный материализм от метафизического и механистического. Уƒл€ него (метафизического материализма. - ¬.ќ.) тот факт, - писал Ёнгельс, - что матери€ развива≠ет из себ€ мысл€щий мозг человека, есть чиста€ случайность, хот€ и необходимо обусловленна€ шаг за шагом там, где это происходит. ¬ действительности же матери€ приходит к развитию мысл€щих су≠ществ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случа€х, когда имеютс€ налицо соответству≠ющие услови€ (не об€зательно везде и всегда одни и те же)Ф[107].

  особенным причинам по€влени€ человека необходимо отне≠сти прежде всего эволюцию биологической формы материи, законо≠мерно порождающую высшую форму жизни Ч мысл€щие существа. Ѕиологическа€ эволюци€ движетс€ противоречием в самой сущности жизни Ч между тенденцией жизни к самосохранению и всегда огра≠ниченными биологическими средствами ее реализации путем приспо≠соблени€. “енденци€ самосохранени€ возникает вместе с первичной живой материей и развиваетс€ в ходе эволюции живого. »звестный советский биолог Ё.—. Ѕауэр глубоко подметил, что эволюци€ жизни заключаетс€ в интенсификации всех свойств живого, а ћ.ћ.  амшилов интерпретировал эволюцию как процесс, в котором живое стано≠витс€ все более живым. ¬месте с тем тенденци€ самосохранени€ из≠начально возникает как выражение фундаментальной всеобщей тенденции материи к развитию и имеет в этом смысле абсолютный харак≠тер. ¬ то же врем€ формы приспособлени€ живого к среде, как средс≠тво выживани€ живого, всегда имеют ограниченный, относительный характер.

ѕротиворечие жизни выражаетс€ в интегральном показателе эволюции Ч выживаемости организмов. »звестно, что выжива≠емость одноклеточных организмов чудовищно мала. ћногие рыбы ме≠чут миллионы икринок, из которых выживает и выводитс€ ничтожно малое количество взрослых рыб. ¬ыживаемость высших животных не превышает 10-30%.

јбсолютна€ тенденци€ живого к самосохранению €вл€етс€, по нашему мнению, фундаментальнейшей основой прогрессивного, в ко≠нечном счете, развити€ живой материи. “ака€ интерпретаци€ сущностной тенденции жизни включает весьма важный и необходимый тео≠ретический компонент Ч философскую концепцию абсолютной тен≠денции материи к развитию, движению от низшего к высшему. Ѕез этого философского компонента, как нам представл€етс€, нельз€ ре≠шить коренные проблемы теории биологической эволюции.

јбсолютна€ тенденци€ жизни к самосохранению закономерно приводит к по€влению более эффективного и радикального способа существовани€, спо≠соба выживани€, чем приспособление к среде. “аким новым способом выжива≠ни€ может стать только преобразование среды и, на этой основе, преобразование самого живого, т. е. производство жизни.

“руд создал человека

ѕроизводство самого себ€ на основе преобразовани€ среды Ч новый, высший способ существовани€ и развити€ человека, социаль≠ной формы материи. ∆изнь, таким образом, в силу своего внутреннего противоречи€, закономерно выходит за свои собственные пределы, порожда€ социальную жизнь, человеческое общество.
—реди факторов, названных нами особенными, весьма важное место принадлежит труду. ¬ работе У–оль труда в процессе превращени€ обезь€ны в че≠ловекаФ Ёнгельс, опира€сь на материалистическое понимание истории, в общих чертах сформулировал новую концепцию антропосоциогенеза, котора€ вошла в число важнейших концепций современной науки и представл€ет собой еще один случай глубокого сочетани€ продуктивного философского и естественнонаучного подходов. ќс≠новна€ иде€ этой концепции заключаетс€ в том, что труд, как процесс
преобразовани€ природы и самого человека, с момента своего зарож≠дени€ и в процессе дальнейшего формировани€ служил вначале актив≠ным, а затем Ч определ€ющим фактором формировани€ человека.
У...ћы в известном смысле должны сказать: труд создал самого чело≠
векаФ[108]', Ч писал Ёнгельс.

ќпределение роли труда как средства формировани€ человека отнюдь не исключает действи€ других факторов Ч всеобщих, биоло≠гических, географических и других ќгромную роль в формировании человека сыграли биологические факторы, включа€ естественный от≠бор «арождающийс€ и формирующийс€ труд мог привести к возни≠кновению человека лишь станов€сь в то же врем€ и биологическим фактором Ч фактором естественного отбора.

“руд Ч процесс взаимодействи€ человека с природой, который осуществл€етс€ с помощью вырванных из природной среды и преоб≠разованных природных элементов Ч средств труда (прежде всего, орудий труда) Ёнгельс считал, что главное отличие труда от орудий≠ной де€тельности животных заключаетс€ в изготовлении орудий труда.

“руд имеет коллективный характер и выступает основой фор≠мировани€ общества как сложного коллектива людей, объединенных социальными, прежде всего экономическими, св€з€ми “руд и коллек≠тивность обусловливают по€вление человеческого €зыка как средства общени€ между людьми, сохранени€ и передачи человеческого опыта “руд, коллективность и €зык, согласно выдвинутой Ёнгельсом кон≠цепции, обусловливают возникновение человеческого сознани€

—овременна€ наука подтвердила представление ƒарвина о том, что род Homo ведет начало от африканских человекообразных обезь€н (понгид) ќтделение ветви гоминид (ветви высших приматов, ведущей к современному человеку) от человекообразных обезь€н произошло в пределах от 6 до 15 млн. лет назад. ѕервым биологическим видом че≠ловека был, веро€тно, человек умелый (Homo habihs), на смену кото≠рому около 1,5 млн. лет назад приходит человек пр€моход€щий (Homo erectus) „еловек современного типа (Homo sapiens) по€вилс€ не по≠зднее 40 тыс. лет назад Ёволюци€ формирующегос€ человека проис≠ходила на основе формирующегос€ труда, св€занного с усложнением орудий труда

—ледует выделить также единичные факторы возникновени€ че≠ловека, к которым можно отнести локальные услови€ «емли, опреде≠лившие специфические черты земного человечества „еловек, пред≠ставитель космического УтипаФ мысл€щих существ, обладает как об≠щими дл€ них, так и специфическими чертами, св€занными с конкрет≠ными услови€ми «емли. ќднако различить эти общие и специфичес≠кие черты человека мы сможем лишь тогда, когда обнаружим косми≠ческих Убратьев по разумуФ

 то мы? „еловеческа€ сущность. ¬ наиболее общем виде сущ≠ность человека можно определить через вы€сненный нами выше его способ существовани€ „еловек Ч это существо, которое производит само себ€, cede бытие и сущность. ѕ реобразу€ природу, человек производит необходимые дл€ своего существовани€ услови€, которые не могли возникнуть в природе, или, иными слова≠ми, человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.

√лавное в человеческом способе существовани€ Ч производство самого себ€, своего собственного быти€ и своей сущности ѕроиз≠водство предметов (материальных благ) Ч средство существовани€ человека, его быти€ и сущности.

„еловек, человечество Ч высша€ форма материи, обладающа€ наиболее сложным способом существовани€ и развити€, Увысший цвет материиФ[109]. ≈сли все предшествующие формы материи существу≠ют непосредственно, или, в лучшем случае, путем приспособлени€ к окружающей среде, то человек живет универсальным способом Ч пу≠тем преобразовани€ среды, создани€ Увторой природыФ (ћаркс).

„еловеческа€ сущность выражена в Усущностных свойствахФ, или Усущностных силахФ человека (ћаркс)   ним можно отнести, пре≠жде всего, два У€русаФ свойств ¬ажнейшими сущностными силами че≠ловека €вл€ютс€ труд, или преобразовательна€ материальна€ де€тель≠ность человека, мысль, или универсальна€ и неограниченна€ способ≠ность познани€ мира, общение, т е социальна€ св€зь с себе подобны≠ми. ¬торым У€русомФ человеческих сущностных сил выступают спо≠собности и потребности.

¬ажными сущностными свойствами человека, св€занными с обеими группами свойств, €вл€ютс€ коллективность и индивидуаль≠ность, свобода и ответственность.

ƒвум€ важными сторонами человеческой сущности €вл€ютс€ родовое и индивидуальное ѕон€тие рода в философии имеет два вза≠имосв€занных смысла человек вообще и человечество в цепом –одо≠вое в человеке Ч все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще. ѕ од родовыми свойствами человека понимаетс€ также все присущие человечеству как совокупности людей –одовые черты су≠ществуют только через реальных индивидов »ндивидуальное Ч не внешнее выражение человеческой сущности, а необходимый момент или черта человеческой сущности. ¬ сущности человека заложено быть индивидуальностью, несущей в себе все черты человеческого рода. ≈динство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных св€зей между людьми —овокупность человеческих индивидов, или человеческий род, образует общество ѕоследнее Ч не механический агрегат индивидов и не Усовокупность св€зейФ между людьми, а сложно организованный коллектив людей, наход€щихс€ в социальных отношени€х друг к другу „еловек, таким образом, есть социальное существо.

ѕроизвод€щий способ существовани€ человека как высшей формы материи определ€ет возникновение другой сущностной черты человека Ч сознани€. ѕоскольку человек производит свое бытие, по≠следнее должно возникать первоначально в виде мысленного прооб≠раза. „еловек поэтому Ч производ€щее и сознающее существо. –азу≠меетс€, приведенный перечень сущностных свойств человека далеко не полон. —ущностные свойства человека Ч про€влени€ или моменты неисчерпаемой и единой человеческой сущности.

„еловеческа€ сущность противоречива: она несет в себе проти≠воречи€ между потребност€ми и способност€ми, трудом и мыслью, трудом и формами общени€, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др. –азвитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.

„еловеческа€ сущность несет в себе всеобщее и особенное (в том смысле, который был раскрыт нами выше). —ущностные свойства человека не €вл€ютс€ случайными по отношению к сущности мира в целом. “ак, труд и мысль выражают способность человека к бесконеч≠ному познанию и преобразованию природы, причастность человека к бесконечному миру.

—ущность человека, социальной формы материи Ч сложнейша€ и неисчерпаема€ проблема. „еловеческа€ сущность может быть рас≠крыта поэтому только р€дом последовательных приближений, или УкруговФ. Ћенин отмечал, что познание мира и человека происходит последовательными кругами, когда каждый последующий круг пред≠ставл€ет собой понимание новых, все более глубоких уровней мира и человеческой сущности.

ќпределив человека, или социальную форму материи, как про≠извод€щее себ€ и сознающее бытие, мы раскрыли лишь наиболее об≠щую и интегральную сторону человеческой сущности. Ќеобходимо поэтому идти далее, обнаружива€ новые уровни этой сущности.

–анее мы уже отмечали, что дл€ понимани€ качества или сущ≠ности физической, химической и биологической форм материи необ≠ходимы все более сложные формы абстракции. —оциальна€, наиболее сложна€ форма материи, требует дл€ своего понимани€ несравненно более сложные формы абстракции, которые далеко не полностью вы≠работаны и освоены современной наукой. ¬ы€снить, какие уровни аб≠стракции, в которых схватываетс€ человеческа€ сущность, уже созда≠ны и освоены и перед какими из них философи€ остановилась Ч зада≠ча последующих разделов изложени€ основ философии. «абега€ впе≠ред, отметим, что специфика человека, как особого материального субстрата, в современной философии представл€ет собой далеко не решенную проблему.

—мысл человеческого существовани€

—мысл существовани€ Ч одна из важнейших сторон основного вопро≠са философии. —мысл человеческого существовани€ определ€етс€ сущностью человеческого существова≠ни€, но не тождествен с нею. –еальна€ сущность человека, человечес≠кого существовани€ составл€ет объективную основу смысла существо≠вани€. ¬торым элементом последнего выступает осознание (осмыслен≠ность) человеческой сущности, сущности человеческого существова≠ни€. Ётот компонент смысла существовани€ не вытекает механически из действительной сущности человека. ќсознание человеком своей сущности, которое становитс€ смыслом существовани€, происходит исторически, зависит от уровн€ развити€ общества, его производите≠льных сил и производственных отношений, социальных, классовых, индивидуальных и других факторов общественного развити€.

—ущность человека, человеческого существовани€ имеет наибо≠лее общие и посто€нные, вечные черты, поскольку она всегда заклю≠чаетс€ в производстве человеком своего собственного быти€. ќднако вместе с тем человеческа€ сущность исторична, получает историчес≠кие модификации, проходит сложный процесс исторического разви≠ти€. —мысл жизни мен€етс€ поэтому на основе изменени€ реальной сущности человека, ее модификаций.

ќсознание подлинного смысла человеческого существовани€ св€зано с по€влением наиболее развитого человеческого общества Ч коммунизма и выражаетс€ непосредственно в научной философии. ќднако это не означает, что теоретическое открытие подлинного смысла человеческого существовани€ немедленно становитс€ досто≠€нием каждого члена общества. ƒл€ этого общество и его духовна€ ку≠льтура должны пройти длительный путь развити€ и совершенствовани€.

ƒиалектический материализм, как наиболее обща€ философска€ концепци€ мира и человека, раскрывает первый, наиболее общий и фундаментальный, УкругФ или уровень смысла человеческого сущес≠твовани€ ≈го содержание можно свести к нескольким моментам. ѕре≠жде всего, научна€ философи€ показала, что смысл человеческого су≠ществовани€ нельз€ искать вне человеческой жизни Ч в природе, бо≠ге, идее и т. п. —мысл заложен в самом человеческом существовании. ћатери€ Ч это причина самой себ€; человек Ч высший цвет материи, высша€ форма материи и, следовательно, высша€ ценность в мире „е≠ловек производит свое собственное существование, что и составл€ет его сущность и смысл.

—мысл человеческого существовани€, далее, заложен в челове≠ческом творчестве Ч труде и мысли, в познании и материальном пре≠образовании мира и самого себ€.

—мысл существовани€ состоит не просто в существовании, а в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человече≠скую сущность. »ными словами, смысл существовани€ Ч не в бес≠смысленном течении времени человеческого быти€, а в движении че≠ловека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.

Ѕудучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существовани€ имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представл€ет собой движение в свою индивидуальность.

Ќаконец, будучи неисчерпаемым, осмысление человеческого существовани€ и сущность человека всегда разделены временем, в ко≠тором спрессована человеческа€ истори€, ибо и сущность человека, и процесс ее постижени€ историчны.

ћарксистска€ концепци€ сущности и смысла человеческого су≠ществовани€ Ч концентрированное выражение теории мира и челове≠ка. ќна содержит в себе основы гуманистической нравственной систе≠мы марксизма.


 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1933 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1553 - | 1432 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.