Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕиологическа€ форма материи




—ущность жизни. ∆ива€ матери€, как уже отмечалось, возника≠ет в результате закономерного развити€ химической формы материи, когда последн€€ Увыходит за свои собственные рамкиФ и становитс€ Усам себ€ осуществл€ющим перманентным химическим процессомФ (Ёнгельс). √егель отмечал, что Уесли бы продукты химического про≠цесса сами начинали действовать сызнова, то они были бы жизнью. ¬ этом смысле жизнь есть увековеченный химический процессФ[93].

»спользу€ разумные соображени€ √егел€, Ёнгельс дал первое в науке определение жизни как способа существовани€ белковых тел. У∆изнь есть способ существовани€ белковых тел, и этот способ су≠ществовани€ состоит по своему существу в посто€нном самообновле≠нии химических составных частей этих телФ[94]. Ёнгельсово определе≠ние материи фиксирует субстратную и функциональную стороны жи≠вой материи. ¬ соответствии с данными науки XIX в. субстратом жиз≠ни Ёнгельс считал белковые тела, включающие, нар€ду с белком как главным носителем жизни, жиры, углеводы и другие химические со≠единени€. — функциональной стороны (способ существовани€ живогосубстрата) жизнь рассматривалась как процесс самосохранени€ живо≠го посредством посто€нного саморазрушени€ и обновлени€ химичес≠ких составных частей субстрата. ƒанное Ёнгельсом определение сущ≠ности жизни выходит далеко за пределы УчистойФ философии, имеет также непосредственный биологический смысл и €вл€етс€ результа≠том творческого Увторжени€Ф философии в смежную область науки. ќно выступает примером компетентного философского обобщени€ данных биологической науки.

¬ середине XX в. определение жизни, сохран€€ основное мате≠риалистическое содержание Ч трактовку жизни как способа сущес≠твовани€ высокоорганизованной материи, претерпело существенные изменени€ в своей собственно биологической части. ћолекул€рной генетикой была открыта огромна€ роль в €влени€х жизни нуклеино≠вых кислот Ч ƒЌ  и –Ќ , выступающих в качестве важнейшей хими≠ческой основы наследственности. ¬ св€зи с этими и р€дом других от≠крытий биологии жизнь необходимо определить как способ существо≠вани€ высокоорганизованного материального субстрата, основными химическими компонентами которого выступают белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, некоторые минеральные соединени€.

—ущностью жизни, или биологического способа существовани€, €вл€етс€ тенденци€ к самосохранению путем приспособлени€ к среде (адаптации). «амечательна€ особенность биологической формы мате≠рии (Ѕ‘ћ) заключаетс€ в том, что если более простые материальные тела Ч физические и химические существуют в силу присущей им бо≠льшей или меньшей устойчивости, то у живой материи самосохране≠ние становитс€ результатом активных процессов: на самосохранение направлена вс€ совокупность физических, химических и собственно биологических процессов живого организма. Ёто самосохранение воз≠можно только благодар€ активному приспособлению живых организ≠мов к окружающей среде.

—амосохранение путем приспособлени€, как два важнейших свойства Ѕ‘ћ, выражаютс€ в совокупности других существенных свойств живой материи: ассимил€ции и диссимил€ции, росте и разви≠тии организмов, раздражимости и сократимости живой ткани, спо≠собности к движению, способности к эволюции. ѕоследн€€, способ≠ность к эволюции, включает р€д факторов, важнейшим из которых, с позиций теории ƒарвина и ее современного варианта Ч синтетичес≠кой теории эволюции (—“Ё), €вл€ютс€ изменчивость, наследствен≠ность и естественный отбор.

¬се свойства живого представл€ют собой выражение различ≠ных сторон способа существовани€ живого Ч самосохранени€ через приспособление. –аспад живого субстрата (диссимил€ци€) и его восстановление (ассимил€ци€) €вл€ютс€ активным способом динамичес≠кого, а не статического сохранени€ состава и структуры живого. ƒина≠мическое самосохранение жизни осуществл€етс€ посредством роста и онтогенетического развити€ организма. — помощью раздражимости живое получает сведени€ об измен€ющейс€ внешней среде, посредс≠твом сократимости и движени€ Ч активно реагирует на ее изменени€. ≈сли физические и химические тела в основном только про€вл€ют имеющуюс€ у них способность сохранени€, ограниченную жесткими пределами, то благодар€ механизму наследственности живое накапли≠вает, сохран€ет и передает от поколени€ к поколению все важнейшие (наследуемые) признаки и механизмы приспособлени€. Ќаследствен≠ность Ч концентрированное выражение способности живого к само≠сохранению, своего рода биологическа€ Упам€тьФ. ¬ажнейшие инди≠видуальные, видовые и другие признаки живого закрепл€ютс€ по≠средством особых биологических структур Ч генов, совокупность ко≠торых образует геном организма. —овокупность всех геномов живых организмов составл€ет генофонд живой материи в целом.

∆ивые организмы образуют попул€ции Ч самовоспроизвод€≠щиес€ (путем размножени€ при наличии минимальной численности и разнообрази€ особей) совокупности живых организмов данного вида, обладающие общим генофондом и территорией. ѕопул€ции различ≠ных видов образуют биоценозы, св€занные с определенной абиотичес≠кой средой и составл€ющие вместе с нею биогеоценозы. —овокупность всего живого на «емле образует биос, вход€щий в состав биосферы, котора€ включает, нар€ду с биотической компонентой (биосом) части других УсферФ планеты Ч атмо-, лито- и гидросферы. ÷елостное уче≠ние о биосфере было создано выдающимс€ советским ученым ¬.». ¬ернадским. ќбща€ масса живого вещества в биосфере оцениваетс€ в 1,8-2,5х1018 г (в пересчете на сухое вещество), а биосферы в целом Ч 3x1024 г. ќднако, как показал ¬ернадский, живое вещество становитс€ наиболее мощным фактором развити€ биосферы. Ќа определенном этапе развити€ биосфера превращаетс€ в ноосферу, сферу разумной жизни, управл€емую человеком.

¬ классификационном отношении живые организмы образуют четыре царства природы Ч растений, животных, грибов и вирусов, которые в свою очередь дел€тс€ на типы, классы, отр€ды, семейства, роды, виды, некоторые промежуточные единицы.

ќдним из важнейших свойств живого €вл€етс€ целесообраз≠ность, понимаема€ как направленность всех процессов живого на его сохранение. ÷елесообразно Ч значит служит сохранению жизни. ѕер≠воначально удивительна€ целесообразность живого религиозной и идеалистической философией была истолкована как выражение заложенной в живом цели. Ћежащую в основе такого заключени€ логику нетрудно пон€ть: все целесообразное напоминает действие разума, ра≠зумного замысла. »менно таким образом возникла телеологи€ (от греч. teleos Ч цель), с позиций которой в основе всех природных про≠цессов лежит духовное начало Ч цель, котора€ направл€ет эти про≠цессы к определенному результату. “елеологи€ ведет свое происхо≠ждение от взгл€дов јристотел€, который считал, что природные про≠цессы направл€ютс€ нематериальной энтелехией.

¬ основе телеологии лежит наивный ход мыслей, св€занный с предвз€тым, не имеющим никаких научных оснований, взгл€дом на материю как на косное, инертное начало и духовное Ч как активное начало, двигатель материальных процессов. — этих позиций люба€ за≠кономерность в мире должна быть объ€снена действием разума. ѕер≠воначально таким наивным образом объ€сн€лись и принципы физики, например, наименьшего действи€, фиксирующий тот факт, что меха≠нические изменени€ осуществл€ютс€ всегда с наименьшими затратами энергии и по кратчайшему рассто€нию. ќднако дл€ естествознани€ уже давно стало привычным, что закономерность, упор€доченность, целесообразность и т. п. целиком объ€снимы материальными фактора≠ми и не требуют дл€ своего понимани€ привлечени€ пон€ти€ о каких-либо сверхприродных факторах. ƒарвин убедительно доказал, что це≠лесообразность живого €вл€етс€ результатом естественного отбора.

”читыва€ терминологический УостатокФ телеологии в термине УцелесообразностьФ, некоторые ученые предлагают использовать тер≠мины УцелосообразностьФ, УтелеономиюФ ( . ѕиттенбрай), Уквазите≠леологиюФ ( .’. ”оддингтон).

ќдним из замечательных способов самосохранени€ живого €в≠л€етс€ непрерывное существование жизни через смену поколений. ѕо мнению ј. ¬ейсмана, живое и его генетическа€ основа €вл€ютс€ в этом смысле бессмертными, смертны лишь отдельные индивиды и по≠колени€. —уществование живого посредством смены поколений вно≠сит в развитие материи новую форму св€зи конечного и бесконечного, котора€ своеобразно предвосхищает диалектику конечного и беско≠нечного в высшей форме материи Ч человеческом обществе.

¬есьма важную роль в развитии Ѕ‘ћ играет способность ото≠бражени€ внешней среды, возникающа€ первоначально в форме раз≠дражимости, на основе которой далее возникает чувствительность и психическа€ де€тельность. –аздражимость Ч фундаментальна€ спо≠собность живой ткани отвечать реакцией на внешние воздействи€. —о≠сто€ние раздражени€ заключает в себе оценку биологической значимо≠сти внешних воздействий, в соответствии с которой организм отвеча≠ет положительной или отрицательной реакцией. Ќа уровне раздражимости организм получает способность дифференцировать внешние воздействи€ на положительные (биологически полезные) и отрицате≠льные (биологически вредные). —пособность к биологической оценке внешних воздействийЧодно из важнейших приобретений живой материи.

–аздражимость и возникающа€ на ее основе психическа€ де€те≠льность развиваютс€ по мере усложнени€ условий существовани€ жи≠вого. Ёта эволюци€ происходит на базе усложнени€ материального субстрата Ч по€влени€ материальных лабильных возбудимых струк≠тур в клетках, нервных клеток, объедин€ющихс€ далее в нервную сис≠тему, котора€ проходит р€д этапов усложнени€, превраща€сь в слож≠нейшим образом организованную нервную систему высших живот≠ных, включа€ человека. ¬едущую роль в последней играет централь≠на€ нервна€ система (÷Ќ—), в особенности ее высшие отделы Ч боль≠шие полушари€ головного мозга и ближайша€ подкорка. ƒе€тельность высших отделов ÷Ќ— называетс€ высшей нервной де€тельностью (¬»ƒ), котора€ представл€ет собой высшую форму материальной фи≠зиологической де€тельности.

ѕочему возникает психика

Ќа основе физиологической де€тельности ÷Ќ—осуществл€етс€ психическа€ де€тельность. ¬Ќƒ и св€занна€ с нею психическа€ де€тель≠ность €вл€ютс€ наиболее сложными формами приспособлени€ органи≠змов к внешней среде. ѕсихическа€ де€тельность возникает потому, что она обеспечивает более совершенный способ приспособлени€ к среде, чем физиологическа€ ¬Ќƒ. ¬ чем заключаютс€ преимущества психики перед ¬ЌƒЧэто нам еще предстоит вы€снить позднее.

‘изиологическа€ де€тельность относительно простых организ≠мов, начина€ с одноклеточных, выражаетс€ во врожденных видовых и временных, прижизненно образующихс€ реакци€х, у животных с ÷Ќ— Ч в безусловных (видовых, наследуемых) и условных (прижизненных) рефлексах. Ќа основе условных и безусловных рефлексов возникают более сложные, психологические реакции Ч ассоциации (временные св€зи) и инстинкты Ч сложнейшие врожденные психические формы поведени€. ¬ажнейшие инстинкты высших животных и человека: инс≠тинкт жизни, или самосохранени€ (как самый важный инстинкт), двигательный (у человека Ч инстинкт де€тельности), ориентировоч≠ный (у человека Ч познавательный), половой и пищевой инстинкты, УсоциальныйФ (регулирующий поведение в живых сообществах), включающий так называемый инстинкт родства, родительский и т. п. инстинкты.

Ѕиологическа€ эволюци€. Ќаиболее разработанной теорией био≠логической эволюции €вл€етс€ современный дарвинизм (—“Ё). —о≠гласно —“Ё важнейшими факторами эволюции €вл€ютс€ наследственно€ изменчивость (мутации и рекомбинации генов) и естественный
отбор,
понимаемый как выживание наиболее приспособленных организмов.

—лучайность или закономерность? психика

ѕрин€то считать, что наследственна€ изменчивость имеет случайный характер и поэтому биологическа€ эволюци€ должна рассматриватьс€ как случайностный, стохастический (веро€тност≠ный) процесс. — точки зрени€ стохастической интерпретации эволю≠ции (“ ƒобжанский, Ё. ћайр и другие) случайные наследственные из≠менени€ отбираютс€ (естественный отбор) Упод углом зрени€Ф наибо≠льшей приспособленности, в результате чего складываетс€ реальный процесс биологической эволюции.  лючевую роль в эволюции игра≠ют, таким образом, случайные по своей природе мутации, естествен≠ный отбор превращает случайные изменени€ в необходимые Ч такова общетеоретическа€ и философска€ суть взгл€дов большинства сторон≠ников —“Ё ≈стественный отбор, с этих позиций, есть активна€, но Услепа€Ф сила, подчиненна€ чисто стохастическим закономерност€м. У≈стественный отбор €вл€етс€ лишь слепой статистической силой, действи€ которой никогда не предсказуемы и совершаютс€ в име≠ющемс€ в наличии физическом и биологическом контекстеФ[95].

—лабым местом дарвинизма, —“Ё, или, во вс€ком случае, их статистической интерпретации, €вл€етс€ трудна€ объ€снимость необ≠ходимого характера биологической эволюции. — фактуалъной точки зрени€ не вызывает никакого сомнени€, что биологическа€ эволюци€ имеет в конечном счете прогрессивный характер. ƒарвин считал, что биологическа€ эволюци€ приводит к по€влению наиболее сложного живого существа Ч человека.

ќднако н омологически (т. е. на основе законов) объ€снить про≠грессивную эволюцию с позиций —“Ё пока не удалось. — точки зрени€ ƒарвина, Уестественный отбор или переживание наиболее приспособ≠ленного, не предполагает необходимого прогрессивного развити€ Ч он только подхватывает про€вл€ющиес€ изменени€, благопри€тные дл€ обладающего ими существа в сложных услови€х его жизниФ[96].

»звестный современный эволюционист Ё.ћайр утверждает, что Услучайно... процесс приспособлени€ иногда приводит к измене≠ни€м, которые можно рассматривать как прогресс, но внутреннего ме≠ханизма, обеспечивающего неуклонное совершенствование, не существуетФ[97].

— философских и общенаучных позиций невозможно объ€снить структуру развивающегос€ мира чистой случайностью. —огласно диа≠лектике не случайность порождает необходимость, а, напротив, необ≠ходимость определ€ет случайность и выражаетс€ в массе случайно≠стей. ƒоминирующее положение законов и закономерностей неопро≠вержимо доказано во всех частнонаучных област€х человеческого знани€.

Ќеудовлетворительный характер объ€снени€, даваемого про≠грессивной эволюции дарвинизмом, отстаивалс€ основателем другой концепции эволюции известным советским географом и биологом Ћ.—. Ѕергом. ѕо Ѕергу, дарвинизм представл€ет собой концепцию тихогенеза, согласно которой эволюци€ живого происходит на основе случайностей. ¬ противоположность этому Ѕерг выдвинул концепцию номогенеза (1922), или эволюции на основе закономерностей [98]. Ќе от≠рица€ естественного отбора, Ѕерг отводил ему второстепенную роль в биологической эволюции.

ќсновна€ иде€ Ѕерга Ч эволюции на основе закономерностей, по своему общему теоретическому содержанию, как нам представл€≠етс€, стоит выше идеи ƒарвина о развитии на основе случайности. ќд≠нако по своему конкретно-научному содержанию дарвинизм несо≠мненно превосходит теорию номогенеза, он более разработан и обо≠снован, а ведуща€ роль естественного отбора вр€д ли может теперь быть оспоренной. ћногие видные биологи склон€ютс€ к выводу, что полна€ теори€ эволюции может быть получена на основе синтеза луч≠ших достижений различных современных концепций эволюции.

ћы полагаем, что серьезные пробелы в теории эволюции не мо≠гут быть устранены без философского осмыслени€ природы развити€ вообще и ее выражени€ в законах биологической эволюции. ¬озмож≠но, что дело заключаетс€ не в принципиальной недостаточности объ≠€снени€ эволюции наследственной изменчивостью и естественным от≠бором, а в понимании природы того и другого. ¬есьма веро€тно, что здесь следует прибегнуть к той интерпретации закономерного характе≠ра развити€, котора€ была изложена в св€зи с законами физики и химии.

«акономерный характер эволюции. – аскрыва€ общий дух тео≠рии ƒарвина и отвлека€сь от не разрешенных ею проблем, Ёнгельс дал глубокую интерпретацию эволюционной теории. √лавное в дарви≠низме, по его мнению, заключаетс€ в идее естественного и закономер≠ного характера биологической эволюции в целом. У акие бы превра≠щени€ не предсто€ли еще этой теории (дарвинизму. Ч ¬ ќ) в частно≠ст€х, но в целом она уже и теперь решает проблему более чем удовлет≠ворительным образом. ¬ основных чертах установлен р€д развити€ организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в наше врем€, конча€ человеком. Ѕла≠годар€ этому не только стало возможным объ€снение существующих представителей органической жизни, но и дана основа дл€ предысто≠рии человеческого духа, дл€ прослеживани€ различных ступеней его развити€, начина€ от простой, бесструктурной, но ощущающей раз≠дражени€ протоплазмы низших организмов и конча€ мысл€щим моз≠гом человека. ј без этой предыстории существование мысл€щего че≠ловеческого мозга остаетс€ чудомФ[99].

¬озможно, Ёнгельс несколько переоценивал степень закончен≠ности теории ƒарвина, однако он прав в том, что основное содержа≠ние дарвинизма свидетельствует в пользу идеи закономерного харак≠тера развити€ живого. У...ѕодобно тому как в спинной струне уже за≠ключаетс€ в зародыше позвоночный столб, так и в впервые возни≠кшем комочке белка заключаетс€, как в зародыше, Ув себеФ [Уan Ус/гФ], весь бесконечный р€д более высоко развитых организмовФ[100].

’арактерно, что раскрыва€ общий дух дарвинизма, Ёнгельс не оспаривал критического взгл€да ћаркса на случайность прогресса в теории ƒарвина, что €вственно выражено в переписке ћаркса и Ёнге≠льса 1866 года. »де€ закономерного характера биологической эволю≠ции, отображающа€ фактически общий дух дарвинизма, включала признание закономерного возникновени€ человека. ¬ современной биологии иде€ закономерного развити€ живой материи, необходимо порождающего человека, получила дальнейшее обоснование и разра≠ботку. ¬идный отечественный ученый ј.Ќ. —еверцов различал два ви≠да эволюционных изменений Ч ароморфозы Ч крупные морфофизиологические изменени€, имеющие общее значение дл€ организма в це≠лом, и идиоадаптации Ч изменени€ в пределах ароморфозов.

Ѕиологический способ развити€

–ассматрива€ глубинные стороны биологической эволюции, мы можем обнаружить, что биологический способ разви≠ти€, в отличие от химического непосредственного субстратного син≠теза, представл€ет собой самосто€тельное превращение индивидуаль≠ного биологического субстрата, т. е. морфологические (структурные)
и функциональные преобразовани€. Ќа биологической ступени разви≠ти€ материи тела получают большую автономность и активность, спо≠собность к самосто€тельной эволюции в процессе приспособлени€ к среде.

Ѕиологическа€ эволюци€ представл€ет собой единство процес≠сов специализации и универсализации. —пециализаци€ обеспечивает приспособление живых организмов к специфическим услови€м существовани€. ¬ысока€ специализаци€, €вл€€сь средством повышени€ при≠способленности организмов, их выживаемости, неминуемо приводит к по€влению эволюционных тупиков. ¬ таких тупиках в насто€щее вре≠м€ наход€тс€ простейшие, рыбы (развитие которых фактически пре≠кратилось после мезозо€), остатки рептилий и другие, в основном ис≠черпавшие свой фонд развити€, заложенный в их морфофизиологической организации. У—пециализаци€ парализует, а ультраспециализаци€ убиваетФ[101], писал ѕ. “ей€р де Ўарден.

”ниверсализаци€ €вл€етс€ ведущим процессом биологической эволюции. ќна выражаетс€ в крупных ароморфных изменени€х, обес≠печивающих приспособление организмов ко все более сложным и многообразным услови€м существовани€.  рупные ароморфозы (мегаароморфозы) образуют магистральную линию развити€ живого, ко≠тора€ закономерно приводит к по€влению наиболее сложного и уни≠версального живого существа Ч человека. »звестный советский био≠лог и философ  .ћ. «авадский писал: Ућогут быть гигантские цепи прогрессивных преобразований, т€нущиес€ от эобионтов до высших растений, высших животных и до человека, которые мы называем главными магистрал€ми эволюции, или же мегаарогенезом (линию, ве≠дущую за пределы биологического к социальному, можно назвать Уне≠ограниченным прогрессомФ)Ф[102].

¬ажный шаг в объ€снении закономерной эволюции живого со≠ставила концепци€ Унеограниченного прогрессаФ, выдвинута€ в 40-х гг. нашего века ƒж. ’аксли и поддержанна€  .ћ. «авадским и ј.¬. яблоновым. Ќеограниченный прогресс Ч это магистральный про≠гресс, св€занный с по€влением малоспециализированных живых орга≠низмов, универсальных ароморфозов, подвод€щий живую материю к ее верхней границе Ч социальной форме материи. “ака€ прогрессив≠на€ лини€ имеет место только в эволюционной ветви, ведущей к гоминидам и человеку. УЌеограниченный прогресс Ч это основна€ маги≠страль, по которой шло развитие живогоФ[103].

 рупный антрополог “ей€р де Ўарден внес заметный вклад в исследование универсализации как важнейшей стороны биологичес≠кой эволюции. ќднако сторонник одного из направлений католичес≠кой философии, “ей€р истолковал универсализацию как Упуть к богуФ. — его точки зрени€ внутренней основой универсализации €вл€етс€ ду≠ховна€ цель Ч движение к богу. Ёто движение приводит к по€влению наиболее универсального живого существа Ч человека, который в конце своей истории приходит к Упункту ќмегаФ Ч постижению бога. Ќетрудно заметить, что эта интерпретаци€ св€зана с переносом на природу человеческого качества Ч способности мышлени€, постанов≠ки целей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2605 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

537 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.