Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒонаучные концепции сознани€




 

Ќаучна€ философска€ концепци€ сознани€ опираетс€ как на данные частных наук, так и на лучшие достижени€ предшествующей философской науки.

— позиций идеализма сознание €вл€етс€ первоосновой реального мира и может быть пон€то только из самого себ€. ћир, согласно этой точке зрени€, имеет духовную природу. ƒл€ субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма представл€ет собой про€вление духовной субстанции, не завис€щей от человека и порождающей человеческое сознание.

ѕревраща€ сознание, духовное в самосто€тельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объ€снение сознани€, поскольку последнее не может быть пон€то из самого себ€. ¬ основе идеалистического и религиозного объ€снени€ мира и сознани€ лежит в сущности весьма древнее и упрощенное, предвз€тое (ниоткуда не следующее) представление о том, что матери€ есть нечто косное и неизменное, простое, а мысль, духовное Ч активное, творческое, сложное. Ёто архаическое, корен€щеес€ еще в представлени€х первобытного человека убеждение с возникновением науки было далеко отодвинуто от действительного научного познани€ реальных вещей, €влений и процессов, ибо не имеет никакой объ€снительной силы.

¬месте с тем идеалистические концепции сознани€ содержали и рациональные моменты, выражающие те действительные свойства сознани€, которые в гипертрофированном виде были подмечены и описаны идеализмом.   ним следует отнести прежде всего активность сознани€, абсолютизированную идеализмом. «амечательным достижением гегелевского объективного идеализма было рациональное содержание представлени€ о закономерно развивающейс€ абсолютной логической идее, котора€ с необходимостью порождает человеческое сознание. Ёто ставит философию √егел€ выше представлений упрощенного материализма о случайном возникновении сознани€, не имеющего глубоких корней в природе бесконечного мира.

ћатериализм прошлого сформулировал в общем верную идею производности, вторичности сознани€ по отношению к материи. ќднако незавершенный и недиалектический характер этого материализма не позволил создать научную философскую концепцию сознани€, хот€ последн€€ была бы невозможной без предшествующей материалистической традиции, св€занной с успехами развивающейс€ науки.

ќсобое место в философских представлени€х о сознании занимает вульгарный материализм, неизбежный спутник и своего рода антипод материалистической линии в философии и частной науке. ќсновоположником вульгарного материализма считаетс€ французский врач и философ XVIII в. ѕьер  абани. »сход€ из древней гуморальной концепции физиологии, согласно которой де€тельность живого организма определ€етс€ р€дом жидкостей, которые в разных пропорци€х фильтруютс€ органами тела,  абани утверждал, что сознание Ч своего рода тонка€ жидкость, выдел€ема€ мозгом так же, как желчь выдел€етс€ печенью.  абани полностью отождествил психическую де€тельность с физиологической, притом в наиболее грубом варианте концепции сознани€ как некой тонкой материи. ЂЌервы, это Ч человекї, Ч так резюмировал он свою концепцию человека.

 рупна€ Ђвспышкаї вульгарного материализма возникла в 50-60-е гг. XIX в. ќна была представлена во взгл€дах немецких ученых Ѕюхнера, ‘огта и ћолешотта, которые, правда, не считали сознание жидкостью, а мозг Ч фильтром, однако отождествл€ли сознание с физиологическими процессами.

ƒеформации научного материализма в эпоху культа личности привели в р€де случаев к новому оживлению вульгарного материализма, который €вственно про€вилс€ на сессии јЌ и јћЌ ———–, посв€щенной учению ».ѕ. ѕавлова (1950 г.). ¬ основных докладах сессии Ч академиков  .ћ. Ѕыкова и ј.√. »ванова-—моленского были выдвинуты три общие идеи: 1. ѕсихика есть не что иное, как высша€ нервна€, физиологическа€ де€тельность. 2. ѕсихика есть рефлекс. 3. явл€€сь высшей нервной де€тельностью, психика материальна. Ёти идеи имели определенный вульгарно-материалистический характер. ’от€ в работе сессии были и положительные моменты (она привлекла внимание к разработке одной из выдающихс€ научных теорий Ч учени€ ».ѕ. ѕавлова), она весьма серьезно затруднила развитие психологической науки. ќтзвуки физиологической трактовки психики сохранились до сих пор.

 ритика вульгарно-материалистических идей в психологии и психофизиологии была начата р€дом советских философов, а не психологами или физиологами. Ѕыло показано, что сведение психики к физиологическим процессам с позиций научной марксистской философии €вл€етс€ несосто€тельным1. ќднако концепци€ Ђрефлекторной природы психикиї просуществовала в советской психологии и физиологии еще р€д дес€тилетий.

¬ульгарный материализм Ч неизбежный продукт мышлени€ по способу Ђпростых решенийї. ѕоэтому он может давать неожиданные вспышки в св€зи с новейшими открыти€ми в науке и достижени€ми техники, если последние не получают строгого научного осмыслени€ с позиций научной философии.

¬ последние дес€тилети€ новый всплеск скрытого вульгарного материализма св€зан с возникновением кибернетики и выражаетс€ в утверждении, что Ђмашина может мыслитьї, если последнему придаетс€ более или менее буквальный смысл. ¬ульгарный материализм заключаетс€ здесь в том, что духовна€ де€тельность человека отождествл€етс€ с материальной де€тельностью машины.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1425 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

622 - | 484 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.