Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕринцип всеобщей св€зи




 

— позиций диалектики мир представл€ет собой не механическое скопление независимых друг от друга вещей, €влений, процессов, а единое целое, пронизанное всеобщей св€зью. Ћенин писал о Ђвсемирной, всесторонней, живой св€зи всего со всемї, в силу которой Ђкаждое пон€тие находитс€ в известном о т н о ш е н и и, в известной св€зи со всеми остальнымиї1.

Ќетрудно заметить, что принцип всеобщей св€зи €вл€етс€ составным элементом более широкого и фундаментального принципа материального единства мира. ѕоследний имплицитно (скрыто) содержит в себе идею всеобщей св€зи, однако только научный материализм смог раскрыть глубинное материалистическое и диалектическое содержание этого принципа.

ѕон€тие всеобщей св€зи имеет многоплановый характер. ¬сеобща€ св€зь представл€ет собой св€зь каждого единичного с каждым другим единичным. Ќо в то же врем€ она своеобразно пол€ризирована: она есть св€зь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым. ѕон€тие всеобщей св€зи включает пон€тие бесконечности, относитс€ к бесконечному миру.

–азличают множество форм всеобщей св€зи.  ажда€ философска€ категори€ так или иначе отражает какую- либо всеобщую св€зь. Ќо существуют категории, специально отображающие формы всеобщей св€зи: непосредственные и опосредованные, внешние и внутренние, необходимые и случайные, причинно-следственные, возможные и действительные и т.д. Ќепосредственные св€зи - пр€мые св€зи между вещами, €влени€ми, процессами, св€зи без посредующих звеньев. ѕоскольку врем€ существовани€ каждой вещи конечно, число непосредственных св€зей вещи всегда ограничено. “ак, в физическом мире, описываемом теорией относительности, число св€зей ограничено скоростью распространени€ физических взаимодействий, котора€ не может превышать скорости света с. ќтсюда не следует, разумеетс€, что невозможны другие физические миры, где скорости взаимодействи€ ограничены иными пределами. ќднако скорости взаимодействи€ всегда конечны.

¬ отличие от непосредственных, опосредованные св€зи вещей имеют бесконечный характер: опосредованно кажда€ вещь св€зана с каждой. ¬ процессе познани€ человек обнаруживает все более сложные, глубинные и неожиданные св€зи вещей.

¬нутренние св€зи - св€зи между внутренними элементами вещей, €влений, процессов. ¬нешние - св€зи между вещами, €влени€ми и т.д. ¬нутренние св€зи €вл€ютс€ ведущими, определ€ющими. ƒеление на внутренние и внешние св€зи подвижно, относительно. ¬нутренние св€зи общества выступают в качестве внешних св€зей дл€ каждого индивида. ƒл€ бесконечной материи все св€зи €вл€ютс€ внутренними. ќпредел€юща€ роль внутренних св€зей - выражение субстанциальности материи, ее существовани€ Ђв себеї, как Ђпричины самой себ€ї.

ѕринцип детерминизма. ¬ состав принципа всеобщей св€зи входит р€д элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существенную сторону общего принципа диалектики.   ним относитс€ прежде всего принцип детерминизма. ¬ широком смысле детерминизм (от лат. determino - определ€ю) означает всеобщую обусловленность вещей, €влений, процессов: поскольку все взаимосв€зано, каждый предмет, €вление, процесс зависит от условий. ѕоследние нередко дел€т на собственно услови€, место и врем€. “ак, ¬елика€ ќкт€брьска€ социалистическа€ революци€ не может быть правильно пон€та и оценена вне св€зи с вызвавшими ее историческими услови€ми. ѕредприн€тые в последние годы попытки антисоциалистических сил представить ќкт€брьскую революцию как историческую ошибку, св€заны с полным непониманием, точнее - извращением исторических условий мирового развити€ и совершенно определенными эгоистическими классовыми интересами. ¬месте с тем новые исторические услови€, св€занные с современным этапом общественного развити€, во многом вызванные вли€нием ќкт€брьской революции, позвол€ют глубже пон€ть как ее великое историческое значение, так и определенные ограниченности, а также допущенные впоследствии крупные ошибки и деформации.

¬ узком смысле детерминизм означает причинную обусловленность. ѕризнание причинной обусловленности каждого предмета, €влени€, процесса - необходимый элемент научного мышлени€, материализма и диалектики. ѕринцип причинности имплицитно входит в материалистическое решение основного вопроса философии, поскольку он означает, что кажда€ вещь, €вление, процесс имеет объективное, материальное происхождение.

«акон и закономерность. ќдной из наиболее важных форм св€зей €вл€етс€ закон. Ђ...ѕон€тие закона есть одна из ступеней познани€ человеком единства и св€зи, взаимозависимости и цельности мирового процессаї1. ќтношение к проблеме закона - один из важнейших критериев оценки мировоззрени€. ¬ажнейшие признаки закона можно свести к следующим. ¬о-первых, закон есть повтор€юща€с€ св€зь. ќбнаружение повтор€емости в €влени€х - первый признак существовани€ законов. “ак, фиксаци€ фактов превращени€ одних видов энергии в другие в строгих соотношени€х привела к открытию закона сохранени€ энергии. ѕовсеместно наблюдаема€ в живой природе гибель наименее приспособленных особей подготовила вывод ƒарвина о существовании закона естественного отбора. ќбобщение повтор€ющихс€ черт в исторических €влени€х привело ћаркса к открытию законов истории. ќднако повтор€емость как такова€ еще не €вл€етс€ достаточным признаком закона. ¬ действительности мы встречаемс€ с разнообразными формами повтор€емости, которые не имеют ранга законов и называютс€ просто регул€рност€ми. ќпросы общественного мнени€ обнаруживают повтор€емость определенных оценок того или иного событи€, котора€ отнюдь не €вл€етс€ законом. —уществует повтор€емость на уровне €влени€, не затрагивающа€ его сущности.

¬о-вторых, закон представл€ет собой внутреннюю, существенную св€зь, момент или сторону сущности. «акон сохранени€ энергии, периодический закон ћенделеева, закон естественного отбора, закон соответстви€ производственных отношений производительным силам - все они суть сущностные св€зи действительности. ¬-третьих, будучи стороной сущности, закон представл€ет собой необходимую св€зь, действует в определенном круге €влений с необходимостью.

Ќаиболее важной чертой закона €вл€етс€ то, что он определ€ет соответствующий ему круг €влений. ¬ св€зи с этим следует уточнить традиционное в философской литературе определение закона как формы св€зи, которое отражает лишь одну сторону закона. «акон не сводитс€ к св€зи, он представл€ет собой частицу или сторону сущности, имеет как функциональную (св€зь), так и субстратную стороны. «акон - своего рода Ђсилаї или тенденци€, определ€юща€ течение реальных процессов. «акон - выражение активности материи, а не только св€зи €влений. “ак, естественный отбор - принудительна€ тенденци€ живого, выражение глубинной тенденции жизни к самосохранению.

–азличают объективные законы, т.е. законы объективного мира, и законы духовного, субъективного мира, которые неверно определ€ть как объективные законы. ¬есь опыт естественных, общественных и технических наук свидетельствует об объективном характере законов природы и материальной основы общественной жизни. ќпира€сь на эти свидетельства, диалектический материализм отвергает объективно-идеалистическую концепцию закона как выражени€ движущего духовного начала мира, субъективно-идеалистическую трактовку закона как удобного, сокращенного описани€ регул€рных последовательностей ощущений, за которыми не скрываетс€ какой-либо объективной реальности.

–азличают, далее, законы природы и общества. √лавна€ особенность законов общества состоит в том, что они суть законы де€тельности людей, обладающих сознанием и осуществл€ющих свою де€тельность при большем или меньшем участии сознани€. “от факт, что человеческие поступки всегда преследуют более или менее осознаваемые цели, создает иллюзию, что сознание €вл€етс€ конечной причиной человеческого поведени€ и, следовательно, истории. Ёта иллюзи€ выступает в качестве первоисточника еще прочно укоренившихс€ у многих людей религиозных и идеалистических представлений. ќдно из крупнейших открытий научной философии заключаетс€ в установлении того фундаментального факта, что взгл€ды людей в конечном счете определ€ютс€ их материальным бытием.

¬ современном естествознании большое значение приобрело различение динамических, или однозначных, и веро€тностных, или статистических (стохастических), законов. ƒл€ динамических законов характерна строга€ последовательность событий, в которой предыдущее однозначно определ€ет последующее. ѕереход одних форм энергии в другие однозначно определ€етс€ законом сохранени€ энергии, который не имеет веро€тностного характера. ќднозначной €вл€етс€ и св€зь общественно-экономических формаций, если рассматривать Ђтипическийї путь исторического процесса. »з капитализма однозначно следует коммунистическое общество.

≈стествознанию ’I’ в. были известны преимущественно динамические законы. ¬ науке XX в. преобладает, по-видимому, интерес к статистическим, веро€тностным законам. –€дом ученых высказывалось мнение, что веро€тностные законы Ч наиболее фундаментальные законы мира, в основе которого лежат флуктуационные, веро€тностные процессы. ћир, с этой точки зрени€, по своей фундаментальной природе Ч веро€тностный мир. Ёто представление остаетс€ чрезвычайно спорным. ¬еро€тностные законы св€заны с таким аспектом реальности, в котором последн€€ выступает в виде множества событий. –ассматриваема€ же в плане крупных ступеней развити€ действительность оказываетс€ подчиненной скорее динамическим, однозначным законам. ’имический мир возникает из физического по 'веро€тностным (в известном плане) и однозначным законам. “аким же €вл€етс€ возникновение жизни из химизма, общественной жизни из биологической. –азвитие имеет одновременно веро€тностную и однозначную детерминированную природу.

ѕон€тие закономерности имеет несколько значений. ѕрежде всего оно выражает тот факт, что €влени€ подчинены определенным законам, т.е. протекают закономерно, осуществл€ютс€ по мерам законов. ¬ этом смысле мы говорим, что €влени€ природы и общества имеют закономерный характер. «акономерност€ми называют также регул€рные св€зи, по своей роли приближающиес€ к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальный характер. «акономерност€ми называют также зарождающиес€ законы.

¬есьма важной проблемой теории закона €вл€етс€ отношение человеческой де€тельности к объективным законам. ¬ истории наблюдались две крайности в истолковании этого отношени€: фатализм и субъективизм. — позиций фатализма объективные законы автоматически привод€т к возникновению соответствующих €влений, что исключает какую-либо человеческую активность. “ак называемые Ђлегальные марксистыї, выступавшие в –оссии в 90-х гг. XIX в., считали, что объективные законы общества независимо от сознательной де€тельности людей, классов и партий автоматически приведут к социализму.

—воеобразные отголоски этого подхода возникли в св€зи с кризисом прежней модели социализма, когда некоторые стали утверждать, что ќкт€брьска€ революци€ 1917 г. была излишней, поскольку капитализм иными, мирными, средствами в конечном счете автоматически превратитс€ в социализм.

— позиций субъективизма отрицаетс€ существование объективных законов, а человеческа€ де€тельность рассматриваетс€ как целиком направл€ема€ субъективными интересами людей. ¬олюнтаризм, разновидность субъективизма, заключаетс€ в убеждении, что в развитии общества определ€ющим фактором выступает вол€: вол€ творит историю. ‘атализм и субъективизм могут выступать не в виде осознанной системы взгл€дов, а в форме теоретических и практических ошибок. –€д ошибок такого рода был допущен в ходе строительства социализма в нашей стране, в особенности с приходом к власти группы —талина. ќни заключались в отказе от широкого развити€ товарного производства, насильственных формах коллективизации, репресси€х.

— позиций научной философии человек должен познавать объективные законы, использовать их в своей де€тельности, т.е. действовать в соответствии с законами, благодар€ чему он способен преобразовывать мир, т.е. господствовать над природой и своей собственной судьбой. ¬ последние дес€тилети€, под вли€нием серьезного экологического кризиса, высказывалось мнение, что человек должен только приспосабливатьс€ к объективным законам природы и, более того, Ђслужить биосфереї, а не господствовать над ней. ќднако сам способ существовани€ человека заключает в себе нечто большее, чем приспособление к среде, которое €вл€етс€ характерным способом существовани€ биологической, а не социальной жизни. „еловек непосредственно живет тем, что отсутствует в природе и что он должен произвести, преобразу€ природу. ќднако, как предупреждал ещЄ Ёнгельс, господство человека над природой должно иметь научный, а не разрушительный характер, за который природа жестоко мстит.

ѕочему объективные законы природы делают возможным создание человеком таких условий, предметов и €влений, которых в природе нет?

„еловек создает законы?  

ќграничиваетс€ ли де€тельность человека только созданием новых, сверхприродных вещей? ћожет ли человек создавать новые объективные законы? “радиционно на этот вопрос отвечают отрицательно. ќднако, поскольку вс€ социальна€ реальность Ч продукт человеческой де€тельности, объективные законы социальной реальности €вл€ютс€, очевидно, результатом этой де€тельности. „еловек Ч высокоорганизованна€ матери€, котора€ производит самое себ€ вместе с объективными законами своего существовани€. ¬сеобщим объективным законом высшей формы материи оказываетс€ создание объективных законов своего существовани€.

ѕринцип всеобщей св€зи, €вл€€сь принципом теории, выступает также в качестве одного из важнейших требований диалектико-материалистического метода.  оренным условием успеха познани€ и практической де€тельности служит учет требовани€ рассматривать мир в его всеобщих св€з€х и опосредовани€х. Ќи одно €вление, предмет, событие не может быть пон€то вне его св€зей с услови€ми. ¬ современном мире само существование человечества ставитс€ в пр€мую зависимость от учета взаимозависимого характера современного общества, различных общественных систем, а также взаимосв€зей общества с природной средой.

ћетодологический принцип всеобщей св€зи выражаетс€ в двух более конкретных методологических принципах: конкретно-исторического подхода и основного звена в цепи событий. —ущность конкретно-исторического подхода заключаетс€ в учете всех св€зей и опосредований €влени€.  лассическим примером применени€ этого требовани€, вызывающим сейчас новый острый интерес, €вл€етс€ вывод Ћенина о возможности победы социализма в одной отдельно вз€той стране в св€зи с неравномерным характером развити€ империализма. Ћенин пересмотрел заключение ћаркса о том, что социализм может победить только при условии, если социалистическа€ революци€ произойдет во всех крупных капиталистических странах мира. — позиций новых исторических условий Ћенин, в отличие от ѕлеханова, меньшевиков, социал-демократии «ападной ≈вропы, пришел к заключению, что социалистическа€ революци€ может произойти и в относительно слабо развитом звене системы империализма. ѕри этом рабочий класс и трудовое кресть€нство, использу€ рычаги власти, могут в более короткие сроки и, главное, наименьшей дл€ себ€ ценой (поскольку устран€етс€ господство эксплуататорского класса) завершить решение задач экономического и культурного развити€, не ожида€, пока это будет осуществлено капиталистическими средствами. Ћенин понимал, что в –оссии еще не вызрели все услови€ дл€ непосредственного перехода к социализму, однако он справедливо считал, что эти услови€ могут наиболее успешно вызреть в услови€х советской власти. –азвитие советского общества, несмотр€ на известные деформации, подтвердило существование реальных возможностей перехода к социалистическому строительству, не ожида€ полного вызревани€ предпосылок социализма в недрах капиталистического общества.

ѕринцип основного звена исходит из того, что в процессе развити€ в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль. ”хватившись за это звено, можно, по образному выражению Ћенина, выт€нуть всю цепь событий.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1650 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

530 - | 400 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.