Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ сущности сознани€




 

—трого говор€, сознание составл€ет предмет исследовани€ не философии, а психологии, котора€ €вл€етс€ специальной наукой о психике и человеческом сознании. ѕоэтому необходимо первоначально дать краткую характеристику сознани€ с позиций научной психологии.

— точки зрени€ психологии сознание Ч высша€ форма психической де€тельности, св€занна€ с трудом и речью (€зыком). ѕсихика (инстинкты и ассоциации, ощущени€, воспри€ти€, представлени€, чувства и т. д.) есть широкое пон€тие, охватывающее как психику животных, или биопсихику, так и психику человека. ѕоследн€€ Ч более сложна€, чем психика животных, де€тельность, св€занна€ со специфически человеческим социальным образом жизни.

„еловеку свойственна также очеловеченна€ животна€ психика, представл€юща€ собой высшую ступень развити€ биопсихики, обусловленную человеческим образом жизни. „еловеческие инстинкты, которые были перечислены ранее, остава€сь биологическими €влени€ми, в то же врем€ качественно сложнее собственно инстинктов животных, или, точнее, Ђдругих животныхї, поскольку человек в биологическом плане Ч животное.

Ѕлижайшей природной основой (базой, фундаментом) психики выступает физиологическа€ де€тельность животных и человека, высшим уровнем которой €вл€етс€ высша€ нервна€ де€тельность. —оотношение изложенных пон€тий можно представить на следующих схемах.

¬ психике человека можно выделить собственно человеческую психику, т.е. ту Ђприбавкуї в психической де€тельности, котора€ возникает с по€влением человека, Ђза вычетомї очеловеченной биопсихики.

—ознание составл€ет высшую форму, или уровень, собственно человеческой психики. ≈го соотношение с психикой вообще и основную структуру можно представить следующим образом:

—ознание представл€ет собой триединство разума (–), чувства („) и воли (¬). –азум называют также интеллектом или абстрактным мышлением. –азум есть понимание сущностных (в отличие от чувственного отображени€) сторон внешнего мира и самого человека. –азум основываетс€ на логических законах, €вл€ющихс€ в конечном счете отображением св€зей объективного мира.   чувствам, включенным в состав сознани€ (в отличие от более элементарных чувств), относ€т так называемые высшие чувства Ч свободы и ответственности, добра и гуманизма, дружбы и любви, патриотизма и др. ¬ол€ Ч императивна€ сторона человеческого сознани€, побуждающа€ человека к де€тельности.

¬едуща€ роль в системе сознани€ принадлежит разуму, поскольку человеческое сознание и поведение определ€ютс€ прежде всего пониманием (действительным или иллюзорным) сущности вещей, событий, человеческих потребностей и т. д. √лавенство логики, рационального мышлени€ в человеческом сознании и поведении Ч выражение главенства объективного подхода к действительности и человеческому поведению.

ќднако разум может существовать и развиватьс€ только в св€зи с чувствами, чувственным освоением мира, которое в своеобразной очеловеченной форме отображает и оценивает мир, общественные €влени€, человеческую жизнь. ¬не св€зи с чувствами свободы и ответственности, гуманизма, любви, стремлением к постижению истины, познанию сущности мира и самого себ€ разум тер€ет смысл и импульсы своего существовани€ и движени€. »нтеллект находитс€ в зависимости также от волевого начала, ослабление которого ведет к деградации, лишает интеллект необходимой целеустремленности.

—ознание получает свободное развитие только при гармоническом сочетании разума, чувства и воли. —уществуют поэтому три человеческих таланта Ч разума, чувства и воли, которые развиваютс€ в единстве, при ведущей роли разума.

“алант интеллекта, не подкрепленный достаточным развитием чувства и воли, как свидетельствует опыт человечества, не приводил к каким-либо существенным результатам и раствор€лс€ в делах обыденной жизни. »звестно также, что не св€занный с глубоким осознанием ответственности и гуманистическими идеалами, интеллект нередко использовалс€ в антигуманных, реакционных или даже преступных цел€х.

¬ каком аспекте исследует сознание философска€ наука? ≈сли психологию сознание интересует как конкретное психическое €вление, то научна€ философи€ вы€сн€ет наиболее общую природу (сущность) сознани€, котора€ обнаруживаетс€ при сопоставлении сознани€ с наиболее общей природой материального мира. ѕри этом философска€ наука создает и развивает свою концепцию сознани€ на основе данных всей системы естественных, общественных и технических наук. ќсобую роль в философском исследовании сознани€ играют данные наук, имеющих пр€мое отношение к изучению сознани€ как конкретного €влени€, его возникновени€ и механизмов функционировани€: эволюционной биологии, антропологии, биологии человека, физиологии высшей нервной де€тельности, психологии и педагогики, кибернетики.

Ќаиболее обща€ природа сознани€ в принципиальных чертах схвачена диалектическим материализмом. –анее мы уже вы€снили, что наиболее общие и фундаментальные сущности Ч материи и сознани€, мира и человека Ч можно вы€снить только через взаимное противопоставление. ѕротивопоставление материи и сознани€Чсложнейша€ логическа€ и теоретическа€ процедура, котора€ прилагаетс€ к двум большим массивам фактов, полученных человечеством Ч св€занных с внешним миром и с сознанием. Ётот ход философской мысли, погружени€ в глубинные сущности, мы должны далее проследить применительно к философскому исследованию сознани€.

‘илософска€ концепци€ сознани€ имеет р€д уровней, которые мы последовательно раскроем, начина€ с наиболее общего и абстрактного. ¬ наиболее общем и концентрированном виде сознание выступает как вторичное, производное от материи €вление, а не первичное, исходное и абсолютное начало или первооснова мира. јбсолютным, независимым, существующим как Ђпричина самой себ€ї €вл€етс€ лишь матери€, материальна€ субстанци€. —ознание зависимо, производно от материи, относительно.

–аскрыва€ смысл пон€ти€ вторичности, мы переходим к новому уровню описани€ сущности сознани€.  ак уже было показано, сознание находитс€ в трех основных отношени€х к материальному миру: к бесконечному развивающемус€ миру в целом, к наиболее высоко организованной материи как непосредственному носителю сознани€ Ч человеку, к бесконечному миру в целом как предмету отображени€. ”читыва€ эти отношени€, сознание можно определить как высшую форму отражени€ материального мира, котора€ возникает в результате бесконечного развити€ материи и осуществл€етс€ наиболее высоко организованной материей.

¬ отличие от первого, психологического, последнее определение сформулировано в философских терминах и €вл€етс€ философским определением сознани€. Ёто определение имеет трехчастный характер, который определ€ет основные аспекты философского исследовани€ сознани€, структуру данного раздела пособи€.

¬месте с тем трехчастное определение по-своему Ђдробитї единую природу сознани€ и поэтому от множественного, или многоаспектного, определени€ мы должны перейти к какому-то более глубокому общему и единому признаку сознани€, выражающему его специфическую природу, коренное отличие от материи. Ќаиболее общий и концентрированный признак сознани€ мы уже знаем Ч им €вл€етс€ вторичность, производность сознани€ от материи. ќднако после того, как мы вы€снили три важнейших стороны этого отношени€ производности, мы возвращаемс€ к единому признаку сознани€, погружа€сь на его более глубокий уровень.

»деальное

—пецифическа€ сущность сознани€ (психического вообще) заключаетс€ в его идеальности. »деальность Ч главна€ проблема и загадка теории сознани€. ¬ анализе этого признака сознани€ мы сделаем два шага: вначале вы€сним, почему сознание нельз€ определить как материальное €вление, затем установим, в чем состоит это свойство идеальности.

ѕон€тие идеальности сознани€ возникает в философии в противопоставлении пон€тию материи и материальному (тому, что принадлежит собственно самой материи в противоположность сознанию).

— позиций упрощенного материализма, имеющего еще широкое хождение в пределах Ђобыденного мышлени€ї и нередко даже в среде ученых, сознание, поскольку оно вторично, принадлежит одной из форм материи и порождаетс€ материей, должно рассматриватьс€ как материальное. —уществует р€д вариантов такого Ђдешевогої, по выражению Ёнгельса, материализма. “ак, иногда утверждают, что поскольку мир как целое материален, постольку все, что в нем находитс€, включа€ сознание, материально.  ажущийс€ убедительным логический силлогизм, который здесь построен, на самом деле €вл€етс€ софизмом. ¬ других случа€х утверждают, что поскольку мысль осуществл€етс€ материальным мозгом, она €вл€етс€ материальной, ибо матери€ не может действовать иначе, как материально. Ќаконец, нередко сознание объ€вл€ют материальным, отождествл€€ существование с объективно-реальным существованием, т. е. материальностью.

ќшибку последнего толка совершил, например, »осиф ƒицген (1828-1888) Ч немецкий рабочий-кожевник, самосто€тельно, независимо от √егел€, ћаркса и Ёнгельса создавший диалектический материализм. Ќе облада€ ни обширными знани€ми, ни гениальностью ћаркса и Ёнгельса, ƒицген создал диалектический материализм в одной из относительно простых форм, допустив при этом р€д серьезных теоретических ошибок. ЂЌо и не чувственное представление, Ч писал ƒицген, Ч чувственно, материально, то есть действительно... ƒух не больше отличаетс€ от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаютс€ друг от другаї. Ђѕон€тие материи, Ч продолжал ƒицген, Ч надо расширить. —юда относ€тс€ все €влени€ действительности, следовательно, и наша способность познавать, объ€сн€тьї1.

 ак видим, ƒицген, во-первых, отождествил действительность, или реальность, с материальностью; во-вторых, считал, что сознание отличаетс€ от материальных вещей не больше, чем они отличаютс€ друг от друга.

√лавный недостаток мысли о материальности сознани€, в какой бы форме она не выдвигалась, заключаетс€ в том, что она есть... бессмыслица! ѕон€ти€ материи и сознани€, материального и идеального имеют смысл только в противопоставлении друг другу (хот€ в этом противопоставлении заложено также и их сходство, единство). ≈сли же сознание подводитс€ под пон€тие материального, полученное в противопоставлении внешнего мира сознанию, то уничтожаетс€ основа дл€ различени€ материи и сознани€ и, следовательно, разрушаютс€ оба пон€ти€, материи и сознани€.

ƒл€ большей €сности проведем простейшую операцию Ђподстановкиї. ¬ высказывание: сознание материально Ч подставим расшифровку последнего пон€ти€: материальное Ч существующее до, вне и независимо от сознани€. ¬ результате такой подстановки мы приходим к абсурдному утверждению: сознание Ч существующее до, вне и независимо от сознани€.

Ћогическа€ и теоретическа€ бессмыслица, в силу самой природы теоретического мышлени€, всегда наполн€етс€ определенным содержанием. ¬ данном случае оно заключаетс€ в том, что сознание чрезмерно сближаетс€ и отождествл€етс€ с материальными €влени€ми, что означает отрицание его специфической природы, вульгаризацию философской теории. ¬ сущности, бессмыслица Ђматериального сознани€ї разрушает научную философскую концепцию мира и человека, разрушает те фундаментальные механизмы абстракции, без которых философское мышление не может существовать.

ќтождествление сознани€ с материальным приводит к ликвидации основного вопроса философии, а вместе с ним и противоположности между материализмом и идеализмом. Ёта ошибка вульгарного материализма нередко использовалась идеализмом. ѕоследний зачастую софистически отождествл€л материализм с вульгарным материализмом и, критику€ последний, объ€вл€л опровергнутой материалистическую теорию вообще. ¬ других случа€х отождествление материи и сознани€ использовалось дл€ того, чтобы объ€вить идеальным, духовным внешний мир. “акой прием был использован ћахом и јвенариусом.

¬.». Ћенин в параграфе Ђ ак мог ». ƒицген понравитьс€ реакционным философам?ї книги Ђћатериализм и эмпириокритицизмї справедливо критиковал ». ƒицгена (признава€ все положительные взгл€ды этого незаур€дного мыслител€) за то, что, определ€€ сознание как материальное, он сделал шаг к смешению материализма и идеализма, ликвидации основного вопроса философии, чем не преминул воспользоватьс€ махизм. ћахисты объ€вили основной вопрос философии и деление философии на материализм и идеализм устаревшим, однако затем истолковали материю и сознание как совокупность €кобы нейтральных Ђэлементов мираї, которые по сути представл€ли собой человеческие ощущени€. Ђ„то в пон€тие материи надо включить и мысли, как повтор€ет ƒицген в ЂЁкскурси€хї, это путаница, ибо при таком включении тер€ет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении ƒицген сам настаиваетї1.

»так, определение сознани€ (психики вообще) как идеального выражает качественное отличие сознани€ от материальных €влений, специфическую природу сознани€. “еперь мы подошли к главному: в чем состоит идеальность сознани€?

„ем отличаетс€ мысленный образ предмета от самого предмета? ќбраз камн€ Ч от камн€, образ огн€ Ч от реального огн€? »ли, воспользовавшись сравнением  анта, сто талеров в уме от ста талеров в кармане?

— одной стороны, мысленный образ предмета содержит в себе все реальные признаки предмета, ибо мы знаем размеры и вес камн€, его химический состав и т. п. ќбраз предмета в этом плане сходен с предметом. ¬ нем, до известной границы (что пока не должно нас интересовать) есть все, что присуще предмету.

— другой стороны, в образе предмета нет ни одного непосредственного реального признака предмета как такового: камень имеет объемЧобраз камн€ не занимает никакого объема в мозгу, камень имеет вес Ч его образ не Ђдавитї на мозговые ткани, камень имеет определенный химический состав Ч ни одной молекулы камн€ не попадает в мозг, огонь разрушает определенные вещества Ч образ огн€ не сжигает мозговой ткани. “аким образом, идеальность сознани€ (психики вообще) заключаетс€ в том, что в сознании материальные предметы получают свое второе существование. Ђ...»деальное, Ч писал ћаркс, Ч есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в нейї1.

ќбщественно-историческа€ практика неопровержимо доказывает, что в человеческих ощущени€х, представлени€х, пон€ти€х в конечном счете отражены, представлены действительные свойства вещей, какими они €вл€ютс€ на самом деле, вне человеческого сознани€. ќднако, с другой стороны, идеальный образ предмета Ђдиаметрально противоположенї предмету, ибо в нем нет ни одного признака предмета в его непосредственной конкретно-чувственной форме. »деальное можно поэтому определить как предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного быти€ и существующий на основе особого материального субстрата Ч человека.

»деальное Ч это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). ¬ажнейша€ функци€ этой формы заключаетс€ в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохран€€ при этом свойства, качества, сущности вещей. ≈сли масса и энерги€, химические или биологические свойства св€заны в объективном мире с определенными материальными субстратами, то в мысли они существуют на основе принципиального нового материального субстрата Ч человека, социальной формы материн.

«амечательной особенностью идеальной формы €вл€етс€ ее универсальность Ч способность замещать любые материальные субстраты, служить средством выражени€ бесконечного многообрази€ свойств и качеств объективного мира. —пособность человека к безграничному познанию мира обусловлена бесконечным богатством, универсальным характером идеального как формы выражени€ бесконечного материального многообрази€.

ќблада€ потенциально бесконечными возможност€ми выражени€ качеств реального мира, идеальное, очевидно, должно принадлежать не любой, а наиболее сложной форме материи, обладающей бесконечным богатством содержани€. Ёта форма материи должна была возникнуть в результате процесса развити€ материи.

 аким должно быть развитие?

ћы приходим, следовательно, к вопросу, каким должен быть процесс развити€, его направленность, законы и механизмы, чтобы он смог породить универсальную форму материи, обладающую универсальной способностью отображени€ материального мира?

ћарксистска€ философи€, опира€сь на обширные данные частных наук, вы€снила, таким образом, наиболее общие черты идеального. ќднако глубинна€ сущность идеального еще только приоткрыта: мы находимс€ лишь в начале пути. ¬месте с тем не следует забывать, что Ђначало путиї в научно-философском познании мира и человека состоит в осознании не некоторых сторон или частностей, а наиболее общей и принципиальной сущности мира и человека. «а таким осознанием следует бесконечный процесс исследовани€ все более глубоких и сложных уровней этой сущности, или, по Ћенину, сущностей все более высоких пор€дков. ћы в начале пути, но знаем, в каком направлении следует двигатьс€.

»деальное, как уже отмечалось, это форма, присуща€ человеческому сознанию, психике вообще, наиболее рельефно отличающа€ сознание от материальных €влений. Ќо сознание, психика имеют и другую, более важную сторону Ч объективное содержание, средством существовани€ которого и выступает идеальна€ форма. Ќа этом уровне анализа сознание выступает как субъективный образ объективного мира. —ознание (психическое вообще) в этом аспекте предстает как единство двух сторон: субъективной формы и объективного содержани€. ќбъективное содержание Ч это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т. е. сходно, тождественно с объективным миром. ¬ тенденции, в бесконечном времени объективное содержание сознани€ может воспроизвести любые качества реального мира, бесконечное качественное многообразие.

ѕроблема субъективной стороны сознани€ вызывает особый теоретический интерес, поскольку она непосредственно затрагивает специфику сознани€, без понимани€ которой невозможна научна€ концепци€ мира и человеческого сознани€. Ќе объ€снив глубинную природу субъективного, мы не можем исследовать и природу объективного содержани€ сознани€, возможности углублени€ сознани€ в бесконечный реальный мир.

¬ советской философской литературе проблема субъективного еще не получила удовлетворительной разработки, отвечающей потребност€м развити€ частных наук, в особенности психологии, физиологии высшей нервной де€тельности, кибернетики.

¬ наиболее общем плане субъективное можно определить как такую сторону сознани€ (психики), котора€ отличает последнее от внешнего мира, или, иначе, как то, что остаетс€ в сознании Ђза вычетомї всего заимствованного извне объективного содержани€. »деальность сознани€ целиком подпадает под пон€тие субъективного: субъективное Ч это идеальное, идеальное Ч субъективно.

—убъективное имеет, далее, р€д сторон и аспектов. ¬есьма важной стороной субъективного выступает непосредственна€ данность €влений сознани€ (психики) их владельцу. ќщущени€, воспри€ти€, пон€ти€, переживани€, чувства и т. д., как таковые, непосредственно даны только их владельцу (Ђзакрытый садї) и не могут непосредственно восприниматьс€ внешним наблюдателем. Ќикто и никогда не видел ощущений другого человека, не воспринимал непосредственно его чувств и пон€тий. Ђ–азумеетс€, мы никогда не узнаем того, Ч писал Ёнгельс,Ч в каком виде воспринимаютс€ муравь€ми химические лучи.  ого это огорчает, тому уже ничем нельз€ помочьї1.

Ќепосредственна€ данность субъекту и закрытость дл€ внешнего наблюдател€ Ч одно из фундаментальных свойств психики, обусловливающее ее важнейшие особенности. Ѕлагодар€ этому свойству возникает внутренний мир человека, духовный мир, который приобретает большую автономность и, следовательно, способность к свободному творчеству. Ќепосредственна€ заданность субъекту делает возможным по€вление новой индивидуальности, коренным образом отличающей наделенные психикой живые существа, в особенности человека, от химических и физических индивидов (индивидуальных объектов). —убъективность также Ч одна из фундаментальных предпосылок человеческой свободы, выражающейс€, на достаточно высоком этапе социального развити€, в свободе совести и демократии вообще.

„то отображает субъективное?

—убъективное выступает в различных формах, присущих каждой отдельной форме психики Ч эмоци€м, ощущени€м, представлени€м, пон€ти€м, убеждени€м, идеалам и т. д.

ѕоскольку субъективное Ч это реальна€ сторона процесса осознани€ и переживани€ действительности, а объективное содержание сознани€ представл€ет собой процесс познани€ объективного мира, возникает вопрос: что отображает субъективное? ≈сть все основани€ заключить, что субъективное Ч это отображение и познание человеком самого себ€. ѕознава€ объективный мир в форме объективного содержани€ своего сознани€, человек одновременно познает самого себ€ Ч в форме субъективной стороны своих ощущений, пон€тий, теорий и т. д.  ажда€ форма отражени€ внешнего мира в психике и сознании содержитЧсознаем мы это или нетЧпознание какой-то стороны нашего собственного быти€ и сущности.

‘ункции субъективного

—убъективное не €вл€етс€ простой прибавкой к объективному содержанию сознани€, простой Ђплатой за познаниеї, от€гощающей сознание. ќно выполн€ет р€д позитивных и негативных функций в познании мира и самого человека. Ќередко с пон€тием субъективного св€зывают представление о неизбежных и досадных ошибках и искажении действительности в человеческом сознании. ƒействительно, одна из функций субъективного имеет негативный характер. —убъективное, в одном из его значений, обозначает неполноту, неточность или даже ложность человеческих знаний о мире. Ёта негативна€ функци€ субъективного имеет р€д градаций: от неполноты и неточностей отображени€ действительности до ошибок и лжи, как сознательного искажени€ действительности. Ќаивысша€ хитрость лжи заключаетс€ в том, что она принимает форму объективного, €вл€етс€ ложной комбинацией элементов объективного содержани€ сознани€.

ѕозитивные функции субъективного состо€т в том, что оно служит необходимым средством действительного отображени€ реального мира. ¬ этом плане неполнота, неточности и даже ошибки в отображении мира служат в конечном счете средством его действительного познани€. Ђћы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движени€, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого, Ч писал Ћенин. Ч »зображение движени€ мыслью есть всегда огрубление, омертвление, Ч и не только мыслью, но и ощущением, и не только движени€...ї1.

¬ажнейша€ способность субъективного, без которой было бы невозможным мыслительное творчество, заключаетс€ в том, что св€занные в реальной действительности моменты мысль раздел€ет, придает им самосто€тельное существование и получает тем самым неограниченную свободу оперировани€ этими объективными моментами. Ёта свобода обусловлена тем, что субъективна€ форма сама по себе может делитьс€ мыслью на какие угодно элементы. ќднако свобода мыслительного творчества становитс€ действительной, а не ложной и иллюзорной только тогда, когда благодар€ свободе оперировани€ объективным содержанием сознани€ устанавливаетс€ действительно существующа€ или могуща€ реально возникнуть объективна€ св€зь. ѕодлинна€ свобода мысли возможна только тогда, когда субъективное совпадает с объективным. ¬ысша€ субъективность св€зана с наивысшей объективностью.

Ќаконец, сознание выступает как конкретное социальное €вление, имеющее социальную природу, завис€щее от социальных условий и выполн€ющее социальные функции. “рактовка сознани€ как социального €влени€ Ч наиболее конкретный план характеристики сознани€, включающий в себ€ все рассмотренные ранее признаки или аспекты сознани€.

¬ этом плане, нар€ду с сознанием вообще, как наиболее общим пон€тием, различают также сознание общества как коллектива людей, или общественное сознание и сознание индивида, индивидуальное сознание. —ознание вообще выступает в формах общественного и индивидуального сознани€.

явл€€сь отображением природного и общественного быти€, сознание в то же врем€ выполн€ет социальные функции: оно служит средством регул€ции общественной и индивидуальной жизни. —оциальное бытие, в силу его сложности, в отличие от быти€ природы, осуществл€етс€ с помощью сознани€. ¬ этом аспекте обнаруживаетс€ активна€ природа сознани€ (психического вообще). Ѕудучи вторичным, производным от материи, материального быти€, сознание оказывает активное обратное вли€ние на это бытие.

јктивность сознани€ выступает в двух формах, которые условно можно назвать внутренней и внешней. јктивность сознани€ заключаетс€ прежде всего в его способности познавать реальный мир. ѕроцесс познани€ Ч не пассивна€ регистраци€ внешних вли€ний, а сложнейший творческий процесс проникновени€ сознани€ в сущность вещей и €влений реального мира. Ёта внутренн€€ активность сознани€ выражаетс€ в его внешней активности Ч регул€ции общественного и индивидуального поведени€, участии в реальном производстве общественного и индивидуального быти€.

јктивность сознани€ непрерывно растет по мере развити€ человеческого общества, усложнени€ его быти€ и познани€. ќпредел€ющим фактором роста активности сознани€ выступает в конечном счете рост материального могущества человечества, развитие материальных производительных сил общества. Ќа основе такого развити€ эволюционирует и человеческое сознание, растет объем и глубина понимани€ окружающего мира и самого общества.

¬ысшим про€влением активности сознани€ €вл€етс€ предвидение. —пособность предвидени€ более или менее отдаленного будущего заложена в самой природе человека, его материальной сущности как формы материи, производ€щей свое собственное существование и, поэтому, в природе его сознани€. ѕоскольку человек живет тем, что он должен создавать, элемент опережени€ действительности необходимо заложен в самой сущности человека. ѕредвидение будущих результатов заключено уже в элементарном поведенческом акте человека. Ќаивысшей формой предвидени€ €вл€етс€ научное предвидение, основанное на понимании существенных свойств, тенденций и законов действительности. ќднако человеческое предвидение никогда не имеет абсолютного характера. ћатериальное бытие имеет сложную структуру и включает три основных элемента: элемент прошлого, наличное бытие, т.е. собственно насто€щее, Ђсегодн€шнееї бытие, тенденции в будущее. —ознание способно опережать только насто€щее, наличное бытие, но не способно опередить тенденции в будущее. ѕознание тенденций, увод€щих в будущее, €вл€етс€ главной предпосылкой предвидени€. ќднако прежде чем предвидение становитс€ возможным, эти тенденции уже должны существовать. ћаркс гениально предсказал возникновение социализма за дес€тилети€ до начала социалистических преобразований общества. ќднако такое предсказание стало возможным только благодар€ тому, что он смог научно осознать уже возникшие в капиталистическом обществе объективные тенденции общественного развити€.

ѕроблему предвидени€ мы только слегка затронули. Ѕолее глубокое понимание глубинной природы и механизмов предвидени€, его возможностей и границ возможно вы€снить только на основе изучени€ интимной природы процесса развити€, процесса новообразовани€.  ак можно предвидеть то, чего еще нет? —сылка на тенденции в будущее как основу предвидени€ нуждаетс€ еще в глубоком исследовании.

Ќаучный материализм, таким образом, св€зан с признанием не только вторичности, производности сознани€ от материи, но и огромной активности сознани€, без которой невозможно человеческое существование. Ќаучный материализм несовместим с каким-либо принижением роли человеческого духа, человеческой мысли. Ќапротив, только научна€ материалистическа€ концепци€ материи и сознани€ способна правильно объ€снить возможности и перспективы развити€ человека и человеческого сознани€. ¬месте с тем научный материализм отвергает и иллюзорные представлени€ об абсолютной свободе мысли, не ограниченной никакими объективными факторами. ƒл€ понимани€ действительной мощи и значени€ человеческой мысли важнейшую роль играет учет того обсто€тельства, что активность мысли в конечном счете есть активность материального существа, который осуществл€ет мышление Ч человека как высшего цвета материи. јктивность человеческого духа в конечном счете выражает уровень развити€ человеческой сущности.

Ётот решающий факт игнорировал, например, писатель ¬. –аспутин, утверждавший, что духовные ценности сто€т выше материальных. ¬ таком противопоставлении, как это уже случалось в прошлом, материальное сводитс€ к его простым формам Ч вещам и узко материальным интересам. ќднако с позиций научного материализма материальное в человеческом существовании Ч это прежде всего само человеческое бытие, сам человек, который мыслит. —тавить мысль выше ее реального владельца, мысл€щего человека Ч теоретический, логический и этический нонсенс.

„еловеческий дух обладает своими специфическими законами, не сводимыми к объективным законам, но зависимыми, производными от последних. «аконы субъективного мира исследованы еще весьма слабо. Ёто объ€сн€етс€ как недостаточным вниманием к их исследованию, так и, главное, тем, что на современном уровне развити€ общества, при существующем еще разделении и противопоставлении физического и умственного труда, законы духовной жизни человечества еще реально недостаточно про€вили, выразили себ€. Ќасто€щий расцвет духовной культуры общества и, следовательно, познани€ ее законов Ч дело будущего.

¬ насто€щее врем€ наиболее изучены законы мышлени€ Ч формальной и диалектической логики, ибо необходимость их исследовани€ была обусловлена практикой развити€ техники, производительных сил, социальной структуры общества периода его предыстории. «начительно слабее исследованы законы исторического развити€ человеческого духа. Ќе вызывает сомнени€, что духовный мир имеет закономерный характер, свою логику и механизмы развити€. ќднако эту мысль иногда пытаютс€ выразить неудачноЧутверждают, что развитие человеческого сознани€ подчин€етс€ объективным законам. ѕомимо неверного переноса (превращающего утверждение в бессмылицу) пон€ти€ объективного на €влени€ субъективного мира, в таком утверждении €вственно сквозит недоверие к мысли, субъективному миру: полагают, что мысль будет пон€та как нечто закономерное только в том случае, если на нее перенести пон€тие объективной закономерности. ћежду тем научный материализм достаточно полно и корректно выражен в признании специфических законов духовного мира и их зависимости, в конечном счете, от объективных законов человеческого быти€. “ак, законы формальной логики действуют только в мышлении, но они €вл€ютс€ своеобразным отображением структуры и законов объективного мира.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1509 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

359 - | 252 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.