Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒвижение Ч способ существовани€ материи




ѕон€ти€ о пространстве и времени неполно раскрывают способ существовани€ материи ƒругим важнейшим способом существовани€ или формой быти€ материи €вл€етс€ движение и развитие. “еоретически корректнее было бы назвать третий, в нашей последовательно≠сти изложени€, атрибут материи развитием, поскольку движение Ч абстрактна€ сторона развити€, а не самосто€тельный атрибут мате≠рии. ќднако движение проще развити€ и поэтому характеристику це≠лостного атрибута материи можно начать с пон€ти€ движени€, соглас≠но сложившейс€ в философской литературе традиции

ƒвижение, как еще одно предельное пон€тие науки, так же не≠льз€ подвести под Уближайший родФ, т. е. под более широкое пон€тие. —уть движени€ вы€сн€етс€ поэтому с помощью целой серии определений. ѕро≠стейшим и наиболее общим образом Ёнгельс определ€л движение через извест≠ный нам из опыта признак Ч изменени€ вообще. Уƒвижение, в применении к материи,Ч писал Ёнгельс,≠≠≠ - это изменение вообщеФ [62].

 ак обыденный опыт, так и материал науки свидетельствуют, что все вещи обладают способностью изменени€, перехода из одного состо€ни€ в другое. ƒвижение Ч это перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функ≠ций организмов, процесс практического преобразовани€ предметов человеком, рост знаний и т. д.

Ѕолее строго движение может быть определено как сн€тие аб≠страктного тождества предмета с самим собой.  ажда€ вещь, оста≠ва€сь до какого-то предела самой собой, в то же врем€ непрерывно мен€етс€, перестает быть самой собой, тождественной себе. ¬не такого непрерывного движени€ вещь не существует и не может мыс≠литьс€. “ак, невозможно пон€ть живой организм вне непрерывного обмена веществ, вне разрушени€ и восстановлени€ живого вещества. Ќевозможно представить физические пол€ вне их движени€. Ќельз€ пон€ть мысль иначе, как в движении. ѕоэтому в марксистской диалек≠тике пон€тие абсолютного поко€ рассматриваетс€ как несосто€тель≠ное.  ритику€ механистического материалиста ƒюринга, Ёнгельс пи≠сал, что представление ƒюринга о начале развити€ материального ми≠ра, находившегос€ первоначально Ув равном себе состо€нииФ, лишено вс€кого смысла. У≈сли мир был некогда в таком состо€нии, когда в нем не происходило абсолютно никакого изменени€, то как он мог пе≠рейти от этого состо€ни€ к изменени€м?Ф[63]. У...Ћишенное движени€ со≠сто€ние материи оказываетс€ одним из самых пустых и нелепых пред≠ставлений, насто€щей Угор€чечной фантазиейФ[64]. ≈стественно, что дл€ объ€снени€ начала изменени€ мира логически неизбежно допустить совершенно не следующее из фактов пон€тие первотолчка или бога. ќднако это Уобъ€снениеФ, помимо того, что оно €вл€етс€ надуманным, не следующим из реальных наблюдений, оказываетс€ бессодержатель≠ным, поскольку, как мы уже об этом говорили в историко-философс≠ком введении, бог, с позиций религиозной философии, €вл€етс€ абсо≠лютно неизменным, поко€щимс€ УначаломФ и, следовательно, не мо≠жет быть источником движени€.

Ќеподвижное движет миром?

 

–елигиозна€ философи€ оказалась неспособной разрешить противоречие между идеей абсолютно неподвижного бога и идеей сотворени€ мира и его движени€.

ƒвижение и покой. ѕон€тие движени€ раскрываетс€ далее через противопоставление покою. ћатериалистическа€ диалектика отнюдь не отрицает реального поко€. “акое отрицание, характерное дл€ рел€≠тивизма так одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отри≠цанию движени€ и, более того, самого существовани€ вещей. ƒействи≠тельно, движение предполагает материальный субстрат, который из≠мен€етс€. Ёто означает, что движение должно быть св€зано с чем-то сохран€ющимс€, относительно поко€щимс€. јбсолютизаци€ движе≠ни€, доведенна€ до полного отрицани€ поко€, приводит к тому, что вещь, как носитель движени€, раствор€етс€ нами в чистом движении, что делает бессмысленным и само пон€тие движени€. “ак, не имеет смысла пон€тие о бесконечной скорости перемещени€ тел, поскольку при ней не было бы никакого реального перемещени€ и, более того, тер€ет смысл пон€тие рассто€ни€, пространства, времени.

¬месте с тем покой и движение, как пон€л уже ƒ. “оланд, не €вл€ютс€ равноправными. ѕокой выступает как момент движени€. ѕоэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой Ч как относительный.

ѕокой относителен в двух смыслах. ¬о-первых, в пределах каж≠дого поко€щегос€ состо€ни€ происход€т непрерывные изменени€, подрывающие покой УизнутриФ. “ак, кажда€ общественно-экономиче≠ска€ формаци€, сохран€€ свои общие черты, внутренне непрерывно мен€етс€. ¬о-вторых, вс€кое состо€ние поко€ рано или поздно смен€≠етс€ новым состо€нием относительного поко€.  ажда€ общественно-экономическа€ формаци€, исчерпав возможности изменений в своих собственных рамках, превращаетс€ в новую формацию. —оотношение двух видов изменений в рамках данного состо€ни€ и вывод€щее за эти рамки, скрывает под собой некий диалектический закон.

ѕоскольку вс€кое движение включает в себ€ моменты поко€, но не сводитс€ к нему, пон€тие движени€ получает широкий и узкий смысл. ¬ широком смысле движение Ч целостный процесс, включа≠ющий моменты поко€ и собственно движение, движение в узком смысле, Уза вычетомФ поко€.

 атегории движени€ и поко€, вз€тые в их диалектической вза≠имосв€зи, определ€ют важные нормы диалектической логики, диалек≠тического мышлени€. Ќаучное, диалектическое мышление должно ос≠новыватьс€ на умении удерживать предмет мысли в движении и в по≠кое, соответственно той роли, какую они играют в действительности. Ќарушение этого требовани€ диалектической логики приводит к двум крайним формам метафизики, двум крупным ошибкам в мышлении Ч абсолютизации поко€, неизменности (догматическа€ форма метафизики) или чрезмерной абсолютизации движени€ (рел€тивистска€ форма метафизики).

¬ политическом мышлении эти формы могут выступать в виде догматического истолковани€ марксизма, либо в форме ревизионизма, отказа от принципиальных положений марксизма, соответствующих реальной действительности.

ћатери€ и движение. ћатери€ и движение неразрывно св€за≠ны. Ќет материи без движени€, как нет и движени€ без материи. ѕри этом однако следует учитывать, что движение принадлежит ма≠терии, €вл€етс€ ее способом существовани€, свойством материи. ѕо≠н€ти€ материи и движени€ в этом смысле далеко не равноправны.

Ќеразрывна€ св€зь материи и движени€ доказываетс€ всем ма≠териалом общественных, естественных и технических наук.

„еловеческое общество св€зано с непрерывным процессом социальной жизни Ч материальным производством, познанием, духовной жизнью вообще. ћысленно Увычт€Ф движение из социальной жизни, мы утратим социальную форму материи как таковую, поскольку человек и общество могут существовать только в непрерывном процессе социальной жизни. “очно так же невозможно представить биологическую жизнь вне ассимил€ции и диссимил€ции, роста и развити€, возбудимости и сократимости, приспособлени€ к среде и т. д.. ќстано≠вить жизненный процесс Ч значит разрушить живое, обнажить его химический фундамент, который в свою очередь заключает в себе непрерывный процесс хи≠мических взаимодействий, остановка которых приводит к разрушению химизма до его физического фундамента. јналогично этому физическа€ форма материи не существует вне соответствующего способа изменени€.

¬заимосв€зь материи и движени€ можно рассмотреть и с дру≠гой стороны. ƒвижение существует только как изменение чего-либо, некоторого субстрата. —амо пон€тие движени€ тер€ет смысл, если его оторвать от пон€ти€ движущегос€ тела, ибо это пон€тие было получе≠но на основе чувственного воспри€ти€ и осмыслени€ движущихс€ тел.

ќдним из случаев движени€ €вл€етс€ движение мысли. ќтрыв движени€ от материи означает в этом весьма важном дл€ понимани€ сущности мира и человека УслучаеФ отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. У...ќторвать движение от материи, Ч писал Ћенин, Ч равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущени€ от внешнего мира..Ф[65].

 ак мы уже отмечали, научна€ абстракци€ материи имеет слож≠ный характер, поэтому односторонний, плоский подход к действитель≠ности нередко приводит к тому, что материю раствор€ют в движении. “от факт, что материю нельз€ представить вне движени€, Ув чистом видеФ, используетс€ как предлог дл€ сведени€ материи к движению.

ѕопытка оторвать движение от материи была предприн€та в начале XX в. крупным физиком и химиком ¬. ќствальдом, сто€вшем в философии на пози≠ци€х махизма. »сход€ из логики Утретьей линииФ, ќствальд полагал, что проти≠воположность материализма и идеализма может быть преодолена, если пон€ти€ материи и духа заменить третьим, будто бы нейтральнымФ, пон€тием энергии. Ћенин показал, что УэнергетизмФ ќствальда дает чисто словесное решение про≠блемы. «амен€€ материю и дух пон€тием энергии, ќствальд попросту измен€л терминологию, не отмен€€ по существу вопроса о материи и движении. ¬опрос о том, материально ли движение, он фактически замен€л вопросом материальна ли энерги€. Ћенин отмечал, что в своих естественнонаучных трудах ќствальд фактически рассматривал энергию как существенную объективно, вне сознани€.

— по€влением известного соотношени€ массы и энергии ≈=тс2, сформулированного Ёйнштейном в 1905 г., энергетизм пыталс€ дока≠зать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. ќд≠нако действительный физический и философский смысл формулы массы и энергии не имел ничего общего с такой интерпретацией. ‘ор≠мула Ёйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству Ч массе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1825 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2213 - | 1957 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.