Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ и искусство




Ќар€ду с наукой как главной формой познани€ существует тес≠но св€занный с нею второй путь, или форма познани€, природы и об≠щества Ч искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. ќтобража€ мир в системе пон€тий, откры≠ва€ объективные законы, наука представл€ет собой ведущий способ познани€ мира и общества и, следовательно, главный источник философс≠ких обобщений. ќднако искусство €вл€етс€ необходимой специфической формой познани€, отображающей мир и, в особенности, человека и общес≠тво в образных формах, в формах самой жизни, что делает искусство уникальным и незаменимым источником знаний, философских обобщений.

≈сли наука стремитс€ вычленить, абстрагировать законы, сущ≠ности из конкретных жизненных про€влений и тем самым тер€ет цело≠стность и непосредственность человеческого быти€, то искусство дополн€ет научное познание, рассматрива€ жизнь в целостном, непо≠средственном, типизированном и одновременно индивидуализирован≠ном виде, в единстве €влени€ и сущности. »скусство отображает не законы природного и человеческого быти€ в их УчистомФ абстрактном виде, а само бытие со скрытыми в нем законами.

√омер, ¬. Ўекспир, ќ. Ѕальзак, ‘. ћ. ƒостоевский, Ћ. Ќ. “олс≠той не открыли никаких законов общественного развити€, но они смогли глубоко отобразить человеческую жизнь в определенные пери≠оды мировой истории. Ёнгельс писал, что произведени€ Ѕальзака дали ему дл€ понимани€ буржуазного общества того времени даже в смыс≠ле экономических деталей больше, чем историки и экономисты.

’от€ наука дает более глубокую информацию о мире, искусство обладает р€дом преимуществ, делающих его незаменимым источни≠ком знаний о мире, которые философи€ должна полностью использо

 


 

вать. ¬о-первых, искусство преимущественно отображает человечес≠кую жизнь, рассматрива€ ее при этом в единстве, целостности и непо≠вторимости, в то врем€ как наука расчлен€ет человеческое бытие на множество абстрактных сторон. ¬о-вторых, искусство может обгон€ть науку в постановке проблем человеческого существовани€, которые наука еще не в состо€нии решить. “ак, искусство и в особенности пуб≠лицистика во многом опередили науку в осознании деформаций соци≠ализма (по крайней мере на начальном этапе критики этих деформаций).

¬-третьих, искусство рассматривает человеческую жизнь в единстве типического, повтор€ющегос€ и индивидуального, неповто≠римого, подчеркива€ тем самым огромную значимость дл€ философс≠кого познани€ проблем коллективности и индивидуальности человече≠ского существовани€.

¬ли€ние искусства на научную философию исследовано значи≠тельно слабее, чем вли€ние науки. ѕеред читателем поэтому открыва≠ютс€ большие возможности дл€ самосто€тельного анализа взаимо≠действи€ искусства и философии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1202 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

337 - | 339 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.