Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒонаучные концепции сущности мира




—ущность мира - важнейша€, Упредельна€Ф проблема человече≠ского познани€, вход€ща€ в состав основного вопроса философии. ¬ донаучной философии были предприн€ты несколько основных попы≠ток ее решени€: религиозна€, субъективно-идеалистическа€, объектив≠но-идеалистическа€, материалистическа€. —огласно первой из них мир сотворен богом, бог - высша€ сущность мира, творец мира, Уформа формФ, Унеподвижный перводвигательФ.  ак уже показано ранее, все доказательства существовани€ бога (онтологическое, космологичес≠кое, телеологическое, психологическое и др.), выработанные за тыс€≠челети€ существовани€ религии, €вл€ютс€ паралогизмами, основаны на ошибке Упредвосхищени€ принципаФ, т. е. заранее содержат пред≠вз€тую мысль о существовании бога, которую они должны были бы доказать. ќсобенно удивительным в этом отношении €вл€етс€ так на≠зываемое онтологическое доказательство. ѕон€тие бога возникает в глубокой древности на основе бессознательной антропоморфной, или фантастической, парадигмы (т.е. способа мышлени€). ќно по€вл€етс€ в результате переноса на предметный мир человеческих качеств - со≠знани€, воли, действи€, творчества, милосерди€ и т.д., которые к тому же чрезмерно преувеличиваютс€, гипертрофируютс€. ѕон€тие бога - это, в сущности, пон€тие-фантом, несуществующее пон€тие, несосто≠€вша€с€ мысль. ¬с€кое действительное пон€тие представл€ет собой логически св€зную мысль. ѕон€тие бога, включа€ одновременно мысль о боге как перводвигателе всего сущего и мысль о неподвижности бо≠га, т.е. его абсолютной полноте, совершенстве, законченности, пред≠ставл€ет собой логическое противоречие, т. е. бессмыслицу, фактичес≠ки не состо€вшуюс€ мысль. ѕопытки преодолеть противоречие пон€≠ти€ бога не удались ни в религиозной, ни в философской мысли.

— позиций субъективного идеализма мир есть тоже своего рода фантом, хот€ и в ином смысле; мир - это комплекс ощущений (Уэле≠ментовФ, Укапель опытаФ, Уатомарных фактовФ и т.п.). —убъективный идеализм находитс€ в полном противоречии не только со здравым смыслом, но и с естественными и социальными науками, которые не≠опровержимо свидетельствуют о том, что природа существует до, вне и независимо от сознани€. ¬ основе субъективного идеализма лежит р€д софизмов, давно опровергнутых философской наукой. ¬ажней≠шим аргументом субъективного идеализма €вл€етс€ ссылка на то, что человек €кобы не имеет средств проверить, существует ли что-либо за ощущени€ми, ибо провер€ть ощущени€ он может только с помощью ощущений. ќднако научна€ философи€ показала, что искомый способ проверки ощущений существует: это материальна€ человеческа€ де≠€тельность, общественно-историческа€ практика. ќткрытие крите≠ри€ практики полностью выбило почву из-под ног субъективно-иде≠алистической философии.

— точки зрени€ объективного идеализма мир есть объективное сознание, дух, мистическое или рациональное (логическое) мышле≠ние, которое порождает природу и человека. ћы уже видели, что выс≠ша€ форма такой философии - система √егел€, содержавша€ весьма ценное Урациональное зерноФ, оказалась в конечном счете несосто€те≠льной: мир нельз€ объ€снить как некую объективную мысль. √егелю не удалось доказать, что бесконечное развитие мира можно совмес≠тить с трактовкой мира как логической идеи. »деалистическа€ фило≠софи€ √егел€, вершина идеалистической философи€ вообще, €вно Уне выдерживалаФ идеи бесконечного развити€ мира, на которой √егель совершенно справедливо настаивал.

ћатериализм с античных времен опиралс€ на реалистическую парадигму, т.е. стремилс€ объ€снить мир из него самого, не перенос€ на мир чисто человеческих качеств. — этих позиций мир предстает как матери€, которую материалисты античности либо отождествл€ли с ка≠кой-либо конкретной формой материи (водой, воздухом и т.п.), либо понимали как неделимые частицы (атомы), а материалисты Ќового времени представл€ли как природу. ћатериализм прошлого в принци≠пе шел в правильном направлении, однако, несмотр€ на здравый смысл такого подхода, не смог подн€тьс€ до уровн€ научной филосо≠фии, ибо, во-первых, не смог выработать предельно широкой абстрак≠ции материи, охватывающей бесконечное многообразие природы и общества, во-вторых, не сумел соединить материализм с диалектикой, идеей бесконечного развити€. ¬месте с тем материализм прошлого способствовал возникновению и развитию естественных наук и разви≠валс€ сам на основе материалистического духа естествознани€

¬ыше уже неоднократно отмечалось, что важнейша€ трудность постижени€ сущности мира св€зана с его бесконечностью, которую человек должен обобщить, облада€ всегда конечным опытом. ѕозна≠ние действительной сущности мира требует, поэтому выработки прин≠ципиально нового типа философского мышлени€, нового типа интел≠лекта, сложнейших форм научной абстракции, к которым философи€ прошлого только приближалась. “акой способ мышлени€ был создан марксистской философией.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

326 - | 308 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.