Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредмет научной философии




 ажда€ наука имеет свой предмет, содержание, структуру и метод (методы). ѕредмет науки Ч та область действительности, ко≠тора€ изучаетс€ данной наукой. ѕредметом науки может быть кака€-либо область объективной действительности (например, физическа€, химическа€, биологическа€, социальна€ реальности) или субъектив≠ной, духовной реальности (например, психические процессы, духов≠на€ культура общества). ќт предмета науки нередко отличают ее объ≠ект Ч сложную реальность, кажда€ сторона которой служит предме≠том какой-либо отдельной науки. “ак, человек €вл€етс€ объектом ис≠следовани€ дл€ целой системы наук о человеке Ч философии, психо≠логии, логики, педагогики, медицины и др.

ѕредмет науки отражаетс€ в ее содержании, которое определ€≠ет структуру науки и методы, используемые данной наукой.

¬опрос о том, что изучает данна€ наука, Ч первый ключевой вопрос вс€кой науки.

¬ ходе развити€ философии ее предмет претерпел сложный процесс изменени€, прежде чем возникла научна€ философи€, опреде≠ливша€ Ч в основных и принципиальных чертахЧсвой предмет ис≠следовани€. ¬ы€вление подлинного предмета исследовани€ позволило определить и ту действительную роль, которую должна играть научна€ философи€ в современном обществе, в системе наук, в духовной куль≠туре вообще.

¬ истории философии наметились две пол€рные точки зрени€, или две крайности, в понимании предмета философии и, следователь≠но, ее функций или роли в обществе. »сторически перва€ точка зре≠ни€ заключалась в весьма широком понимании предмета философии, к которому были отнесены существенные части предметов будущих частных наук. ќна возникла в античной философии, котора€ в умозри≠тельной форме, опира€сь на первичные наблюдени€ природных и об≠щественных €влений, стремилась решать вопросы об их сущности, ко≠торые могли быть окончательно решены только с по€влением экспери≠ментальных наук Ч физики, химии, биологии и др.

ќшибочно было бы думать, что умозрительный подход к реше≠нию таких вопросов (например, строени€ вещей) не дал никаких серь≠езных результатов: в русле этого философского подхода возникла, на≠пример, иде€ атомизма, котора€ позднее становитс€ одной из важнейших идей физики и химии. јнтичный материализм сыграл неоцени≠мую роль в подготовке будущего систематического конкретно-научно≠го исследовани€

— началом все более интенсивного развити€ естественных наук от философии УотпочковывалисьФ один вопрос за другим, одна от≠расль знани€ за другой. “ак, к физике и химии отходит проблема стро≠ени€ вещества. ¬ последней трети XIX в от философии отпочковыва≠етс€ экспериментальна€ психологи€ (1878-1879 гг.) ѕоэтому в среде естествоиспытателей возникает реакци€ на попытки идеалистической и особенно религиозной философии сохранить чрезмерно расширите≠льное Ч по меркам нового, естественнонаучного, мышлени€ толкова≠ние предмета и функций философии. ≈сли материализм XVII-XVIII вв., как уже отмечалось выше, позитивно воспринимал дух естествен≠нонаучного исследовани€ и оказал сильнейшее содействие развитию частных наук, расчищал дорогу дл€ развити€ науки, исследовал и обо≠сновывал ее методы, защищал науку от религии и идеализма, то иде≠ализм и религи€ первоначально оказались УзакрытымиФ дл€ научного мышлени€ и лишь позднее, особенно с конца XIX в, начали приспоса≠бливатьс€ к данным естествознани€, дава€ их извращенную интерпре≠тацию. Ётот процесс особенно широко развернулс€ в идеалистической и религиозной философии XX в

ѕоследней крупной классической попыткой чрезмерно расши≠рительного толковани€ предмета и функций философии послужила грандиозна€ философска€ система √егел€, котора€ впервые дл€ иде≠алистической философии весьма широко использовала материал всех основных отраслей естествознани€ того времени, но пыталась цели≠ком подчинить его цел€м обосновани€ и построени€ системы объекти≠вного идеализма. ‘илософи€ √егел€ выступала как Унаука наукФ, Уца≠рица наукФ, подчин€вша€ материал и логику частных наук идеалисти≠ческим философским схемам. “ак, следу€ логике Уотрицани€ отрица≠ни€Ф, действительной только в определенной сфере (забега€ вперед, скажем Ч в сфере всеобщих сторон действительности), √егель пытал≠с€ подогнать все конкретные частные процессы под схему УтриадФ ¬с€ природа жестко укладывалась им в триаду механики, физики и ор≠ганики. ¬есьма показательным дл€ гегелевского понимани€ предмета и роли философии €вл€етс€ объ€снение им звука как Укрика идеи, стесненной материейФ

 райней реакцией на чрезмерно расширительное, в услови€х Ќового времени, понимание предмета и роли философии €вилась кон≠цепци€ философского позитивизма, созданна€ в первой трети XIX в. ќ.  онтом (1798-1857) и развивавша€с€ далее ƒж. —. ћиллем (1806-1873), —пенсером (1820-1903) и другими. ќ.  онт утверждал, что философи€ как спекул€тивна€ (умозрительна€) наука не имеет права на существование, она целиком исключаетс€ системой частных, или положительных (позитивных), наук, не оставл€ющих места дл€ какой-либо особой науки о мире как целом. ѕо  онту, кажда€ наука Усама себе философи€Ф. –одоначальник позитивизма утверждал, что право на существование имеют только те науки, проблемы которых могут быть выражены на €зыке эксперимента и доступны эксперимен≠тальному решению ≈стественно поэтому, что все наиболее общие во≠просы, прежде всего основной вопрос философии, оказывались, по  онту, Уне имеющими смыслаФ, УпсевдовопросамиФ и, соответствен≠но, Уупраздн€лосьФ деление философских взгл€дов на материализм и идеализм. —уществование объективного мира за пределами человечес≠кого сознани€ не может быть сформулировано на €зыке эксперимента, не может быть доказано какими-либо экспериментами ѕозитивизм объ€вил себ€ надпартийной философией, сто€щей УвышеФ материали≠зма и идеализма

ќднако человеческое познание, в силу своей универсальной природы, неизбежно ставит основной вопрос философии, вопрос о сущности мира, человека, сущности и смысле человеческого сущес≠твовани€. ѕоэтому, как глубоко подметил Ёнгельс, если ученый пыта≠етс€ избавитьс€ от философии, он неизбежно попадает в плен к наи≠худшей философии У≈стествоиспытатели воображают, Ч писал Ён≠гельс,Ч что они освобождаютс€ от философии, когда игнорируют или бран€т ее. Ќо так как они без мышлени€ не могут двинутьс€ ни на шаг, дл€ мышлени€ же необходимы логические категории, то в итоге они все-таки оказываютс€ в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает фило≠софию, €вл€ютс€ рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских ученийФ[10]

ќтказыва€сь даже от постановки вопроса о существовании объ≠ективной реальности за пределами ощущений,  онт утверждал, что Упоследней реальностьюФ дл€ нас, в существовании которой мы убеж≠даемс€ из нашего опыта, €вл€ютс€ ощущени€. “аким образом, факти≠чески  онт становилс€ на позиции субъективного идеализма. ѕоско≠льку философский УвакуумФ требовал своего заполнени€,  онт возво≠дил в ранг философии наиболее развитую в то врем€ науку Ч механи≠ку (с соответствующими разделами математики) —убъективный иде≠ализм и механицизм Ч две главные отличительные черты классичес≠кого позитивизма.

— по€влением позитивизма в буржуазной философии возникает феномен скрытой партийности, когда идеализм выступает под при≠крытием €кобы УнейтральныхФ по отношению к материализму и иде≠ализму концепций.

„то остаетс€ в целом Уза вычетомФ частей?

Ќетрудно вы€вить основной ход мыслей  онта, приводивший его к отрицанию фи≠лософии как самосто€тельной науки: по мнению позитивиста, система частных на≠ук, отображающих мир по част€м, дает исчерпывающее и всеохваты≠вающее описание мира, не оставл€ющее места дл€ философии. Ѕудучи метафизиком и механицистом,  онт не понимал, что целое не сводит≠с€ к сумме частей: оно обладает такими целостными свойствами и за≠кономерност€ми, которые Уне схватываютс€Ф частными науками и со≠ставл€ют предмет особой науки Ч философии.

Ќаучна€ философи€ преодолевает обе крайние точки зрени€ на предмет и роль философии Ч чрезвычайно широкое и Унигилистичес≠коеФ истолкование последней. ќднако если перва€, антична€ концеп≠ци€ философии, с позиций научной философии, содержала большой рациональный смысл Ч высокую оценку роли философии в человече≠ском познании, то втора€, негативна€, представл€ла интерес скорее как чрезмерна€ крайность, недопустимое упрощение.

¬ первом приближении, сравнива€ философию с физикой, хи≠мией, биологией, историей и другими частными науками, предмет фи≠лософии можно определить как мир в целом и процесс его познани€. ќднако така€ оценка философии содержит крупную неточность: мир как целое изучаетс€ системой наук, включа€ философию. ѕоэтому правильнее предмет философии определить как наиболее общие (все≠общие) стороны (свойства, законы и т. д.) мира в целом и его позна≠ни€, или, иначе, как наиболее обща€ сущность мира и сущность со≠знани€, или сущность мира, сущность человека, место человека в ми≠ре, смысл и сущность его существовани€.

Ќетрудно пон€ть, что изложенное ранее понимание двух важ≠нейших вопросов философии содержит в себе совершенно определен≠ную и прозрачную концепцию предмета философии. ѕроблематика философии выражает предмет философии как науки.

»зложенным выше представлени€м о научной философии в наибольшей мере отвечает философи€ марксизма - диалектический материализм. ¬ыше отмечалось, что серьезное научное содержание в определенных пределах имеетс€ также в современной зарубежной фи≠лософии. ќднако нельз€ не заметить, что все течени€ современной за≠рубежной философии чрезмерно сужают предмет философии, свод€т его, например, к логике и €зыку науки (неопозитивизм), особенност€м научного знани€ и научных революций (постпозитивизм) и т.д. ѕреде≠льна€ широта и универсальность диалектического материализма были справедливо отмечены Ћ. √рэхэмом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1120 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

441 - | 413 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.