Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћенинский этап развити€ научной философии




Ќовый этап развити€ научной философии представлен в трудах Ћенина и его многочисленных последователей в нашей стране и за ру≠бежом. Ћенинский этап прин€то св€зывать с эпохой империализма, со≠циалистических революций, строительством социализма в р€де стран.

‘илософска€ теори€ мира и человека в этот период своего раз≠вити€ ищет и находит свой ответ, далеко не во всем безошибочный, на требовани€ времени, требовани€ измен€ющегос€ общества, научно-технического прогресса, развити€ естественных и социальных наук.

ќсновные черты марксистской философии на новом этапе раз≠вити€ были первоначально определены прежде всего новаторскими иде€ми Ћенина, изложенными им в трудах: У„то такое Удрузь€ наро≠даФ и как они воюют против социал-демократов?Ф (1894), УЁкономи≠ческое содержание народничества и критика его в книге г. —трувеФ (1894-1895), Ућатериализм и эмпириокритицизмФ (1908), Уќб отноше≠нии рабочей партии к религииФ (1909), У“ри источника и три состав≠ных части марксизмаФ (1913), У арл ћарксФ (1914), У‘илософские тетрадиФ (1914-1915), У√осударство и революци€Ф (1917), Уќ значении воинствующего материализмаФ (1922) и др.

Ќа этом этапе перед марксистско-ленинской философией сто€т четыре важнейшие задачи: дальнейшего развити€ философской тео≠рии, обосновани€ и участи€ в дальнейшей разработке научной полити≠ческой экономии и научного социализма, обобщени€ данных бурно развивающегос€ естествознани€ и других наук, обобщени€ опыта со≠циалистического строительства.

Ћенин и его последователи, растущее сообщество советских философов подн€ли марксистскую философию на новый теоретичес≠кий уровень. ќгромную роль в развитии марксистской философии сы≠грала революци€ в физике на рубеже XIX-XX вв. ќна началась с но≠вых великих открытий (электрона, радиоактивного распада, Удефекта массыФ, изменчивости массы), которые не могли быть объ€снены су≠ществовавшей физической теорией, имевшей своим фундаментом ме≠ханику Ќьютона. –еволюционные открыти€ в физике вызвали кризис старой физики, ломку ее пон€тий (породившую большие теоретичес≠кие трудности), поиск новой физической теории.

ѕоскольку физики и философы-немарксисты в своем подавл€≠ющем большинстве были знакомы только с механистическим и мета≠физическим материализмом, который отождествл€л материю с недели≠мыми атомами, а ее неотъемлемыми свойствами считал механичес≠кую массу, инерцию и непроницаемость, новые открыти€ в физике по-своему логично (с изложенных упрощенных философских позиций) были истолкованы как свидетельство несосто€тельности материализма вообще. Ућатери€ исчезлаФ - таков смысл выводов, сделанных частью физиков, составивших школу Уфизического идеализмаФ. “аким обра≠зом, кризис физической теории был тесно св€зан с кризисом фило≠софских основ физики. Ёти кризисы взаимно обусловливали и усили≠вали друг друга.  ризис философских основ физики заключалс€ в 1)


 

отказе от материализма и переходе к идеализму, 2) отказе от призна≠ни€ физической теории отображением объективной реальности, в пе≠реходе к агностицизму.

Ќачина€ с 70-х гг. XIX в. в среде буржуазных ученых получает распространение махизм Ч нова€ форма позитивизма, субъективного идеализма, основанна€ венским физиком и философом Ё. ћахом и швейцарским философом –. јвенариусом. ћах Ч крупный физик, не≠мало сделавший дл€ подготовки новой общей физической концепции Ч теории относительности. Ётим во многом объ€сн€етс€ и известна€ попул€рность его философии. ќтказыва€сь от материализма, школа Уфизического идеализмаФ переходит на позиции ћаха и јвенариуса. ќна истолковывает новые открыти€ в физике в качестве свидетельства в пользу понимани€ мира как совокупности элементов опыта, элемен≠тов мира. ћах за€вил об открытии им Уподлинных элементов мираФ, которые не €вл€ютс€ ни материей, ни духом ћахизм, как теори€ Уэле≠ментов мираФ, согласно ћаху, преодолевает устаревшее противопо≠ставление материализма и идеализма, становитс€ выше партий в философии.

ѕосле поражени€ первой русской революции 1905-1907 гг. воз≠никает кризис революционного движени€, делаютс€ попытки ревизо≠вать марксизм УслеваФ и УсправаФ. Ётот кризис вызвал распростране≠ние махизма и в среде социал-демократии, как среди меньшевиков, так и среди большевиков. ¬ среде социал-демократии махизм (ј. ј. Ѕогданов, ¬. ј. Ѕазаров, ј. ¬ Ћуначарский и другие) выступал как ре≠визи€ философии марксизма и философска€ основа ревизии марксиз≠ма в целом, его теории и практики.

¬ новых исторических услови€х необходимо было творчески развить марксистскую философию, подн€ть ее на качественно новый уровень на основе обобщени€ данных революции в естествознании, подвергнуть критике попытки ревизии марксистской философии, мар≠ксистской теории в целом. Ёти задачи были решены Ћениным в книге Ућатериализм и эмпириокритицизмФ (1908)

¬ своем главном философском труде Ћенин подверг критике махизм, на основе убедительной аргументации показал несосто€тель≠ность махизма, субъективного идеализма вообще, разработал диалектико-материалистическое объ€снение новых открытий в физике. Ће≠нин вы€снил причины кризиса физики и ее философских основ, наме≠тил пути выхода физики из кризиса, дал глубокую трактовку марксистского пон€ти€ материи, сформулировал его научное определение

 нига Ућатериализм и эмпириокритицизмФ, содержаща€ то ос≠новное, что мы св€зываем с ленинским вкладом в развитие диалекти≠ческого и исторического материализма, требует специального глубо≠кого изучени€ и.конспектировани€. ¬ пособии мы ограничимс€ поэтому, после данной выше краткой характеристики ее содержани€, еще несколькими замечани€ми об узловых положени€х книги.

÷ентральное место в ленинских теоретических разработках, представленных в Ућатериализме и эмпириокритицизмеФ, занимает анализ пон€ти€ материи, который дан в таком виде впервые в фило≠софской науке.   этому анализу мы еще вернемс€ в последующих раз≠делах пособи€.

¬есьма важно, далее, вы€снить основные аргументы, выдвига≠емые Ћениным против махизма, в обоснование материализма. Ёти ар≠гументы можно условно разделить на УнегативныеФ Ч анализ р€да со≠физмов, с помощью которых строитс€ махизм, субъективный иде≠ализм вообще, и УпозитивныеФЧанализ пр€мых доводов в пользу ма≠териалистической философии. ѕозитивные аргументы Ћенин вводит с помощью Учрезвычайно €довитыхФ дл€ махизма, по его выражению, вопросов: У—уществовала ли природа до человека?Ф, Ућыслит ли че≠ловек при помощи мозга?Ф и У—уществует ли объективна€ истина?Ф. »спользуемые Ћениным позитивные аргументы представл€ют собой совокупные данные естественных наук, общественно-исторической практики

«амечательной чертой ленинского анализа открытий в физике €вл€етс€ глубокое проникновение в сущность физической теории и физических открытий, на основе чего Ћенин дал гениальную оценку происход€щей в естествознании революции, предсказал пути выхода из кризиса, сформулировал глубокое заключение о неисчерпаемости электрона. ѕри этом Ћенин, прекрасно схватив суть физических от≠крытий и теоретических последствий, не вторгалс€ в решение специ≠фических вопросов физической теории как таковой

УЁлектрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконеч≠наФ1, Ч писал Ћенин. ¬ наше врем€ р€д крупных физиков мира писа≠ли о том, что гениальное предсказание Ћенина о неисчерпаемости электрона целиком подтвердилось современной физикой. ћысль о не≠исчерпаемости электрона Ч еще одно из про€влений огромного твор≠ческого объ€снительного потенциала марксистской философии, ее способности эффективно вли€ть на развитие науки и практики.

Ћенин показал, что суть событий в физике заключаетс€ в обна≠ружении новых форм объективной реальности. Ућатери€ исчезаетФ Ч это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже... –азрушимость атома, изменчивость всех форм материи и ее движени€ всегда были опорой диалектическо≠го материализмаФ[8].

¬ результате ленинской критики махизм вскоре практически ис≠чезает в среде социал-демократии и в буржуазной философии.

¬ последние дес€тилети€, ознаменовавшиес€ крупными успеха≠ми в изучении строени€ элементарных частиц, книга Ућатериализм и эмпириокритицизмФ была высоко оценена ведущими физиками совре≠менности, за€вившими, что предвидение Ћениным неисчерпаемости электрона было поистине гениальным. ѕо словам великого физика со≠временности ј. Ёйнштейна, он был потр€сен силой диалектического мышлени€ Ћенина.

Ћауреат Ќобелевской премии —.‘. ѕауэлл, которому принадле≠жит открытие р€да элементарных частиц, в опубликованной в 1969 г работе писал: УЌедавно € вспомнил поразительное замечание, сделан≠ное Ћениным в книге Ућатериализм и эмпириокритицизмФ, когда электрон был единственной известной элементарной частицей ¬ то врем€ как весь научный мир считал, что существуют лишь неизмен€≠емые частицы, Ћенин сказал, что электрон неисчерпаемФ.

Ѕольшой вклад в развитие научной философии Ћенин внес в со≠вокупности конспектов и набросков, опубликованных в его сочинени≠€х под общим названием У‘илософские тетрадиФ.

—тать€ Уќ значении воинствующего материализмаФ €вл€етс€ по существу философским завещанием Ћенина, в котором он подчерки≠вал необходимость глубокой разработки материализма и диалектики, обобщени€ данных естествознани€ (включа€ открыти€ на рубеже XIX-XX вв., теорию относительности ј. Ёйнштейна - одного из Увели≠ких преобразователей естествознани€Ф), использовани€ всего фило≠софского наследи€ прошлого (в частности диалектики √егел€), фило≠софского обосновани€ естествознани€ (без которого никака€ наука не может выдержать Унатиска буржуазных идей и восстановлени€ буржу≠азного миросозерцани€Ф'), борьбы с идеализмом и метафизикой, бур≠жуазным мировоззрением.

ѕосле смерти Ћенина марксистска€ философи€ развивалась растущим сообществом советских и зарубежных философов. Ќаучна€ философи€ стремилась к творческому решению новых проблем об≠щественного развити€, естественных и социальных наук. ќднако с приходом к руководству партией и страной ».¬. —талина и его группы постепенно ленинска€ концепци€ социализма, включавша€ в качестве весьма важного компонента стратегию Ќэп, ленинска€ модель соци≠ализма подмен€ютс€ сталинской моделью Уогосударствленного соци≠ализмаФ. √лавным недостатком этой модели была существенна€ недо≠оценка товарного производства (УрынкаФ) и его законов.

ћаркс в У апиталеФ и других трудах убедительно обосновал идею закономерного и необходимого перехода капитализма в более высокое, коммунистическое общество. Ётот переход должен был про≠изойти вследствие развити€ человеческого труда, производительных сил, постепенного вырождени€ и исчезновени€ товарного производс≠тва (УрынкаФ). Ћенин открыл возможность неклассического (в отличие от описанного ћарксом УклассическогоФ) пути перехода к новому об≠ществу, когда еще не полностью сложились экономические предпо≠сылки перехода к социализму. ƒл€ этого, по мысли Ћенина, необходи≠мо было дать возможность товарному производству и, следовательно, частной собственности, капиталистическому сектору Удоразвитьс€Ф в услови€х советской власти, исчерпать свой потенциал развити€. Ёту цель и преследовала введенна€ Ћениным политика Ќэп, Ћенин отме≠чал, что политика Ќэп - Увсерьез и надолгоФ. ќднако —талин и его группа свернули Ќэп преждевременно, не позволив товарному произ≠водству и частной собственности полностью реализовать свой потенциал.

—талинска€ модель социализма включала также чрезмерную централизацию управлени€ жизнью общества, что неизбежно породи≠ло рост бюрократизма. „резмерна€ централизаци€, трудности разви≠ти€ страны подготовили возникновение культа —талина, нарушени€ со≠циалистической законности, выразившиес€ в необоснованных репресси€х.

 ульт личности, враждебный самому духу марксизма, оказал отрицательное воздействие на развитие отечественной философской мысли, привел к существенным наслоени€м догматизма. ѕоследний €вилс€ одной из причин ошибочкой критики, €кобы с позиций науч≠ной философии, современной генетики, кибернетики, даже теории от≠носительности (вопреки высокой оценке взгл€дов Ёйнштейна Ћени≠ным). –азумеетс€, вли€ние культа личности на могло подавить творче≠ского духа научной философии. ѕосле осуждени€ культа личности и его последствий XX съездом  ѕ—— (1956) советска€ философска€ на≠ука быстро освобождаетс€ от догматических наслоений и добиваетс€ весьма существенного прогресса в обобщении данных современной науки и общественного развити€.  рупные теоретические результаты были получены в осмыслении философских проблем современной ма≠тематики, физики, химии, биологии, космологии, генетики, кибернети≠ки, психофизиологии и психологии, синергетики и других наук. ¬аж≠ным достижением советской философской мысли был переход к раз≠работке развернутой системы категорий научной философии, анало≠гичной системе категорий √егел€, но построенной на принципах науч≠ной философии.


 . ѕоппер: XX век - век ћаркса и ‘рейда

ƒостижени€ советской философской науки получили признание в мировой философс≠кой науке. “ак, известный американский философ профессор ћассачусетского “ех≠нологического института Ћ. √рэхэм пишет: У—овременный советский диалектический материализм €вл€етс€ впечатл€ющим интеллектуаль≠ным достижением....ѕо универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объ€снение природы не имеет равных среди современных систем мысли. ¬ самом деле необходимо было бы вернутьс€ на несколько веков назад, к аристотелевской схеме мирово≠го пор€дка или к картезианской механической философии, дл€ того чтобы найти такую систему, основанную на самой природе, котора€ могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развити€ или целостности строени€....Ќаиболее характерна€ функци€ диалектического материализма в —оветском —оюзе вытекает из все≠объемлющего характера его концепции и тесной его взаимосв€зи с со≠временной научной теориейФ[9].

¬месте с тем в развитии отечественной философской мысли имелись существенные недостатки. «начительно слабее, чем диалекти≠ческий материализм, развивалась социальна€ философи€. ќдним из коренных ее пороков было весьма слабое использование политико-экономической теории. — нашей точки зрени€, отечественна€ фило≠софска€ мысль медленно осуществл€ла переход к новой форме науч≠ной философии, современной форме диалектического материализма, что св€зано с определенной недооценкой фундаментального уровн€ философской теории.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1170 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

452 - | 378 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.