Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность коренного скачка в философии




—ущность происшедшего с возникновением марксизма перево≠рота в философии можно свести к трем узловым моментам, коренному изменению социально-классовой природы философии, по€влению науч≠ной философии, коренному изменению социальной функции философии.

ћы уже отмечали, что марксизм возникает как философи€ наи≠более последовательного революционного класса Ч пролетариата. —о≠держание, смысл и социальна€ направленность новой философии пре≠допредел€етс€ поэтому социальной природой рабочего класса, заинте≠ресованного в переходе к высшей ступени общественного развити€ Ч бесклассовому обществу, основанному на свободном развитии каждо≠го индивида ¬ природе рабочего класса переплетаютс€ общечеловече≠ские и собственно классовые черты. ¬ажнейша€ особенность социаль≠ной природы рабочего класса заключаетс€ в том, что общечеловечес≠кое содержание выражено в ней наиболее полно. »ными словами, ос≠новные классовые интересы пролетариата совпадают с общечеловече≠скими интересами общественного прогресса.

–азумеетс€, общечеловеческие тенденции и интересы представ≠лены во всех классах буржуазного общества ќднако, поскольку* толь≠ко рабочий класс и примыкающие к нему общественные слои непо≠средственно заинтересованы в революционном преобразовании об≠щества, а непосредственные классовые интересы буржуазии св€заны с сохранением общества прибавочной стоимости и эксплуатации, имен≠но рабочий класс €вл€етс€ главным носителем общечеловеческих ин≠тересов общественного развити€. ќбщечеловеческое в положении и рота буржуазии св€зано прежде всего с тем, что заинтересованна€ в извлечении прибавочной стоимости Ч основного источника своего существовани€ буржуази€ должна всемерно содействовать научно-техническому прогрессу, который приводит к дальнейшему обобщес≠твлению труда, росту процессов УсоциализацииФ в рамках капитализ≠ма, развитию коллективной частной собственности и благодар€ этому объективно способствует социальному прогрессу, переходу капита≠лизма в коммунистическую формацию. ќднако основные классовые интересы пролетариата непосредственно совпадают с обшечетовеческими, а в де€тельности буржуазии общечеловеческое реализуетс€ во≠преки ее основным непосредственным классовым интересам.

≈динство общечеловеческого и классового в природе и интере≠сах рабочего класса определ€ет предельную УоткрытостьФ философии марксизма дн€ объективной истины, дл€ аккумул€ции всех общечело≠веческих духовных ценностей —оциально-классова€ природа пролета≠риата, следовательно, создает предельно широкую объективную уста≠новку, предопредел€ющую научный характер его философии.

Ёта установка в значительной мере была деформирована в по≠следние дес€тилети€ под вли€нием сталинской модели социализма, в основном реализованной в нашей стране. ¬ насто€щее врем€ широка€ общечеловеческа€ основа марксистской философии, тесно св€занна€ с четкой и последовательной классовой позицией, приобретает реша≠ющее значение.

Ќаучность философии марксизма заключаетс€ в том, что она в принципе правильно и окончательно решила важнейшие философские вопросы, которые уже не могу г быть решены иначе, каким-либо иным альтернативным способом ћарксистска€ философи€ создала в принципе верные пон€ти€ материи и развити€, окончательно решила ос≠новной вопрос философии в пользу материализма, сформулировала объективно верную концепцию законов развити€ и т. д.

Ќаучность марксистской философии отнюдь не означает, что домарксистска€ и современна€ буржуазна€ философи€ полностью ли≠шены какого-либо научного содержани€. ћарксистска€ философи€ стремитс€ использовать все элементы научного подхода, заложенные в предшествующей и современной буржуазной философии “ак, в не≠опозитивизме и постпозитивизме имеетс€ немало ценного в решении средних и частных по уровню общности вопросов философии, напри≠мер, в исследовани€х €зыка и логики науки, смены научных концеп≠ций или УпарадигмФ.

ѕарадокс ќднако утверждение о научности марксистской фило-
научности софии вплотную подводит нас к трудно разрешимой
проблеме: если марксистрка€ философи€ научна, т. е. правильно и окончательно решила важнейшие философские вопросы (а
какой еще смысл можно вложить в утверждение о научности?), то способна ли
она к дальнейшему существенному развитию!

Ќетрудно заметить, что мы встречаемс€ с парадоксом научно≠сти: если философи€ научна, то она не способна к дальнейшему суще≠ственному развитию и, следовательно, мертва и бесполезна дл€ разви≠вающейс€ науки и жизни; если, напротив, она способна к существен≠ному (а не УкосметическомуФ) прогрессу, то необходимо признать, что она не решила своих важнейших вопросов и, следовательно, ненаучна по определению.

¬опрос как возможно развитие научной философии, или как возможна научна€ развивающа€с€ философи€, мы пока оставим в сто≠роне. «аметим только, что вопрос этот Уидет дальшеФ, он по существу скрывает за собой уже поставленный ранее вопрос как вообще воз≠можно действительное научное воззрение на бесконечный мир. Ћегко пон€ть, что при первом, с позиций обычного Уздравого смыслаФ, под≠ходе напрашиваетс€ вывод, что научна€ философи€, научна€ концеп≠ци€ сущности бесконечного мира вообще невозможна, поскольку бес≠конечный мир всегда превосходит любые мерки, которые мы к нему прилагаем как конечные существа, располагающие ограниченными сведени€ми о мире. Ћюбой взгл€д на мир с изложенных позиций €вл€≠етс€ заведомо неполным и неверным.

Ќаучность философии, обусловленна€ ее социально-классовы≠ми корн€ми, в свою очередь приводит к коренному изменению соци≠альной функции философии. —мысл этого изменени€ хорошо выражен в одиннадцатом тезисе ћаркса о ‘ейербахе. ћаркс писал: У‘илософы лишь различным образом объ€сн€ли мир, но дело заключаетс€ в том, чтобы изменить егоФ1.

Ётот тезис нельз€ понимать слишком буквально и пр€молиней≠но. ћаркс отнюдь не отрицал огромную активность, нередко револю≠ционную роль материалистической философии прошлого в общес≠твенном развитии. ќн показал, например, что материализм ‘. Ѕэкона стоит у истоков современного естествознани€. ћаркс и Ёнгельс отме≠чали переворот в умах, произведенный французским материализмом XVIII в., предшествовавший ¬еликой французской буржуазной рево≠люции. ќднако весь предшествующий материализм, не €вл€€сь науч≠ным, неспособный открыть законы общественного развити€, не был действительно научным руководством в практическом изменении ми≠ра. Ќаучна€ философи€ становитс€ теоретическим руководством прак≠тического преобразовани€ мира.

≈сли донаучна€ философи€, активно и даже революционно вли≠€€ на жизнь, не могла предсказать действительного пути общественно≠го развити€ и поэтому результаты общественного развити€ весьма за≠метно расходились с замыслами философов (Уцарство разумаФЧцарс≠тво голого чистогана), то научна€ философи€, предсказыва€ по€вление социализма, получила пр€мое и непосредственное практическое под≠тверждение этого предвидени€. ¬озникшие при этом расхождени€ теории и практики, св€занные с деформаци€ми социализма, не опро≠вергают, а подтверждают материализм и диалектику, ибо деформации социализма были обусловлены не сутью диалектического и историчес≠кого материализма, а ее искажени€ми.

–аскрыва€ революционное значение научной философии в пре≠образовании общества, ћаркс писал: Уѕодобно тому как философи€ находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружиеФ[5].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1119 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

321 - | 272 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.