Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«акономерный характер научной философии




»стина - цель вс€кого человеческого познани€. ќсновное на≠правление более чем двухтыс€челетнего развити€ 'философии - пости≠жение истины, движение к научному объ€снению мира и человека, движение к научной философии.

¬ период с XV по XIX в. возникает научное объ€снение различ≠ных областей природы, формируютс€ естественные науки - математи≠ка, физика, хими€, биологи€ и др. ‘ормирование научного мышлени€ - важнейшее достижение человеческого интеллекта. ¬озникновение и развитие научного мышлени€ происходило при мощном воздействии материалистической философии как высшего выражени€ реалистичес≠кого способа понимани€ мира. ќднако формирование научного фило≠софского мышлени€ происходило со значительным отставанием от частных наук, научного мышлени€ в частных област€х знани€.

 ритерии научности

¬ зрелой науке XIX в. были вы€снены основные критерии научности, научного мышлени€. »сход≠ным из них считаетс€ наличие достаточной эмпири≠ческой базы, полученной путем наблюдений и экспе≠риментов. Ќаучными могут быть только те положени€, которые полу≠чены на основе достаточно широкой фактической основы. ‘акты -воздух ученого.

¬торым критерием выступает существование адекватного изу≠чаемой действительности научного метода сбора и обобщени€ эмпи≠рического материала, который включает в себ€, в качестве общенауч≠ного компонента, л огику. ядром вс€кого научного метода выступает принцип объективности, объективно-реального подхода к познанию действительности. Ћогический строй научного мышлени€ включает в себ€ доказательность, наличие доказательств научных утверждений, теорий в целом. ¬ состав научного метода входит также введенный еще ƒекартом принцип конструктивного сомнени€.

“ретьим важным критерием научности €вл€етс€ возможность практической проверки теоретических представлений.  ак было пока≠зано научной философией (1845), конечным критерием истины может служить ли шь успех общественно-исторической практики..

”же философи€ ¬озрождени€, в противоположность религиоз≠ной средневековой философии, в не€вной форме обсуждает требова≠ние научного подхода, или объективности, к философскому познанию »де€ объективности, или научности, усиливаетс€ в материализме XVII-XVI11 вв., сыгравшем, как известно, весьма существенную роль в формировании науки ¬ философии  анта и √егел€ задача создани€ научной философии ставитс€ уже в достаточно €вном виде. ’арактер≠но название одной из работ  анта - Уѕролегомены ко вс€кой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве наукиФ (1783).

ќднако в философии критерии научности оказываютс€ несрав≠ненно более сложными, чем в естествознании. Ёто объ€сн€етс€ боль≠шей сложностью предмета философского знани€. ‘илософи€ призва≠на научно объ€снить не какую-либо частную область мира или челове≠ческою существа, а сущность мира как целого, сущность человека, его место в мире, смысл существовани€. ≈е эмпирический материал охватывает не отдельные частные области действительности, а мир в целом, включа€ человека. ќсобую сложность критери€м научности в философии придает то, что философи€ должна отобразить всеобщие свойства и законы бесконечного мира. ‘илософи€ - это предельное знание о мире и человеке, она УработаетФ на пределах возможностей человеческого мышлени€ и €зыка.

ѕопытка осознани€ специфики критериев научности филосо≠фии привела в немецкой классической философи€ XVIII-XIX вв. к раз≠личным результатам. ≈сли дл€  анта проблема конечности или беско≠нечности оказалась неразрешимой и послужила источником его агно≠стицизма, т.е. убеждени€ в непознаваемости сущности объективного мира, то √егель считал проблему бесконечности разрешимой на осно≠ве признани€ мира выражением бесконечной логической идеи, позна≠ющей самое себ€. ќднако, как было показано ранее, логическа€ иде€ √егел€ неминуемо оказывалась конечной, что приводило к крушению всей философской конструкции √егел€. ќбъективный идеализм Уне выдерживалФ пон€ти€ бесконечности. Ћ. ‘ейербах сделал весьма важ≠ный шаг вперед, обосновав необходимость возврата к материализму. ќднако, утратив полностью диалектику √егел€, он фактически закрыл себе дорогу к созданию научной философии.

¬с€ длительна€ истори€ развити€ мировой философской мысли, человеческого познани€ в целом свидетельствует о том, что высшей формой философии, т.е. научной философией могла стать только предельно реалистическа€ философи€, философи€ материализма. ƒругие формы философской мысли пришли к непреодолимым трудност€м и неразрешимым парадоксам. ¬ажнейший урок истории человеческой мысли, выразившийс€ в крахе грандиозной гегелевской философской


 

системы, заключалс€ в том, что идеализм в его самой развитой и изощренной форме оказывалс€ неспособным объ€снить мир и челове≠ка. ќ том же свидетельствует опыт развити€ западной философской мысли XX в., котора€ в конечном счете в той или иной форме пришла к идее реалистической философии.

»стори€ философской мысли показала также, что действитель≠но реалистическа€ философи€ должна быть диалектической. “аким образом, научна€ философи€ должна была представл€ть собой высший синтез материализма и диалектики, вернее, материализм, включив≠ший в себ€ диалектику.

“акой синтез, произведенный на основе обобщени€ данных фундаментальных наук середины XIX в., удалось осуществить  . ћар≠ксу и ‘. Ёнгельсу - создател€м диалектического материализма.   сходным философским иде€м, хот€ и в значительно менее совершен≠ной форме, пришли р€д других мыслителей, в особенности ». ƒицген, сформулировавший диалектический материализм независимо от ћар≠кса и Ёнгельса и даже независимо от √егел€.

ѕеред дальнейшим изложением напомним, что сам характер на≠учной философии и вообще научного знани€ требует творческого и, следовательно, критического осмыслени€ предлагаемых положений и трактовок. Ќаучный характер диалектического материализма  . ћар≠кса, ‘ Ёнгельса, ¬.». Ћенина в современной –оссии оспариваетс€ р€≠дом де€телей Уновой волныФ. ƒругие отечественные философы, высо≠ко оценива€ положени€ диалектического материализма, в то же врем€ считают его пройденной ступенью современной философской мысли и ведут поиск новой формы научной философии. ¬се дальнейшее из≠ложение будет построено, как и ранее, не в стиле догматического на≠в€зывани€ Убезусловных истинФ, а максимально доказательно. јвтор пособи€ видит свою задачу в том, чтобы по каждому важному вопросу философии рассмотреть важнейшие точки зрени€, из которых чита≠тель должен сделать самосто€тельный выбор наиболее обоснованной. –азумеетс€, автор занимает при этом вполне определенную философс≠кую позицию. ¬рем€ бездумного Уусвоени€Ф готовых философских ис≠тин прошло, если вообще когда-либо существовало.


 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1160 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

355 - | 278 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.