Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ак рождаютс€ актеры.  ол. монографи€//ѕод ред. ¬. ћ. ‘ильштиского, Ћ. ¬. √рачевой. —ѕб.: —ќ“»—, 2001




 

 

Ђ„увственникиї все принимают на веру, у них получаетс€ или не получаетс€ вне зависимости от понимани€ или комментариев. ≈сли не получаетс€, готовы повтор€ть упражнение снова и снова, вер€, что Ђзр€ї делать не застав€т.

≈сть треть€ группа студентов Ч Ђхалтурщикиї. ќни быстро сообра≠жают, что нужно говорить в анализе упражнени€ после выполнени€, как должны выгл€деть в процессе выполнени€, и делают вид, что честно вы≠полн€ют упражнение, играют в хороших студентов. я их не разоблачаю.

ѕусть себе играют. ”пражнение все равно действует на них, хот€т они этого или нет. “олько требуетс€ посто€нное внимание, потому что они Ђиграютї только на зрител€ Ч на мен€.

ќтрывки из дневника тренера за третий курс

я не стала исправл€ть или редактировать старые дневники; некото≠рые упражнени€ изменились или уточнились, изменились какие-то соб≠ственные представлени€, но они не нос€т характер Ђглобальныхї изме≠нений, так или иначе, последующее продолжает предыдущее. ѕоэтому посмотрим, как все развивалось.

04.11.93

ѕроблемы обучени€ (по результатам контрольного урока 03.11:93. ј. ѕ. „ехов Ђ“ри сестрыї).1

—в€зь техники и живого существовани€, речи и тела.

—осредоточение перед выходом на площадку. Ќа чем должен сосре≠доточитьс€ актер? „то включает актерский организм?

»х ответы: X. Ч темный коридор, пустота; ». Ч точное представле≠ние о человеке, которого играю, знать его прошлое и предшествующее событие; Ћ. Ч костюм, обувь, растрепана, очки ќльги ѕрозоровой; ƒ. Ч точна€ логика поведени€, почему села, встала, поставила свечу; 3. -точный рисунок роли, мизансцены.

ѕоследующий комментарий написан спуст€ восемь лет. “огда X. было сделано замечание о фактическом отсутствии индивидуальной на≠стройки перед выходом на площадку. ѕотом, помните, € писала о его подготовке к роли  алигулы, когда он уже стал актером, у него по€ви≠лись иные методы и упражнени€, но, должна признать, что теперь € оце≠ниваю его Ђтемный коридорї иначе. ќн сумел открыть дл€ себ€ сам не≠обходимость ухода от рационального осознани€ роли, от бытового само≠чувстви€, от Ђсредненормальногої воспри€ти€. ќтметим также, что его „ебутыкин был уже тогда, на контрольном уроке, очень убедителен, несмотр€ на трудность этой роли дл€ молодого человека.

ѕремьера спектакл€ Ђћилые мои сестрыї состо€лась в сент€бре 1995 г.

05.11.93

–азминка: звук Ђз-з-зї послать в голову, в плечи, в руки до кистей, вниз, в ноги. –ывком, помогать телом выбрасывать звук из рук, из ног, из макушки. «вук громче, движение сильнее, до крика с выбросом тела вверх.

ƒыхание в разных температурных (погодных) обсто€тельствах: мо≠роз, ливень, жара на пл€же, бан€, под душем. ѕереключение дыхани€ по хлопку ведущего. Ќе играть Ђпогодуї, только вспомнить дыхание. –итм переключени€ увеличивать. Ћегче переключатьс€ в полюсные об≠сто€тельства Ч из жары в мороз и т. д. “руднее из 10∞— в 15∞—. “рени≠ровать тонкие ощущени€ погоды.

“анцевать сквозное действие отрывка. „елкаш у 3. получилс€, убе≠дительное пластическое выражение, опробованное собственным телом, делает разбор более пон€тным, чем проговаривание обсто€тельств, дей≠стви€ и т, д. ќднако у Ў., танцевавшего Ќехлюдова, не получилось, скис, организм не отозвалс€, Ђне завелс€ї, ритмы отрывка не намети≠лись. ¬. ћ. предложил упростить задание Ч танцевать одно событие.

06.11.93

ѕлан.

«аставить звучать плечо, кисть руки, икру через упражнение Ђ«ву≠чащее телої.

ƒышать Ђприслушива€сьї, Ђвзбира€сь в горуї, Ђвход€ в водуї (холод≠ную, гор€чую).

ќтстучать ритм событий в отрывке (ногами, руками, на барабанах).

Ѕыло. Ёнергетический круг. √рупповое дыхание со звуком Ђж-ж-жї.  руг разнесло, разорвало, разбросало участников. ѕочувствовали наэлектризованность тела. Ћежа на полу, отправить звук в руки, чтобы наэлектризовались кончики пальцев до покалывани€. ” многих ощути≠мо согрелись пальцы, чувствовалось острое покалывание. 3. сказал, что чувствует, как звук Ч энерги€ Ч тепло застревают в кистевом суставе, они даже заболели. ” ћ. заболел послеоперационный шов. ѕродолжа≠ем звучать, отправл€€ звук в голову, в ноги, источа€ звук из всех пор тела. ” большинства студентов ощутимо вибрировали все мышцы (икры, живот, предплечь€). Ёто упражнение мы делаем с первого курса, поэто≠му острый физиологический эффект получаетс€ почти у всех. ѕосле выполнени€ упражнени€ ощущаетс€ прилив энергии, легкость и свобо≠да в теле, Ђосвобождение мозговї.

÷ель упражнени€: увеличение энергетики, общего мышеч≠ного тонуса, очищение каналов дл€ прохождени€ энергетического им≠пульса, установление св€зи между физическим и психическим, сн€тие хронических мышечных напр€жений.

ѕродолжаем лежать на полу и Ђжужжатьї, увеличива€ ритм дыха≠ни€ по моей команде до очень быстрого. Ёто вызывает головокружение и легкое оцепенение в мыщцах. ƒышим так три минуты. ѕосле этого тело как бы тер€ет вес, а внимание, кажетс€, не способно удержать ни одного объекта. «адаю общий объект Ч голубое небо, прошу видеть на внутреннем экране голубое небо. Ћегкость и невесомость тела позвол€≠ют почувствовать себ€ в небе. ћыслей нет. –асслабление полное. ƒыха≠ние очень легкое (почти Ђпрекращаетс€ї).

ƒалее предлагаю Ђдышать в обсто€тельствахї: прислушива€сь, под≠слушива€, вслушива€сь. Ќачать с дыхани€, тело подключаетс€ в этом случае само. ¬ упражнени€х Ђна пам€ть физических действий и ощуще≠нийї студенты часто начинают с тела, то есть вспоминаютс€ в первую очередь штампы и стереотипы поведени€ тела в данных обсто€тель≠ствах, в этом же случае тело включаетс€ непроизвольно, оно слишком расслаблено, чтобы Ђприбавл€тьї поведение.

“ретье упражнение не сделано, не успели. Ќа разминку мы обычно отводим один час.

13.11,93

ѕлан. Ђ лубок нитокї. —есть на корточки, сгруппироватьс€.  у≠вырки в разных направлени€х, как будто разматываетс€ клубок ниток. ’ороша€ разминка позвоночника, чередование напр€жени€ и расслаб≠лени€.

¬стать, преодолева€ усталость, при помощи стихотворени€. –егул€≠тор усилий Ч звук. ≈сть только одна сила Ч звук, он поднимает тело,

дает энергию.

Ѕыло. ¬ качестве общего стихотворени€ была предложена строчка из песни ¬. ¬ысоцкого Ђ—он мне Ч желтые огниї. ≈е можно было повто≠р€ть сколько угодно или читать стихотворение дальше. ѕервое упраж≠нение приводит к естественному головокружению, усталости, т€жести. ѕосле него действительно трудно встать. —трочка из песни, собствен≠ный голос станов€тс€ Ђрычагомї дл€ воли. —тих Ч это внутренн€€ речь, сказанна€ другими словами, как молитва, заклинание, которые повто≠р€ютс€ снова и снова.

16.11.93

ѕлан. «акройте глаза, вспомните, кого сегодн€ нет, выберите себе партнера из присутствующих, вспомните, во что он одет, как он выгл€≠дит сегодн€, о чем вы говорили в последний раз, где он находитс€ сейчас (в каком месте аудитории), повернитесь к нему лицом. ќткройте глаза. ѕопытайтесь пон€ть, кого выбрал ваш избранник. ѕостарайтесь, чтобы он пон€л, что вы выбрали его. ѕодойдите к нему, всмотритесь в его лицо, нужно увидеть то, чего раньше не замечал. —кажите ему что-то глазами.

Ѕыло. Ќачала Ђсосредоточениеї с более раннего времени Ч с зан€≠тий оркестром. ќни были подробны в следовании по времени. я торопи≠лась и заставл€ла перескакивать к следующим известным мне общим моментам. Ётого делать нельз€, концентраци€ внимани€ уменьшаетс€. ƒалее, когда все дошли до насто€щего момента, попросила с точностью до деталей вообразить картинку аудитории: кто где стоит, в чем одет и т. д.

«атем попросила с закрытыми глазами выбрать себе партнера и по≠звать его к себе без слов и жестов, без движени€, только мыслью. —леду≠ющее усложнение заключалось в том, что они должны были отправить≠с€ к выбранному партнеру с закрытыми глазами, не сталкива€сь, чув≠ству€ тех, кто находитс€ р€дом. —овпали в выборе и нашли друг друга с закрытыми глазами три пары. ќстальные соединились, открыв глаза. ѕоследн€€ часть упражнени€ Ч сказать что-то без слов, глазами Ч по≠лучилась почти у всех. ѕричина этого, видимо, в предшествующей дли≠тельной концентрации внимани€.

18.11.93

ѕлан. Ђ—н€ть резиновый скафандр, охватывающий все телої. Ђ«ву≠чащее телої.

Ѕыло. ”пражнение Ђ—н€ть резиновый скафандрї не дает достаточ≠ного напр€жени€, и поэтому последующего насто€щего расслаблени€ не наступает. Ёто пример того, как подлинное напр€жение всех групп мышц замен€етс€ Ђигройї Ч предлагаемыми обсто€тельствами. —ту≠денты начинают Ђискать преп€тстви€ї и делать вид, что им трудно, вме≠сто насто€щего труда напр€жени€ мышц. ”пражнение тер€ет смысл. Ќужно называть вещи своими именами. Ќапр€гать последовательно группы мышц до изнеможени€, слушать ощущени€ в теле. »наче полу≠чаетс€ Ђпам€ть физических действийї в худшем варианте Ч с показом результата и без ощущений.

ƒобавила упражнение на напр€жение ЂЁлектрический токї: все группы мышц последовательно, начина€ с кистей, включаютс€ в Ђэлект≠рическую сетьї Ч кисти, до локтей, предплечь€, плечи и ше€, голова, до по€са, до колен, все тело. Ќа каждую добавленную группу мышц выде≠л€етс€ одна минута Ђбиени€ токомї. ќбщее врем€ выполнени€ Ч 6 ми≠нут. ѕосле этого упражнени€ расслабление полное, возникает ощуще≠ние, что позвоночника нет. ¬се упали на пол.

Ђ«вучащее телої получилось у тех, кто не ленилс€ в расслабленном состо€нии управл€ть звуком Ч в голову, в плечи, в ноги и т. д. —тудент≠ка Ћ. стала помогать себе руками Ч продвигать звук по телу из солнеч≠ного сплетени€ в живот, из живота в ноги. ќна говорила, что вместе со звуком Ђпродвигает по телу поток энергииї.

Ђ’алтурщикиї не звучали, не пытались отдатьс€ заданию. я думаю, зажатые плечи ё. Ч результат того, что она не включаетс€ в трудные мышечные задани€, не позвол€ет себе напр€гатьс€ и Ђпотетьї.

19.11.93

ѕлан. „итать стихотворение в разных обсто€тельствах Ч один в лесу, один в горах, один в своей комнате, на концерте, на вступительном экзамене в институт, пь€ный, на морозе, под душем. ѕереключатьс€ по моей команде. ѕочувствуйте атмосферу, свое настроение, ощущение себ€, Ђсосто€ние душиї.

Ѕыло. Ќаиболее трудно переключатьс€ от одиночества к публич≠ности, это получилось не у всех, кто-то скис в ожидании следующего переключени€. ѕосле предложила всем выбрать Ђсосто€ние душиї, ко≠торое больше всего понравилось при выполнении. ѕредложила побыть в нем, получились интересные этюды: в лесу, один дома, впервые напил≠с€ пь€ным. ¬озникли обсто€тельства (не из головы, а от стихов).

23.11.93

ѕлан. ѕереключение из одной атмосферы1 в другую. ѕредставьте (не надо ничего играть, только в воображении), что вы 1) входите в ста≠ринный замок, 2) в тихой лунной ночи, 3) перед долгожданным свидани≠ем, 4) перед штурмом Ѕелого ƒома.  ак бьетс€ сердце?  акое дыхание?  ак сжимаетс€ или расслабл€етс€ тело?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 474 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

312 - | 277 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.