Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еккер Ћ. ћ. ѕсихика и реальность: едина€ теори€ психических процессов. ћ.: —мысл, 1998. —. 578




 

 

ƒалее необходимо усложнение (как в жизни, при развитии личности), требуетс€ усилие: усложнение ритма и усиление громкости, использование вс€ческих пре≠п€тствий (например, тело Ђв неудобствеї, как мы это делали в упражне≠нии Ђ√розаї, описанном выше), может быть применено и использование противоположных ритмов тела Ч движени€ и мышлени€ Ч речи (быст≠рый ритм движени€ и медленный речи или наоборот).

¬ жизни слова рождаютс€ от видений, от внутренней речи. ¬ работе над ролью видени€ и внутренн€€ речь должны рождатьс€ благодар€ сло≠ву. ¬начале это вчитывание в слова автора, потом наговаривание соб≠ственных текстов по поводу обсто€тельств. ѕоскольку про это Ђдругоеї сознание еще ничего не известно, есть только текст автора, то про рит≠мы, темп и т. д. речи, а тем более, про интонации, паузы и т. д. говорить еще рано. Ќачинаетс€ работа с довольно абстрактного наговаривани€ про роль, обсто€тельства от имени актера, фантазируетс€ его жизнь Ђге≠ро€ї, среда, случаи из жизни, не написанные автором, но про которые можно догадатьс€ на основании изучени€ роли. —лова об€зательно по≠т€нут за собой картинки Ч видени€ и ритм тела, но не сразу, после мно≠гих погружений, после возвращени€ снова и снова к тексту автора.

¬оображение актера включаетс€ словом (не авторским текстом, а собственными словами, рожденными мышлением, спровоцированным авторским текстом). јктер рождает и Ђвоспитываетї, формирует новое сознание, новую личность. » этапы этого процесса нельз€ игно≠рировать: от нагл€дно-чувственного воспри€ти€ роли (как у ребенка), от развернутой внешней речи, сопровождающей вс€кую де€тельность, к свернутой внутренней речи, к контексту авторских слов роли.

ѕомимо нового сознани€, рождающегос€ таким образом, родитс€ и нова€ индивидуальность со своими особыми реакци€ми, воспри€тием, благодар€ ритму речи, слов, ритмам мышлени€, движени€.

¬ главе 2 приведен р€д упражнений дл€ провокации воображени€ актера, во многих из них использованы перечисленные психолингвис≠тические свойства речи человека.

Ќиже приведены записи о некоторых по€вившихс€ совсем недавно упражнени€х ролевого тренинга, которые с моей точки зрени€ очень важны, потому что верны психофизиологически; они объективно вли€≠ют на сознание актера в роли, как законы природы, хочет этого актер или нет.

25.05.99

ќказываетс€, ритм авторского текста также €вл€етс€ регул€тором ритма жизни на сцене. ѕроработка видений в течение двух лет работы над пьесой дала студентам много подробностей и знаний о жизни персо≠нажа. Ђ√руз виденийї с каждым новым прогоном при переходе от этюда к сцене и к акту ут€жел€л и удлин€л их существование. ќни не фальши≠вили, не врали, но как будто тормозили перед каждым словом. ћышле≠ние и воображение в развернутом виде Ч подробное и Ђмного обсто€≠тельственноеї, как будто бы мешало жизни.

ћ. ¬. √руздов (педагог нашей мастерской) предложил прочитать текст под секундомер, соблюда€ знаки препинани€. ќказалось, что пер≠вый акт читаетс€ 18 минут. —ледующий этап упражнени€Ч Ђпройти акт ногамиї с Ђтекстом подр€дї, соблюда€ мизансцены. ѕосле первого прогона у студентов было удручающее впечатление Ч где же видени€, € был пустой и т. д. Ќичего, попробуйте еще раз так же. ѕри втором про≠гоне у кого-то уже замелькали видени€, несмотр€ на темп. Ќо темп та≠щит за собой ритм. ѕосле четвертого прогона задание темпа было сн€≠то, но €зык и мышление уже настроились на новый ритм, возникла упругость. Ќазовем это упражнение Ђтехникой быстрого текстаї.

26.05.99

Ќе читать по книге, а говорить текст, сид€ в рабочем полукруге, го≠раздо сложнее, они забывают текст, если не проигрывают сцену, хот€ бы в воображении. ќстанавливать и репетировать ритмы в этом процес≠се нельз€, здесь может быть только одно условие Ч Ђтекст подр€дї.

29.05.99

“ехника Ђбыстрого текстаї получила новый поворот. √оворить текст абзацами. ¬нутри каждого почти нет пауз Ч знаков препинани€. јбза≠цы стро€тс€ по логике Ђкускаї-эпизода. ѕаузы допустимы только между абзацами. “ретий акт шел 32 минуты. „истое чтение, сид€, Ч 20 минут.

¬торое упражнение этого дн€, на энергию текста Ч прокричать тре≠тий актї. ѕолучилось! ¬ажно отметить, что задание совпало с характе≠ром третьего акта.

30.05.99

ћы говорим: верное действие Ч процесс достижени€ цели и т. д. Ч возбудит чувства. „увства скорее возбуждаютс€ в поиске цели. “от же —еребр€ков во втором акте страдает от неосознанности, несформулированноеЩ цели.  ак только он решит уехать, к нему вернетс€ уверен≠ность счастливого человека.

21.06.99

ј. —. Ўведерский рассказал упражнение Ћ. ‘. ћакарьева на вооб≠ражение: нескольким студентам даетс€ задание оказатьс€ в воображе≠нии на берегу реки. ¬идите стадо коров Ч расскажите, что вы видите, какие они, сколько.  аждый добавл€ет свои подробности. Ќужно под≠хватывать воображение других.

ћне кажетс€, это очень интересное упражнение, но необходимо одно уточнение: если дано конкретное место действи€, то мышление и вооб≠ражение должны быть конкретны, постепенно должны определитьс€ обсто€тельства, следовательно, внутренн€€ речь. “огда в массовом упражнении требуетс€ предварительный сговор об обсто€тельствах, в противном случае подробности, Ђвоображенныеї партнером и произ≠несенные им, могут разрушить мое видение Ч у мен€ нет леса, а парт≠нер говорит: Ђ—мотри, одна корова пошла к лесуї.  онечно, € могу при≠строитьс€ и тут же Ђдобавитьї лес в свою картинку Ч рассматриваемую

киноленту, но кажда€ следующа€ реплика партнера грозит тем же, € не успеваю погрузитьс€.

ƒругое дело, когда нет конкретной картинки, нет задани€ Ђоказатьс€ на берегу рекиї, а дана тема мышлени€, пусть така€ же: Ђ—тадо коров на берегу рекиї. ¬ этом случае воображение не прив€зано к личным обсто≠€тельствам, подробности или ассоциации, сообщенные партнером, толь≠ко возбуждают, подталкивают мое воображение, рожда€ мои дополни≠тельные ассоциации, заставл€ют сворачивать с однолинейной логики. Ќапример, € рассматриваю пейзаж и говорю: ЂЋес зат€нут дымкойї, а партнер добавл€ет: Ђѕохоже на пейзажи  лода ћонеї, а € вспоминаю пейзаж Ўарл€ ƒобиньи, где дымка Ч не прием, а точность погоды, об≠лачного неба.

√лавное отличие, пожалуй, в том, что € не галлюцинирую пейзаж, не представл€ю картинку, а думаю на заданную тему. “огда ничто не смо≠жет сбить мен€.

3.09.99

ј. —. Ўведерский рассказал, что он попробовал применить наше упражнение на непрерывность мышлени€-речи. ≈го студенты (2-й курс) должны были парами рассказывать друг другу случаи из своей жизни одновременно. √оворить и слушать партнера. —туденты сказали, что это очень трудно, хочетс€ слушать, а нужно еще и говорить. ј. —.: Ђ¬от эта трудность и тренирует ваше управление воображением, мышлением. ¬едь в жизни воспри€тие человека многообъектно, он и слышит, и дума≠ет, и отвечает. ¬ы осознали трудность воспри€ти€ партнераї.

4.09.99

Ќачалс€ новый учебный год, продолжаетс€ дневник тренера, хот€ это уже 4-й курс. »дет активна€ работа над дипломными спектакл€ми. Ќа дес€тое сент€бр€ назначена премьера Ђƒ€ди ¬аниї. ¬се наши мысли и чувства сейчас св€заны со спектаклем и, конечно, с ним св€заны темы тренингов.

ќп€ть возникла необходимость работы над воображением. ћы рабо≠таем над этим спектаклем два года.  азалось бы, разобрана-переразобрана кажда€ сцена, каждое обсто€тельство. Ќо, как вы€снилось, разбо≠ров дл€ активизации-Ђвключени€ї воображени€ недостаточно. –епети≠руем третий акт. —кандал в доме ¬ойницких. » очень важным, дл€ этого акта особенно, €вл€етс€ ѕ–ќЎЋќ≈. ¬ера ѕетровна Ч мать —они,

перва€ жена —еребр€кова.  то она, кака€ она была, какой ее помнит каж≠дый? ќказываетс€, общности воображени€ не хватает. —тудент, игра≠ющий ¬ойницкого, начинает Ђвспоминатьї свою сестру вслух: она была больша€, широкобедра€, у нее были светлые длинные волосы и широкое милое лицо. „то дальше? ¬се останавливаетс€ на внешности, не хвата≠ет всем общей жизни.

ѕробуем упражнение, подробно описанное в предыдущей главе: го≠ворить в заданном стихотворном ритме про ¬еру ѕетровну без остано≠вок.  аждый ходит по кругу в заданном ритме и непрерывно рассказыва≠ет о ¬ере ѕетровне в этом же ритме, непрерывно самому себе, но вслух, почти бормоча. ¬оображение должно быть конкретно, то есть тема включает не общие характеристики ¬еры ѕетровны, а общие случаи из жизни. ¬стали спиной друг к другу, парами, продолжаем говорить на тему Ђ¬ера ѕетровнаї. ѕоследующее усложнение теоретически долж≠но было активизировать речь, а, следовательно, мышление и воображе≠ние: € предложила каждой паре попытатьс€ сдвинуть друг друга спи≠ной Ч физическа€ нагрузка, часть сознани€, часть Ђсознательногої внимани€ тратитс€ на физическое сопротивление партнеру. Ќаверно, это усложнение хорошо использовать в отвлеченном тренинге, когда студенты учатс€ быть непрерывными. Ќо в данном случае, в упражне≠нии, используемом дл€ роли, репетиции, оно, как вы€снилось, помеша≠ло Ч непрерывность осталась, речь стала громче, а конкретность про≠пала.

ѕосле сели в кружок и стали по очереди рассказывать друг другу случаи из обшей жизни, Ђвспомненныеї каждым.

—он€: ј помнишь, как мы катались на сан€х и перевернулись, мама хохо≠тала в сугробе, рум€на€, с выбившимис€ из-под серой меховой шапки волосами.

¬ойницкий: ј помнишь, нам принесли телеграмму о ее смерти, мы си≠дели в моей комнате и писали счета, вошел замерзший мужик с абсолютно си≠ним носом, он ездил на станцию к поезду, мы отправл€ли деньги јлександру в ћоскву, он вошел и просто сн€л шапку и мы как-то сразу все пон€ли. ј потом мы слон€лись целый вечер и ночь по дому, а утром поехали в ћоскву.

—он€: Ёто ты слон€лс€, а € собиралась. ”паковала твой баул, свой чемо≠дан, помогала бабушке. ћы все думали, зачем это все, что брать с собой? Ќадо ли вообще что-то брать?

—еребр€ков: ј € тогда осталс€ с ней один в квартире. ¬рач был вече≠ром, сказал, что надежды нет, но она как раз в тот день чувствовала себ€ лучше и мы пили чай, € не ожидал, что это может случитьс€ в тот вечер. я еще был зван в консерваторию, на концерт. Ќе пошел, потому что отпустил прислугу.

—он€: ќна уменьшилась в два раза. Ѕела€-бела€, иссохша€ лежала. » т. д., и т. п.

 огда в аудиторию во врем€ рассказов вошел ¬. ћ. ‘ильштинский, он подумал вначале, что студенты рассказывают про что-то свое. –ань≠ше мы этой темы не касались, тем не менее, студенты Ђсочинилиї очень много существенного дл€ своих ролей.

ƒала задание студентам Ђдумать мысльї о ¬ере ѕетровне по дороге в институт. ≈дешь в транспорте, скажем, сорок минут, будь непрерывен в мышлении на эту тему, несмотр€ на то, что теб€ толкают, отвлекают, даже спрашивают о чем-то.

05.09.99

¬. ћ. (‘ильштинский) уточнил название и цель упражнени€: Ђћо≠тор воображени€ї, тренирует одно из свойств воображени€ Ч непре≠рывность.

06.06.99

¬. ћ. (‘ильштинский) поставил вопрос: как применить тренинг в ра≠боте над ролью? Ќужно помочь студентке, котора€ играет ћарину “и≠мофеевну. ¬ третьем акте у нее нет слов, она не встает с места. „ем зан€то ее воображение? ѕредложила ей вз€ть в помощники любого сту≠дента или студентку, чтобы та просто читала ей текст третьего акта, а ћарина “имофеевна должна участвовать в сцене Ч говорить те сло≠ва, которые она не говорит у „ехова, но об€зательно думает так Ч мыш≠ление вслух. ”пражнение нельз€ делать без помощника, потому что ритм читаемого им текста должен стать водителем ритма мышлени€ вслух Ч нужно Ђуспетьї говорить свои мысли между текстом автора. —ледующа€ репетици€ показала, что упражнение действенно.

07.06.99

Ќе проводила групповой тренинг. ѕопросила каждого провести дл€ себ€ личную разминку Ч настройку на репетицию. ÷ель Ч Ђпривести себ€ в творческое самочувствиеї. —разу после разминки предложила записать разминку в дневники тренинга. —обрала дневники тренинга у студентов.

„итаю.

Ќ. ћ.: Ђ¬ыхожу на площадку или в какое-нибудь другое место, где с помо≠щью движени€ можно набрать скорость. —корость может быть больша€ или

очень маленька€, то есть можно начинать ходить очень быстро до тех пор, пока ноги не станут нести сами, и ты не будешь думать о них, потом скорость снижа≠етс€, снижаетс€, тогда можно выбрать тему и говорить на эту тему, но только так, чтобы попасть в скорость своих ног и не прерыватьс€, или держать паузу, чтобы она удерживала скорость идущих ног. ћожно начать наоборот, очень медленно идти, очень осторожно, дела€ каждый шаг, и позже чувствуешь, что можно быстрее увеличивать скорость. » в том, и в другом варианте начала при≠ходишь к одному Ч откуда можешь говорить слова. «а словами не слежу, гово≠рю просто на тему, постепенно это складываетс€ в какой-то рассказ, тогда про≠должаешь сочин€ть рассказ. ѕотом можно дойти до того, что начнешь быстро бегать или наоборот, остановишьс€ совсем, но скорость твоего внутреннего дви≠жени€ будет похожа на ту, что ты продолжаешь двигатьс€ реально. –ассказ про≠должаетс€...ї

“. Ѕ.: Ђ’ожу по кругу, ощупываю пространство звуком. ”быстр€ю ход, бегу, не задева€ никого. ¬о врем€ рывка начинаю говорить текст. “о убыстр€ю бег, то замедл€ю. ¬о врем€ рывков гораздо €снее концентраци€ и €сность содержа≠ни€ї.

ј. “.: Ђ‘изический разогрев Ч бег, прыжки, отжимани€, скрутка, раст€ж≠ка. –азогрев всего тела звуками ∆, ј, ”, Ё (от макушки до стоп). –ассказываю себе линию воображени€ работника в доме ¬ойницких в это утро (первый акт) Ч как проснулс€, что делал, о чем думал, про хоз€ев, про их скандальный завтрак. ѕро отношени€ в доме. ”тром мыл бочки от подсолнечного масла. ѕроделал это с одной бочкой (воображаемой). ѕогода, запахи, воздух, одежда, обувь, голодї.

“. “.: Ђ” мен€ был очень суетный день, поэтому начала с того, что "отодви≠нула" его от себ€ Ч представила себе, что это какой-то очень т€желый куб пе≠редо мной и передвинула его подальше от себ€ Ч сильное напр€жение до изне≠можени€, а потом Ч пустота. ”видела в воображении женщину, котора€ стала дл€ мен€ прототипом ћарины из "ƒ€ди ¬ани", ее походку, взгл€д. ѕопробова≠ла идти по кругу, как она. —тала вспоминать и говорить себе подробности этого дн€ в доме ¬ойницких (первый акт). –азозлилась, когда вспомнила ссору за зав≠траком. »ван ѕетрович оп€ть бранилс€ с профессоромї.

ј. ћ.: ЂЅыло дано задание привести себ€ в творческую форму. ƒве минуты на размышление. я долго думать не стал, а начал бегать по разным траектори€м со сломами тела, со звуками. я знаю, что дл€ того, чтобы мне привести себ€ в творческое самочувствие, мне нужно вспотеть. я прыгал, бегал, потом вообра≠зил себ€ маленьким ребенком, и сразу мо€ беготн€ обрела смысл. «адание на непрерывность мышлени€ у мен€ редко получалось, € уставал от собственного бреда, который говорил. Ќо в этот раз € решил принципиально не останавли≠ватьс€. ѕоначалу € долго повтор€л одни и те же фразы, но потом вспомнил о теме судьбы, котора€ €вл€етс€ сквозной линией “елегина. Ёто мне очень помогло. ћне сразу представилс€ какой-то флигель, где € сегодн€ с утра проснулс€,, увидел ослепительное солнце, которое пробивалось через желтые занавески, и пон€л, что, если € сейчас умру, то это будет очень хорошо, потому что счастье мое огромно, € прожил жизнь не зр€. ѕотом € стал эту мысль обсуж≠дать с самим собой и первый раз ни разу не остановилс€, не прервалс€ до самого конца разминки. ≈сли бы Ћариса ¬€чеславовна не сказала "стоп", € мог бы продолжать сколько угодної.

Ќ. “.: Ђ—тою на голове и говорю вслух мысли и действи€ моего сегодн€шне≠го утра. ѕродолжаю говорить про свой день, хожу по кругу и задаю себе ритм мышлени€-движени€ хлопками. ”скор€ю, замедл€ю ритм. √лавное, чтобы не было остановок. —делала "Ёлектрический ток". —ела, успокоила дыхание, по≠пробовала "“ри круга внимани€". Ћовлю себ€ на том, что с внешнего все врем€ сбиваюсь на средний круг. –азрешила себе быть только в среднем. ќт своего среднего круга (мысли) перешла к среднему кругу ≈лены јндреевны. ѕереклю≠чилась на ее внутренний круг во втором акте Ч самочувствие во врем€ грозы. ќт этого потекли мысли о моей (≈лениной) прошлой и теперешней жизни, о моей эпизодической роли в этой жизни. ќчень себ€ (≈лену) жалко. ќт мыс≠лей побежала. ” мен€ часто так бывает: когда мне очень хорошо или очень пло≠хо, € бегу, набираю скорость, лечу, чтобы обогнать мыслиї.

ѕ. Ѕ.: Ђ’одила в разных ритмах, подробно вспоминала вслух сегодн€шнее утро Ч как проснулась, что делала. ћен€ла ритмы: быстро хожу, медленно го≠ворю и наоборот. —ейчас работаю над отрывком из "√амлета", поэтому попро≠бовала настроитьс€ на ќфелию. √оворила с братом стихами. ќчень получи≠лосьї.

ј. ј.: Ђ‘изическа€ разминка, болела ше€, пыталс€ ее разм€ть. ѕотом ходил по аудитории и разговаривал с ќфелией стихами. —очин€л стихи, думал о том, что € ей скажу, когда увижу. я пыталс€ объ€снить как опасна св€зь с √амлетом, к чему это может привести. √оворил, что € ее очень люблю, отношение ее к √амлету считаю временным чувством. ћне не хочетс€ уезжать, € скучаю по се≠стре и отцу. ¬ернусь из ‘ранции, как только смогу. ѕокаї.

ќ. X.: Ђѕочти сразу легла на пол лицом вниз, лоб на скрещенные ладони. —начала просто хотела расслабитьс€, но почему-то вслух стала перечисл€ть то, что делала и с чем сталкивалась сегодн€ днем. ћысль не прерывалась даже, когда р€дом ходили и шумели. Ёто не отвлекало. ¬ результате вспомнилось много подробностей, о которых бы € никогда не вспомнила. » почему-то, вспом≠нив все это, € пон€ла, почему у мен€ сегодн€ именно такое настроение и именно такое физическое состо€ниеї. (Ёта студентка не зан€та в спектакле.)

». Ѕ.: ЂЌе знал с чего начать. ѕолежал на полу, успокоилс€. ѕредставил, что € нахожусь в —естрорецке на берегу залива. ’одил по песку, строил из пес≠ка стену. ѕотом очутилс€ на даче в —осново. ѕредставил, что только что € Ч —еребр€ков проснулс€. —тал говорить стихами внутренний текст. ¬спомнил то утро перед завтраком до начала первого актаї.

ј. –.: Ђ—жимала кулаки до боли, руки к телу прижимаешь со всей силой до предела, которого нет. ќтпускаешь, и они сами лет€т, как птицы, и не чувствуешь их, и т€нет в разных направлени€х, и кричишь, кружась на месте. ѕробую остановитьс€, но мен€ качает, метает, бросает.  рикнула себе: "—то€ть!" » как будто, кто-то другой приказал мне, и € удержалась на месте.  акое-то второе "я". “акие волны Ч волны Ч волнища мурашек по всему телуї.

ћне кажетс€, что перва€ запись очень точна с точки зрени€ воздей≠стви€ этого упражнени€ на воображение и св€зи ритма движени€, мыш≠лени€, воображени€. ќчень интересно, что Ќ. “. использует в подготов≠ке к репетиции самые первые упражнени€ Ђјктерской терапииї Ч тренинг 1-го семестра.

09.09.99

Ќа прогон спектакл€ Ђƒ€д€ ¬ан€ї пришли наши выпускники  . ’а-бенский и ј. »момназаров. ќба много и успешно работают в театре и в кино. ”пражнени€ тренинга в нашей мастерской стали превращатьс€ в систему именно на том наборе, в процессе обучени€ этих, теперь уже известных актеров. Ёто от них в 1994-1995 гг. € начала требовать про≠граммы индивидуальных тренингов. »нтересно, что же осталось с ними в актерской жизни, если что-то осталось. ћой вопрос: Ђ ак готовишьс€ к спектаклю, настраиваешьс€ на ту или иную роль?ї

 . ’абенский отвечает: ЂЌапример, к  алигуле начинаю готовитьс€ за сутки. ¬споминаю Ђсквозноеї по эмоци€м, по психологическим пере≠ходам, как бы смотрю фильм со своим участием. ¬ последние полчаса перед спектаклем хожу по коридору и говорю свои монологи, провер€ю св€зи мыслейї.

ј. »момназаров рассказывал, что накануне вечером ходит на канал дл€ обновлени€ воображени€, видений, смотрит на воду (это есть в роли), на ночь играет в воображении спектакль. ”тром обливаетс€ хо≠лодной водой, потом делает упражнени€: одна рука в холоде, друга€ на гор€чем, половина тела на льду, друга€ на раскаленном песке. Ётим ра-стренировывает себ€ до ощущени€ человека Ђбез кожиї. «а четыре часа до спектакл€ делает пластическую и речевую разминку, потом прохо≠дит роль по св€з€м. ” него есть отдельна€ пьеса, им самим написанна€: Ђ„то € думаю, когда говорю те или иные тексты автора, и что € думаю, когда говор€т другие. ќчень важна погода! “ренинг погоды делаю все≠гдаї.

≈сли помните, об упражнении, используемом ј. »момназаровым (по≠ловинки тела), € упоминала в первой главе, отказыва€сь говорить о нем подробно, потому что оно требует длительных теоретических по€снений и доказательств, иначе покажетс€ не бесспорным. «десь € также не буду теоретически доказывать его действенность, потому что, мне кажетс€, —аша как нельз€ лучше это доказал и более того, сформулировал его цель и результат Ч Ђощущение человека без кожиї, то есть с острейшим воспри€тием и незамедлительной реакцией. ¬торое, что представл€етс€ очень важным, в его настройке Ч Ђпьесаї, которую он пишет к каждой роли. Ёто и есть цепочка мыслей и сопутствующа€ им последовательность видений. ¬идени€ в его Ђпьесеї не записаны, записаны только мысли, развернута€ внутренн€€ речь. ¬идени€ могут мен€тьс€, но в логике очень определенного, зафиксированного мышлени€. ќтметим также, что  . ’абенский перед началом спектакл€ использует Ђнав€занныйї ритм, хот€ это слово в их обучении еще не звучало, только делались некоторые упражнени€ из этого блока тренинга. ј Ђпроверка св€зейї это и есть проверка цепочки мышлени€, логики рождени€ Ђтекста поведени€ї.,

01.10.99

¬чера в рамках фестивал€ ЂЅалтийский домї состо€лс€ спектакль –оберто Ѕаччи Ђќбломовї. –оберто Ѕаччи Ч друг и соратник ≈жи √ротовского. –уководитель ÷ентра театрального экспериментировани€ в ѕонтедере (»тали€). —пектакль понравилс€ мне за похожесть на виден≠ные в видеозаписи спектакли ≈. √ротовского. ’от€ ни эмоционального, ни эстетического потр€сени€, нужно заметить, не было. ќтмечаю это с болью и думаю, что последователи ≈. √ротовского со мной соглас€тс€. ќднако поиски ≈. √ротовского в области актерского тренинга так интересны мне, что после спектакл€ € пригласила –оберто и актеров к нам в јкадемию на наш спектакль Ђя Ч птицаї, в надежде, что удастьс€ продолжить знакомство и, может быть, попросить их провести тренинг с нашими студентами или показать нам свой тренинг вживую, а не на видео.

  сожалению, спровоцировать их на мастер-класс не удалось, ссыла≠лись на врем€, которое требуетс€ и на проведение тренинга, и на пости≠жение его. Ќо после нашего спектакл€ состо€лс€ интересный разговор о театре, актерском искусстве. ќ тренинге было сказано только одно: ежедневный тренинг необходим человеку как чистка зубов, но он еще не означает, что человек станет актером. ƒл€ этого требуетс€ и ремес≠ло. јктер Ч это спонтанность в жесткой форме. ‘орма Ч это стакан, который защищает живой огонь. “очность формы гарантирует его не≠прерывное горение. Ќа мой взгл€д, это верно, но самое трудное Ч зажечь огонь, а дл€ этого нужен тренинг, это и превратит человека в актера. “очность формы Ч заслуга режиссера, но гореть или тлеть в фор≠ме Ч удел актера. ћы спрашивали о методах работы. √лавный метод Ч этюдный, рождение структуры спектакл€ из этюдов. –. Ѕаччи настаи≠вал на точности партитуры роли, куда включал точные физические дей≠стви€ и ритмы. √оворил о физическом действии как о главном инстру≠менте создани€ и сохранени€ формы. —транно, что Ѕаччи включил в партитуру физических действий и реакции, в том числе, их длительность. Ёто неверно. ћожно говорить о непрерывности и партитуре воз≠действий, то есть непрерывности воспри€ти€. –еакции результативны, они не могут иметь заданной партитуры. ќн сказал: Ђ¬ жизни человек всегда на что-то реагирует. ≈сли это св€зано со смыслом его быти€, то реакци€ выражена в физическом действии. “о есть физическое действие и есть реакци€ї. ¬от тебе и раз! “о есть задавать Ђжесткую формуї нужно партитурой реакций?? ¬ чем же тогда спонтанность?

ћне кажетс€, что –. Ѕаччи, к сожалению, пользуетс€ открыти€ми √ротовского в Ђупрощенномї виде и этим, конечно, измен€ет смысл.  огда √ротовский говорил о Ђмаленьких физических действи€хї, он не св€зывал это впр€мую с методом физических действий. ќн говорил о физическом выражении психической де€тельности, называл цепочку Ђмаленьких физических действийї цепочкой Ђпсихических импульсовї, которые действительно рождаютс€ актером как реакции, но не могут регламентироватьс€ временем или задаватьс€. √ротовский говорил о вертикальном (вверх и вниз) конструировании идеограммы знаков роли (маленьких физических действий). ѕри этом актер об€зательно должен пройти через кризис Ч период, лишенный жизненности, а затем Ђзано≠во открыть свои органические реакцииї 1. —пектакль Ђќбломовї остано≠вилс€ на этапе, Ђлишенном жизненностиї.

03.10.99

¬ гост€х у студентов нашей мастерской известный французский ре≠жиссер и педагог ∆ан-ѕьер ¬енсан, который возглавл€ет крупнейший.отеатральный комплекс Ђ“еатр Ќантер-јмандьеї. ћы показали тренинг и несколько отрывков из разных спектаклей, в том числе сцены из Ђƒ€ди ¬аниї на французском, €зыке. ¬енсану и присутствующим актерам его театра очень понравились все показы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 646 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

328 - | 299 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.