Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тепун ‘. ј, ѕрирода актерской души//»скусство. ∆урнал –оссийской јкаде≠мии художественных наук. ћ., 1923. є 1. —. 143-171




 

”же Ђстаринныеї на сегодн€шний день открыти€ имеют современные психофизиологические подтверждени€ особых состо€ний сознани€, сопутствующих творческому самочувствию. ќдно из них Ч лотмановское утверждение. —ледовательно, не учитывать в актерском тренинге необходимости обучени€ студентов управлению состо€ни€ми сознани€, на наш взгл€д, уже нельз€.

ќ подобном упражнении пробую рассказать далее.

18 окт€бр€

ƒелаем упражнени€ на Ђраздвоениеї тела и мышлени€, на глубокую концентрацию внимани€. ѕродолжаем исследовать жизнь в разных физических средах, изучать физическое самочувствие.

ќпишем упражнение, которое очень осторожно, постепенно, не насилу€ организм студентов на результат, начинаем примен€ть, не дава€ ему особых объ€снений. ѕусть студенты сами попробуют объ€снить зачем это нужно. ј упражнение как раз нацелено на Ђцеленаправленную полушарную дестабилизациюї.

”пражнение имеет три этапа.

1. “ест на разделение тела на левую и правую половины. ¬ мои учебные годы это упражнение примен€л в предмете Ђ—ценическое движениеї профессор  . Ќ. „ерноземов: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз; права€ рука начинает совершать движени€ Ч вперед, вверх, в сторону, вниз Ч на четыре счета (четверти), лева€ рука совершает те же движени€ на восемь счетов (восьмушки). ќбычно тест получаетс€ через 5-10 мин и не представл€ет особой сложности дл€ студентов-актеров. Ќо это упражнение потому и названо тестом, что получаетс€ не у всех, у не актеров почти никогда не получаетс€ без муштры, без длительной тренировки. ≈сли все-таки получилось, можно перейти к самому упражнению.

2. Ћечь на пол после выполнени€ любого упражнени€ на активное расслабление (ЂЁлектрический токї, ЂЌиткаї, Ђѕробить стенуї и т. д.). ѕредставить себе, что лева€ половина тела лежит на льду (только лева€), затем представить себе, что права€ половина тела лежит на гор€чем-гор€чем песке. «десь выдумывать обсто€тельства глупо, нужно только по-насто€щему вспомнить физические ощущени€ Ђхолодное-гор€чееї. ≈сли не получаетс€ с первого раза, можно начать с кистей рук: одну руку опустили в кип€ток, другую положили на лед. ƒалее половинка тела Ч на раскаленном песке, друга€ Ч на льду.

≈сли упражнение получилось, то педагог может проконтролировать результат визуально. ќбычно дрожать (зримо вибрировать) начинает все тело, но при этом одна половина ощутимо нагреваетс€, друга€ Ч ощутимо остывает. ¬ данном упражнении Ђметод физических действийї не работает: человек лежит неподвижно. ≈сли студент начнет хоть чуть-чуть двигатьс€ или показывать, что ему холодно, все уйдет, нельз€ за≠мерзнуть только половиной тела. ћеханизм упражнени€ основан на са≠мовнушении через воспоминание физических ощущений.

Ђј если не вспомнитс€?ї Ч спросите вы. “ренируйте пам€ть физических ощущений. ќпускайте руку в очень гор€чую воду столько раз, сколько потребуетс€ дл€ запоминани€ этого ощущени€ и т. д. ≈сли организм уже знает, что такое концентраци€ внимани€ на внутренних ощущени€х (например, упражнение Ђ«оны внимани€ї), то, в конце концов, это упражнение получитс€. Ѕолее того, за одаренными людьми при выполнении этого упражнени€ нужно следить особо, потому что, когда оно получитс€, физиологическа€ реакци€ (дрожь) может быть столь сильна.что может напугать и студента, и педагога. Ѕо€тьс€ нечего, нужно предложить студенту представить себе что-то другое, например, Ђтеплое солнышко и легкий теплый ветерок успокаивают твою дрожь, тело расслабл€етс€ї.

3. “ретий этап упражнени€ заключаетс€ в разделении тела на две половинки Ч двух разных людей. Ќапример, одна половинка Ч мужчина, друга€ Ч женщина, одна половина любит, друга€ Ч ненавидит, одна хватает, друга€ отбрасывает и т. д.

»з подобных упражнений нельз€ делать этюды или показы. Ёто прин≠ципиально. ѕоказ превратит упражнение в пластическую муштру без вс€кого разделени€ сознани€. ѕусть тело ошибаетс€, не оно здесь главное. √лавное, чтобы Ђразделилосьї на две половины сознание, вначале это вызовет дисгармонию и хаос в сознании, а потом будет пережито новое состо€ние сознани€, Ђотличное от средненормальногої.

26 окт€бр€

Ќачали делать упражнение Ђ руги плача, круги смехаї. ќчень острое психотерапевтическое упражнение. ќно активно воздействует на Ђбронюї характера Ч очаги хронических мышечных зажимов. “ренирует спонтанность реакций, аффективную пам€ть, переключение, обеспе≠чивает психоэмоциональный разогрев, дает психическую разгрузку и способствует уменьшению избыточных мышечных напр€жений.

ƒелаетс€ оно так: на площадке выгораживаютс€ стуль€ми два круга Ч Ђкруг плачаї и Ђкруг смехаї; нужно по очереди входить в каждый круг, остава€сь там, сколько хочешь, и плакать или сме€тьс€, соответственно; обсто€тельства не задаютс€. ѕлакать удаетс€ почти всем, некоторым сразу, другим через некоторое врем€, при этом последние часто начинают с физического Ђметани€ї в замкнутом пространстве. Ќе удалось заплакать тем, как видно из их последующего анализа, кто начинал с придумывани€ обсто€тельств Ч Ђчто € делаю в этом пространстве, что это за пространство и т. д.ї. —ме€тьс€, как вы€снилось, начать труднее, но труднее и остановитьс€ потом. ѕолучилось оп€ть же у тех, кто, не раздумыва€, захохотал сразу, почти насилу€ себ€, а потом заража€сь этим Ђбессмысленнымї смехом на самом деле. ” некоторых в процессе возникли обсто€тельства: почему смеютс€, где наход€тс€, у других не возникли, не успели, говор€т, € помешала, предложив выйти из круга.

¬озможны разные вариации этого упражнени€. Ќапример, задаетс€ какой-то темп движени€ (легко, если очень быстрый или очень медленный). —туденты ход€т (бегают) парами. «адание: один плачет, другой смеетс€. ƒвижение в заданном темпе важно, потому что часто именно он Ђподсовываетї обсто€тельства.

¬ этот период мы уже тренируем взаимосв€зь физической жизни, мыслей, обсто€тельств: вне обсто€тельств нет мыслей, вне мыслей нет поведени€ (физических действий), телу не на что отзыватьс€, кроме бессознательных реакций, автоматизмов.

”пом€нем об упражнении, которое мы любим делать в разных формах. »ногда оно проводитс€ без обсто€тельств, как бы технологически: из положени€ Ђлежаї в расслабленном теле при помощи звука, иногда текста (стихи или свои слова) подн€ть себ€ Ч заставить встать и докричатьс€ до неба. Ѕез мышечных усилий, есть только звук, только шепот в расслабленном теле, регул€тор усилий Ч звук. „аще всего, несмотр€ на отсутствие предлагаемых обсто€тельств, они возникают, и всегда возникает смысл Ђпросьбы к небуї.

¬ другом виде делаем упражнение как игру в шаманов: засуха, ты не можешь подн€тьс€, нет сил, все Ђпересохлої Ч горло, дыхание, мысли; твои звуки, твои слова приманивают дождь; проси у неба дожд€. ¬ любом случае, это упражнение помогает решению многих задач: здесь затрагиваютс€ сила звука, энерги€, активность действи€, глубока€ концентраци€, острое физическое самочувствие Ђжаждыї.

ѕедагогические задачи нашей мастерской в этот период сформули≠рованы так: Ђ—тихии (вода, воздух, почва, огонь) и телої. »зучаем физическое самочувствие во взаимодействии с природой. ѕринципиальное 'задание программы первого семестра заключаетс€ в тренировке организма студента на отклик в св€зи с предлагаемыми физическими обсто€тельствами (жара, холод, ветер, гололед, болезнь и т.д.). ¬ задании, конечно же, тренинговость присутствует. Ѕолее того, задание дл€ тренировки организма и выбрано. Ќо! Ётюд на взаимодействие со Ђстихи€миї включает в себ€ уже все признаки жизни, все тренируемые нами элементы, ибо этого требует Ђчувство правдыї. ј если организм еще не готов (тренировочные задачи, очевидно, должны обгон€ть методические программные задани€), если воспри€тие-реактивность не открыты, то замечани€, сколь бы точны они ни были, еще не могут помочь недотренированному, не способному к концентрации, к переключению, к беспреп€тственной реакции на импульс организму.

”пражнени€ тренинга позвол€ют сконцентрировать внимание єа каждом про€влении организма, не только на пам€ти физических действий и ощущений, но на пам€ти мышц, ритмов, эмоций, на непрерывности воображени€. —ледовательно, начало педагогической работы над этюдами ни в коем случае не отмен€ет тренинг как Ђмуштруї организма при помощи специальных ежедневно повтор€емых упражнений. Ѕолее того, у тренинга по€вл€етс€ индивидуальный материал, предоставл€емый обсто€тельствами этюда.

Ђ—тихийнымї тренингом занимались весь семестр, и к концу его обнаружились интересные открыти€. ¬. ћ. ‘ильштинский предложил включить в зачет по актерскому мастерству экзаменационные билеты, в которых заданы определенные физические обсто€тельства, например, Ђбан€ї, Ђв туманеї и т. д., а студент должен без подготовки, вытащив билет, пойти в этюд, где главным становитс€ заданное в билете обсто€тельство. “о есть этюд не только не репетировалс€, но и не задумывалс€ студентом заранее. ќн брал билет, сразу выходил на площадку и начинал с заданного физического обсто€тельства. ќказатьс€ в воображаемой физической среде, творить воображаемую реальность дл€ себ€ и дл€ зрителей Ч дл€ нас это смысл и задача не только этого этапа тренинга, но и всех последующих этапов. ѕросто начинаем мы с жизни тела в во≠ображаемых (предлагаемых обсто€тельствах). ќтметим, что в тех этю≠дах, которые получились на зачете, возникли сами по себе не только физические обсто€тельства, возник круг обсто€тельств некоего отрезка жизни. Ёто очень важно, потому что этюд требует спонтанности воспри€ти€ и реакций, неосознанности и несформулированности. — воображаемой жизни тела начинаетс€ Ђпредлагаема€ї Ђжизнь духаї.

29 окт€бр€

 роме Ђстихийныхї упражнений, продолжаютс€ повседневные упражнени€: работа над отдельными группами мышц требует, выража€сь школьным €зыком, Ђусидчивостиї: надо делать их каждый день в об€зательном пор€дке, несмотр€ на однообразие. ƒругие упражнени€, скажем, на энергетику, требуют ежедневной Ђнеленивости душиї. ѕоэтому, если тренер не удел€ет им дотошного и об€зательного внимани€, вскоре они могут надоесть, как знакома€ игрушка.

ќб€зательность тренинга должна стать, на наш взгл€д, ведущим об≠сто€тельством обучени€.

Ётюды делать интереснее, они всегда новые, но они же и развращают, если пропустить, не обратить внимани€ на устремленность к Ђигреї, к исполнению какой-нибудь роли Ч пусть самого себ€ в этюде. ј упражнение, скажем на Ђраздвоение сознани€ї (полушарна€ дестабилизаци€), требует тренировки, и схалтурить (наиграть) нельз€ Ч либо у теб€ замерзнет одна рука, а друга€ окажетс€ гор€чей, либо нет, что легко проверить тренеру, просто потрогав кожу. Ёто упражнение € достаточно подробно описывала выше, но оно, несомненно, требует особого длинного разговора и дл€ многих покажетс€ не бесспорным. “ем не менее, это и есть, по моему убеждению, Ђарпеджио и гаммыї, без которых то же задание Ђстихииї не выполнить.

≈сть мнение, что так называемые эстетические чувства не имеют отношени€ к физиологии. ћы убеждены, что Ђчувство правдыї без включени€ физиологических реакций организма недостижимо.  онечно, очень трудно поверить в предлагаемые обсто€тельства Ђдо потаї, но это должно стать идеалом, к которому устремлена тренировка организма. ¬ противном случае, какому такому Ђэстетическому чувству правдыї мы учим?  ак сказал в одном интервью Ћ. ј. ƒодин: Ђ„еловеческую кровь нельз€ подмен€ть актерскойї. 1

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

321 - | 272 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.