Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ступление




Ћ. ¬. √рачева

ј “≈–— »…

“–≈Ќ»Ќ√:

“еори€ и практика

 

–≈„№

—анкт-ѕетербург

ЅЅ 88.4 √ 78

—анкт-ѕетербургска€ государственна€ академи€ театрального искусства

√рачева Ћ. ¬.

јктерский тренинг: теори€ и практика.- —ѕЅ.: –ечь, 2003.- 168 с., илл.

15¬џ 5-9268-0231-8

 нига адресована преподавател€м и студентам творческих учебных заве≠дений. ћожет быть полезна профессиональным актерам и режиссерам. ¬ ней приведены этапы тренировки и развити€ организма в процессе обучени€ актеров, многие из упражнений или направлений тренировки могут примен€тьс€ в учебном процессе любого творческого учебного заведени€.

 нига заинтересует всех, кто любит театр, она позвол€ет прикоснутьс€ к тайнам творчества.

 

 

S¬N 5-9268-0231-8

 

 

© √рачева Ћ. ¬., 2003

© »здательство Ђ–ечьї, 2003

© ѕ. ¬. Ѕорозенец, обложка, 2003


ќглавление

 

 

ѕредисловие (¬. ћ. ‘ильштинский)

¬ступление

Ётапы тренинга

ѕервый этап. ƒневник тренера

ƒневники тренинга студентов

ќ тренировке воображени€

“ренинг действи€. –олевой тренинг. ƒневник тренера

(о механизмах возникновени€ Ђдругойї личности;

ќ регулирующей роли слова в организации поведени€

в жизни и на сцене)

ƒневники прошлых лет. “ренинг и текст

ќтрывки из дневника тренера за 3-й курс

“ренинги текст

Ћитература


ѕредисловие

 нига Ћарисы ¬€чеславовны √рачевой, с которой € имею честь тесно сотрудничать вот уже 12 лет, представл€етс€ мне очень интересной. Ёта работа будет любопытна, по-моему, всем, кто занимаетс€ театральным делом. я уже не говорю именно о театральных педагогах, которым она адресована впр€мую.

¬ чем же, на мой взгл€д, серьез этой книги?

»звестно, что обучение актерской профессии Ч сложный, многоуровневый процесс. Ќабор предметов в современном театральном вузе широкий. Ёто не только актерское мастерство, но и подчиненные ему речь, танец, акробатика, музыкальна€ грамота, сольное пение и т. д.  аждый из этих предметов имеет свой €зык, свою технологию, свою терминологию. Ќо вот само актерское мастерство наименее разработано. » это естественно. Ёто предмет наиболее молодой. ¬едь танцу, пению, акробатике тыс€чи лет Ч тогда как актерское мастерство подверглось впервые пристальному исследованию только —таниславским. Ёто сложна€ дисциплина. я думаю, в будущем она об€зательно будет разделена на разные предметы. Ѕудут, например, выделены Ђбеспредметные действи€ї, Ђнаблюдени€ї, Ђэтюды на свободную реакциюї. ¬се это технологические разделы актерского мастерства. » далее. ” каждого актера, у каждого серьезного художника есть две главные заботы. ¬о-первых, это создание или, скажем, выращивание произведени€ искусства, а второе Ч это работа над собой: развитие, поддержание в должной форме и совершенствование своего инструмента, то есть творческого организ≠ма. »наче говор€, Ч тренинг. », думаетс€, тренинг тоже должен быть выделен из актерского мастерства в отдельный предмет. »менно тренин≠гу и посв€щена книга Ћ. ¬. √рачевой.

» тут € хочу выразить особую радость тем, что благодар€, в частности систематическим усили€м Ћ. ¬. √рачевой, тренинг в нашей мастерской уже стал отдельным предметом. Ёто дл€ нас очень важно, потому что тренинг вырабатывает такое состо€ние актерского организма, когда он не просто разогреваетс€, а становитс€ как бы чреват творчеством. ќдновременно и сам тренинг, как €вствует из книги Ћ. ¬. √рачевой, становитс€, если им заниматьс€ систематически, глубоким и захватываю≠щим творческим процессом.

ћне кажетс€, что читатель, знаком€сь с этой книгой, будет порою удивлен, и даже озадачен скрупулезностью подхода Ћ. ¬. √рачевой к объекту исследовани€. ћожет быть, иногда читатель, читатель-практик даже немного устанет от теории, от науки, от сложных научных пон€тий. Ќо такова уж Ћариса √рачева Ч у нее свои убеждени€, свои подходы. ќна просто не позвол€ет себе рассуждать о чем-то, не опира€сь на солидный научный фундамент. ќна считает важным привлекать к размышлени€м параллельный доказательный материал из биологии, физиологии, психолингвистики и т. п. ’от€ мы бы, честно говор€, поверили ей и так Ч на слово. ¬прочем, не на слово, а как отличному практику. “ем и ценна работа Ћ. ¬. √рачевой, что это труд одновременно и теоретика и практика. Ћариса была, например, очень тонким режиссером Ч педагогом большинства наших курсовых спектаклей Ч Ђћилые мои сестрыї, Ђƒ€д€ ¬ан€ї, Ђ¬еселитс€ и ликует...ї. ќна поставила хороший спектакль Ђ«аписки сумасшедшегої, она ведет прекрасные мастер классы и т. д. » все-все ее уроки неотрывны от нашей практической педаго≠гической программы, от нашей педагогической сверхзадачи. √лавным критерием дл€ Ћ. ¬. √рачевой €вл€етс€ практичность тренинга, его эф≠фективность, его, € бы даже сказал, ос€зательность. Ќапример, как точен и полезен дл€ практики придуманный Ћарисой цикл упражнений Ђнав€занный ритмї! я подчеркиваю все это не случайно. ¬едь сколько сейчас проводитс€ модных тренингов Ч один другого сложней, один другого вычурней, один другого Ђвосточнейї. ј какова их св€зь с реаль≠ным творческим процессом, с реальным ростом и созреванием драмати≠ческих артистов? ƒл€ мен€ представл€етс€ очень важным также ставка Ћ. ¬. √рачевой на творческую самосто€тельность студентов. ” нее студенты не только азартно тренируютс€, но и сами изобретают новые тренинги, станов€тс€ тренерами дл€ себ€ и друг дл€ друга. Ёто дорогого стоит.

ќднако не стану дальше предвар€ть работу Ћ. ¬. √рачевой. я уверен, что театральные педагоги и все читатели сами разберутс€ в этой щедрой, страстной книге, книге, котора€ посв€щена увлекательному про≠цессу обучени€ драматического артиста.

¬. ћ. ‘ильштинский, режиссер,

руководитель актерской мастерской,

профессор —ѕб√ј“»


¬ступление

јвтору представл€етс€ необходимым поговорить с читателем о практике и теории актерского тренинга, о безусловной необходимости их соединени€, о том, что может предложить практической сценической педагогике наука и о возможных перспективах исследований в области психофизиологии творчества, подсказанных практикой педагогики.

–ождение актера Ч живой, иногда болезненный уникальный процесс. ”никальность его состоит не только в единственности и неповторимости каждого ученика, но и, конечно, в личности, индивидуальности учител€. Ќельз€ раз и навсегда обучить педагогике сценического искусства: каждый педагог, будь он трижды талантлив и опытен, рождаетс€ снова и снова с каждым набором актерского курса, с каждым новым учеником, изобрета€ вс€кий раз новые Ђпедагогические системыї, возможно, непригодные дл€ других педагогов.

«ачем же тогда нужна эта книга?

ћне кажетс€, здесь уместнее другое слово: она не Ђнужнаї, а может оказатьс€ полезной дл€ педагогов, вне зависимости от их педагогических и эстетических устремлений. ѕотому что в ней мы попытаемс€, во-первых, размышл€ть не о Ђсистемахї обучени€ вообще, а только об одной из важнейших составл€ющих обучени€ Ч об актерском тренинге, во-вторых, в наших размышлени€х представлен не итог, а направление поиска в области актерского тренинга.

Ќаправление это заключаетс€ в объективизации усилий сценической педагогики, объ€снении некоторых упражнений с точки зрени€ психофизиологии, а также в поиске новых упражнений, подсказанных современными знани€ми о механизмах творчества.

—разу оговоримс€ книга не претендует на разъ€снение Ђключевых позицийї природы актерского искусства, закономерностей в развитии обучающихс€.

ћногозначность пон€тий и Ђтерминологическа€ суетаї 1 в предмете Ђсценическа€ педагогикаї, существующа€, как представл€етс€ автору,

на сегодн€шний день, не позвол€т, возможно, некоторым читател€м-педагогам прин€ть какие-то отдельные упражнени€ или целые разделы. »менно поэтому вс€ практическа€ часть Ч собственно упражнени€ Ч заключена в форму

»звестно, например, различие в применении термина Ђсобытиеї. — точки зрени€ школы √. ј. “овстоногова, событие Ч это процесс, событие, сумма предлагаемых об≠сто€тельств с одним действием. — точки зрени€ ј. ћ. ѕаламишева, событие Ч это дей≠ственный факт, то есть некое новое предлагаемое обсто€тельство, которое становитс€ ведущим. “акие же разночтени€ имеютс€ по поводу понимани€ термина Ђэтюдї. — одной точки зрени€, этюд должен иметь сюжет (даже обсуждаетс€, кто за него отвечает: актер или режиссер), кульминацию, разв€зку, с другой точки зрени€, этюд неповторим, дела≠етс€ актером как эскиз художником, дл€ исследовани€ какого-то обсто€тельства, среды, в том числе, дл€ исследовани€ событи€. ¬ таком случае, конечно, не может идти речи о сюжете, кульминации и т. д.

Ђƒневника тренераї (почему тренера, станет пон€тно из контекста). ƒневник как жанр все-таки позвол€ет излагать сло≠жившиес€ представлени€ и взгл€ды в развитии, в становлении их у автора. ’очетс€ наде€тьс€, что сомнени€, ошибки и устремлени€, таким образом, будут осмысл€тьс€ читател€ми вместе с нами.

«десь не будет споров о тех или иных терминах и законности их применени€. ƒело не в них. Ѕудем размышл€ть об уникальном €влении при≠роды Ч об актере, об особенност€х актерской одаренности и возможно≠ст€х ее развити€ в процессе обучени€.

”бежденность автора в том, что сценическа€ педагогика это наука, а, следовательно, имеет свои закономерности и законы, объективные, независимые от времени, пространства или онтологии эстетических представлений от ѕлатона до јрто и т. д., стала побудительным мотивом составлени€ и опубликовани€ этих записок. ¬прочем, уже само пон€тие Ђсценическа€ педагогикаї оказалось слишком широким. ¬едь оно включает и воспитание творца, и овладение профессией, и развитие организма человека в процессе обучени€. Ќаверно, именно всеохватность предмета и создает Ђзавалыї, приведшие эту науку к Ђоцепенениюї: пон€тие Ђшколаї стало словом-заклинанием, за которым нет психофизиологических открытий  . —. —таниславского. ќсталс€ Ђскелетї Ч Ђсистемаї. »стлели и остались в истории как обращение  . —. —таниславского к современной ему науке, так и его предвидени€, на которые психофизиологи€ опираетс€ Ч почти половину века. ќт заклинаний скелет не превратитс€ в живое существо. ¬еро€тно, нужно новое осмысление, нужны новые открыти€.

÷елью работы €вл€етс€ рассмотрение этапов развити€ творческого организма (изменений психофизиологических характеристик) студентов театральной школы в процессе обучени€ актерской профессии. ≈стественно, рассмотрением мы не ограничимс€, попробуем также разобратьс€, чем вышеназванное развитие на каждом этапе обеспечиваетс€. ќказалось, правда, что это русло Ч тренинг, проход€щее по дну широ≠кой Ђрекиї сценической педагогики, €вл€етс€ самым главным, потому что именно там расположены родниковые ключи, источники, подпиты≠вающие, наполн€ющие живительной влагой всю реку. ’очетс€ через прошлое и насто€щее воззрений на актерский тренинг увидеть, что должно сформироватьс€ в будущем.

Ќа пороге XXI века в театральном искусстве вообще и в сценической педагогике, в частности, возник некий совокупный духовный импульс, который св€зан с именами нескольких практиков и теоретиков актер≠ского искусства –оссии и ≈вропы века XX. » при всем разнообразии от≠тенков, составл€ющих импульс, если можно так выразитьс€, или при разнообразии тонов, составл€ющих цветовую гамму картины, наблюда≠етс€ какой-то общий субстрат, общий стержень, на который нанизыва≠ютс€ бесконечно разные и не сводимые к единому знаменателю откры≠ти€  . —. —таниславского, ћ. ј. „ехова, ¬. Ё. ћейерхольда, Ѕ. Ѕрехта, ≈. √ротовского. ѕрактика привела этих мастеров к осознанию необхо≠димости метода, техники тренировки актера, особых систематиче≠ских усилий, св€занных не с освоением навыков профессии, а с развити≠ем психофизического аппарата, инструмента, которым пользуетс€ актер дл€ извлечени€ нот, составл€ющих музыку творческой души.

«десь не будет сравнительного анализа или обзора открытий упом€≠нутых гениев, тем более, что открыти€ одних зачастую опрокидывают вс€кий Ђпор€докї, установленный другими, или неожиданным образом новый Ђпереворотї оказываетс€ подтверждением и развитием уже су≠ществующих представлений.

—оздана Ђнесуща€ конструкци€ї сценической педагогики, котора€ перешла по наследству в век следующий, чтобы дать точку опоры даль≠нейшим поискам. ≈сли попытатьс€ описать эту Ђконструкциюї в не≠скольких словах или даже на нескольких страницах, то, пожалуй, не найдетс€ и двух человек, которые соглас€тс€ с ней безусловно. ѕричи≠на, во-первых, в той самой Ђтерминологической суетеї, во-вторых, в лич≠ном при€тии или непри€тии любого элемента Ђконструкцииї каждым педагогом.  ьеркегоровское Ђироническое сознаниеї, заполнившее пре≠дыдущий, XX век, либо не имеет своего самосто€тельного творческого Ђяї (и тогда возникает игра терминами), либо заключаетс€ в отказе от этого Ђяї. Ђ»ронический человекї произносит чужие слова, выговари≠ва€ их по-особенному, он как бы и соглашаетс€ с ними, но в то же врем€ не соглашаетс€. »рони€ двусмысленна, она находитс€ на грани при€ти€ и непри€ти€.

“ака€ грань при€ти€ и непри€ти€ возникла и в сценической педаго≠гике. ќдин говорит: Ђƒа, такое €вление (метод) существует, но назы≠вать его нужно иначеї, другой говорит: ЂЌет, этого €влени€ (метода) не существует, но, если бы  . —. —таниславский его не описал, то не было бы и техники ћ. ј. „еховаї. «ачастую, личный опыт применени€ дикту≠ет при€тие, либо непри€тие, понимание, утверждение отрицание того или иного метода.

—омнени€ и противопоставлени€ св€заны не только с тонкостью и зыбкой Ђпризрачностьюї обсуждаемого предмета, но и с ницшеанским неверием во все теории познани€ и методы, которое захватило сознание человека второй половины XX века. Ћучше всех эту особенность созна≠ни€ сформулировал ’осе ќртега-и-√ассет: Ђ...люди про€вл€ют чрезмер≠ную поспешность и, склон€€сь к лучшему, забывают, что каждый акт предпочтени€ открывает пустоту в нашей душе. Ќет, нет, не будем ока≠зывать предпочтени€ или, лучше сказать, предпочтем не предпочитатьї.

 . —. —таниславский открыл объективные закономерности актерско≠го творческого процесса, независимые от индивидуального при€ти€ или предпочтени€. Ќаследники оставили себе скелет Ч Ђсистемуї вместо продолжени€ поисков и удовлетворились этим в большинстве своем.

–ассматрива€ Ђсистемуї в контексте культуры и театрального искус≠ства трех последних дес€тилетий, невозможно не признать, что путь, по которому направил нас  . —. —таниславский, путь поиска объективных закономерностей актерского творчества, синтезирует в единое целое все методы и техники, открытые позднее. ѕродолжение пути, как пред≠ставл€етс€, Ч не в придумывании новых техник, а в изучении природы актерского творчества и поиске способов приближени€ к природе.

—ам €зык человека Ч его способ мышлени€ Ч определ€ет, какие Ђистиныї могут быть декларированы при помощи этого €зыка. “еори€ относительности не может быть адаптирована дл€ преподавани€ в старшей группе детского сада: утратитс€ суть открытий, превраща€ их в вульгарную простоту или недоказуемую сказку. ѕоэтому, исследу€ природу актерской души, нам приходитс€ Ђпродиратьс€ї к терминам €зыка исследовани€ законов природы, то есть пользоватьс€ знани€ми и открыти€ми психофизиологии творчества, которые нельз€ упростить и адаптировать. Ћибо сценической педагогике нужно Ђподн€тьс€ї до понима≠ни€ сложных терминов Ч пон€тий современной науки, то есть нового мышлени€ (представл€етс€, что именно в этом мы становимс€ преемни≠ками и подлинными наследниками  . —. —таниславского), либо она оста≠нетс€ в прежней Ђсуетеї, примен€€ все те же термины, переставл€€ их местами, и будет спорить о достоинствах и недостатках каждого.

¬ыскажу предположени€, которые пока не стали опорой в традиционных представлени€х об актерском искусстве и актерской психотехнике. ¬озможно, не все соглас€тс€ с ними безусловно, некоторые назо≠вут это Ђнаукообразиемї или Ђтеоретизированиемї, но и они, убеждена, понимают, что пришло врем€ Ђсобирать камниї.

ƒалее, очень кратко и почти без комментариев представлены этапы тренинга в процессе обучени€, такими, какими они про€вились в работе мастерской ¬. ћ. ‘ильштинского —анкт-ѕетербургской государственной академии театрального искусства в последние дес€ть лет, а также представлены дневниковые записи автора с описанием упражнений и размышлени€ми о месте и роли тренинга в обучении актерскому мастерству.

ѕостроение тренинга именно в такой последовательности и применение определЄнных упражнений провер€лось не только практически, но и с позиций психофизиологии. ѕо моему предложению и с моим участием группа ученых из »нститута мозга человека –јЌ под руководством Ќ. ѕ. Ѕехтеревой занималась изучением динамики изменений психофизиологических характеристик студентов в процессе обучени€. ¬ той мере насколько данна€ задача подвластна современной науке, изучались предикторы актерской одаренности, эмоции в сценической ситуации, воображение, провер€лась психофизиологическа€ действенность некоторых упражнений и направлений тренировки. ƒе€тельность такой совместной лаборатории стала возможной с помощью и участием рек≠тора јкадемии театрального искусства Ћ. √. —ундстрема, проректора по научной работе √. ј. Ћапкиной, а также ‘онда Ђ“еатр и культураї.

ѕоэтому в описании некоторых упражнений, особенно нетрадицион≠ных дл€ сценической педагогики, мы будем останавливатьс€ на меха≠низме их действи€, последовательности выполнени€ и результате воздействи€ на психофизику. Ќас интересовало, что мен€етс€ в организме обучающихс€, а что остаетс€ неизменным. “аким образом, мы могли искать или придумывать новые упражнени€, если становилс€ пон€тным характер изменений, которые влечет за собой выполнение предыдущих.

¬озможно, описание механизма воздействи€ конкретных упражнений, подтолкнет других педагогов, наших читателей, к придумыванию

своих приемов, направленных на развитие актерского качества, изучен≠ного нами с точки зрени€ психофизиологии. “акова главна€ цель книги.

ѕоскольку в дальнейшем описании упражнений мы иногда будем ссылатьс€ на результаты наших исследований дл€ подтверждени€ установленной нами действенности упражнений, кратко перечислим измер€емые нами психофизиологические характеристики. Ќас интересует активаци€ и деактиваци€ вегетативных процессов и мозгового обеспечени€ в процессе выполнени€ тех или иных упражнений. ¬ частности, мы хотим установить разницу в изменении психофизиологических характеристик у актеров и не актеров (контрольной группы). –азница позвол€ет вы€вить некие предикторы актерской одаренности и обучаемости человека. ’арактеристика Ђактиваци€ї, безусловно, относитс€ к актерской одаренности. Ёто следует из важнейшего, на наш взгл€д, открыти€, сделанного в процессе исследований. Ёто действительно открытие, потому что, впервые в мире наука и сценическа€ педагогика получили статистически достоверные данные о психофизиологических различи€х актеров и не актеров.

’очетс€ начать именно с этого, потому что открытое нами качество относитс€ не к по€вившимс€ в процессе обучени€, а к имеющимс€ у студентов актеров первого курса, то есть в самом начале обучени€. ћы делали электроэнцефалограмму (ЁЁ√) в процессе выполнени€ творческо≠го задани€, но перед этим записали фоновую ЁЁ√ с закрытыми и откры≠тыми глазами. ѕервое удивление было св€зано именно с разницей в фонах. —читаетс€, что фон ЁЁ√, как отпечатки пальцев, у здорового человека на прот€жении жизни не мен€ютс€. ќказалось, что при открыва≠нии глаз у студентов первого актерского курса происходит активаци€ мозговых процессов, а у студентов не актеров (контрольна€ группа) при открывании глаз ничего не мен€етс€. ¬еро€тность ошибки оказалась равна миллионным дол€м, что позвол€ет считать эти данные статистически достоверными.

 онечно, данный результат не заставит мастеров курса, делающих актерский набор, ориентироватьс€ на результаты психофизиологических исследований, которые могут проводитьс€ в процессе отбора абитуриентов. Ќо представл€етс€, что в случае сомнени€ в абитуриенте такое исследование может оказатьс€ дл€ мастера полезным.

»так, перва€ характеристика Ч фонова€ ЁЁ√ с закрытыми и открытыми глазами. ƒалее мы фиксировали изменени€ ЁЁ√ в процессе выполнени€ различных творческих заданий. Ќапример, в процессе проживани€ в воображении (сид€ в кресле с закрытыми глазами): 1) личного острого эмоционального переживани€, бывшего в прошлом студента, 2) предлагаемых обсто€тельств, выбранных нами, 3) предлагаемых об≠сто€тельств и ситуации из третьго акта пьесы ј. ѕ. „ехова Ђƒ€д€ ¬ан€ї.  роме перечисленных, были даны задани€, св€занные с речевой регул€цией (проговаривание ассоциаций на предложенное слово или слова), сочинение рассказа по предложенным словам и т. д.

ѕомимо ЁЁ√, мы делали измерени€ вегетативных показателей: час≠тоты сердечных сокращений, кров€ного давлени€, электрокожного со≠противлени€ в биологически активных точках на кист€х рук и стопах ног. ѕо последним данным возможно судить об активации или деактивации всех внутренних органов (сердца, легких, желудка и т. д.).

» еще одно исследование, которое имеет непосредственное отноше≠ние к проверке психофизиологической действенности отдельных упражнений и направлений тренировки. ќно только началось и здесь рано говорить о статистической достоверности, так как, но уникально тем, что позвол€ет регистрировать изменени€ в организме в процессе выполнени€ отдельно вз€тых упражнений из различных этапов тренинга. –ечь идет об измерении Ђплощади и окраски свечени€ биологического объек≠та, помещенного в электромагнитное поле высокой частотыї.

 оллектив петербургских ученых под руководством  . √.  ороткова создал прибор Ђ орона “¬ї, позвол€ющий фиксировать и регистрировать изменени€ психофизических состо€ний на основе анализа площади, окраски и дефектов свечени€ вокруг тела человека Ч так называемой Ђаурыї. ѕредшествующие нашему эксперименты показали, что при волевом изменении психофизического состо€ни€ (от депрессии к радости и наоборот) через концентрацию внимани€ на противоположных обсто€тельствах, мен€ютс€ как параметры площади свечени€, так и параметры интенсивности и цвета окраски свечени€ Ђкороныї (Ђаурыї).  омпьютерные методы обработки изображений позволили следить за изменением на количественном уровне, то есть заложить фундамент сертификации изменений состо€ний сознани€. 1

 онечно, пропустить такую возможность регистрации результатов воздействи€ некоторых упражнений актерского тренинга нельз€. ѕоэтому после обращени€ к разработчику прибора Ђ орона “¬ї  . √.  ороткову между театральной академией (—ѕб√ј“») и институтом точной механики и оптики был заключен договор о совместной научной де€тельности и проведено пилотное исследование, результаты которого поставили перед нашей совместной с »нститутом мозга человека –јЌ лабораторией новые задачи.

ћы начали проверку действенности определенных упражнений при помощи регистрации изменени€ вышеназванных параметров. Ќа результатах этих исследований более подробно остановимс€ в последующем изложении. Ќеобходимо с самого начала указать на несколько насильственное выделение предмета Ђјктерский тренингї из всего цикла дисциплин, включенных в Ђћастерство актераї в соответствии с программой обучени€.  роме программных заданий на уроках актерского мастерства и актерского тренинга, в

этот цикл вход€т специальные дисциплины Ђ—ценическа€ речьї, Ђѕластическое воспитаниеї, а также Ђ¬окалї, Ђћузыкальна€ грамота и ансамблевое пениеї, Ђјкробатикаї, Ђ÷ирковое искусствої. ¬се дисциплины цикла объединены общей целью, общей педагогической устремленностью педагогов, составл€ющих педагогическую Ђбригадуї. ѕодчеркнем еще одну важную деталь: в педагогическую Ђбригадуї вход€т и педагоги по истории театра, литературы, изобразительного искусства и т. д.

 аждый предмет, тем не менее, имеет свою стратегию и тактику обучени€, свои этапы, свои упражнени€, свои повороты в обучении. ѕринципиальным €вл€етс€ то, что многие упражнени€ в несколько ином варианте исполнени€, но аналогичные по цели воздействи€ примен€ютс€ во всех указанных дисциплинах. Ќапример, дыхательные упражнени€, направленные на общее психофизическое развитие или на умение управл€ть вниманием, имеютс€ в каждом специальном предмете.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 622 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1351 - | 1295 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.