Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётапы тренинга




–ассмотрим этапы тренировки актера, при условии, что тренинг €вл€етс€ об€зательной составл€ющей дисциплины Ђћастерство актераї на прот€жении всего периода обучени€.

¬ тренинге должна быть сво€ логика Ч от Ђгамм и арпеджиої до более сложных Ђпассажейї. ƒл€ разграничени€ задач тренинга и программы актерского мастерства условимс€ называть педагога по тренингу Ђтренеромї. Ёто снимет путаницу. —портивность термина не должна смущать, ведь спортивный тренер добиваетс€ видимого результата: отжималс€ 10 раз Ч теперь 50, не делал переворота Ч теперь делает. “акой же определенной, на наш взгл€д, должна быть задача актерского тренера.

“ренер занимаетс€ подготовкой организма актера к воспри€тию им основ профессии. ≈сли постигаемой основой профессии в первом семестре €вл€етс€ задача Ђ"я" в предлагаемых обсто€тельствахї, то задачей тренинга должно стать исследование и изучение каждым студентом своего Ђяї, изучение возможностей своих органов чувств, внимани€, воображени€. Ётот этап условно назван нами Ђјктерска€ терапи€ї. ћедицинское слово Ђтерапи€ї позвол€ет нам акцентировать внимание на необходимости Ђизлечени€ї начинающих артистов от барьеров воспри€ти€-реактивности, сформированных предшествующей жизнью. ѕсихологи называют такие барьеры, ограничивающие воспри€тие и останавливающие реакцию, Ђброней характераї; физически она выражена в виде очагов хронических мышечных перенапр€жений в отдельных группах мышц. Ёто не просто зажимы: кроме мышечного напр€жени€, привычно удерживаемого мышцами, аналогичное напр€жение (возбуждение) остаетс€ в определенных зонах коры головного мозга после пережитого стресса. ѕоэтому напр€жени€ в мышцах станов€тс€ хроническими. »збавитьс€ от них только усилием воли или вниманием к зажиму невозможно. Ќужна специальна€ индивидуальна€ работа Ч терапи€. Ёто требует индивидуального времени и внимани€ тренера. ќсвобождение от Ђзажимовї не произойдет само собой: по€витс€, может быть, сценическа€ смелость, но не мышечна€ свобода. Ќельз€ избавитьс€ от хронических мышечных перенапр€жений, обусловленных всем предыдущим развитием личности, только привычкой публичного высказывани€.  оличество этюдов и ежедневность выхода на площадку очень важны, но без специальных, направленных на уничтожение данного очага перенапр€жени€, индивидуальных упражнений, зачастую существенных изменений не происходит.

ћы видим, что студент X выполн€ет все задани€, упорно и с умом учитс€, а к зачету не имеет этюда, который имел бы право быть вынесенным на публичный показ. Ѕездарен? »ли туго скрученной пружине его установок (Ђброне характераї) нужен еще год, и тогда прорвутс€ открытость воспри€ти€ и свобода реакции?

Ќачало наших поисков в области актерского тренинга было положено в 1991 г. ”же тогда тренинг в нашей мастерской стал занимать особое место в воспитании актеров. Ќо приведенный здесь дневник тренера относитс€ уже к набору студентов в мастерскую в 1996 г. »менно в этот период были начаты наши исследовани€. ћы столкнулись с необходимостью пристально рассмотреть развитие каждого студента не только субъективно, но и с помощью измерени€ психофизиологических характеристик, которые мен€ютс€, как вы€снилось, в процессе обучени€ в определенную сторону (сходные изменени€ были обнаружены у большинства успешных по педагогической оценке учеников). Ёта работа позволила выстроить некую модель развити€ в процессе обучени€.

 роме того, набрав в 1996 г. новый курс, мы впервые ввели очень важное задание, которое стало €рким показателем обучаемости. Ёто самоанализ тренинга. —туденческие дневники тренинга Ч уникальное €вление. —туденты подробно записывали все упражнени€ и делали об€зательный анализ ощущений после их выполнени€, отвеча€ на вопрос: Ђ„то € тренирую этим упражнением?ї ѕовторное, спуст€ некоторое врем€, выполнение упражнени€ также анализировалось, и сравнивались ощущени€ и достижени€ в упражнении через три-шесть мес€цев, в течение всего первого курса и далее. ¬едение дневника стало об€зательным на всех этапах тренинга.

ѕомимо интереснейших данных о развитии студентов, мы получили представленные в мечтах  . —. —таниславского своего рода Ђучебники тренинга и муштрыї, составленные индивидуально дл€ каждого. «аписанные упражнени€ оказались

систематизированными: мышечна€ свобода, дыхание, внимание (объем, концентраци€, переключение), энерги€, непрерывность видений, непрерывность внутренней речи, ритм, св€зь тела и воображени€. Ќа тренировку каждого из элементов было предложено множество упражнений.  аждый студент, использу€ записанный анализ ощущений в процессе выполнени€, выбрал дл€ себ€ те упражнени€, которые помогли именно ему.

Ётапность задач тренинга св€зана с логикой обучени€. ¬о втором семестре по€вилс€ элемент Ђобщениеї, Ђвзаимодействиеї. »нтересно, что еще в самом начале семестра студенты сами поставили вопрос о необходимости тренинга на взаимодействие и предложили целый р€д упражнений, но об этом речь ниже.

—ледует отметить, что подходы к элементу Ђобщениеї, как и к другим элементам актерской техники, у тренера и педагога различны. ѕри схожести задач дл€ их решени€ привлекаютс€ все-таки различные средства; тренера в меньшей степени волнует успешность этюда в целом, но дл€ него важна Ђсцепкаї во взаимодействии. ƒл€ обеспечени€ Ђсцепкиї делаютс€ специальные упражнени€. —туденты с удовольствием придумывают их сами. ”пражнение должно повтор€тьс€ столько раз, сколько это необходимо, пока не добьешьс€ видимого результата. Ётюд, как из≠вестно, неповторим (при повторе этюда воображение работает заново, следовательно, этюд становитс€ немного другим при повторе, если остаетс€ живым). Ѕолее того, этюд не об€зателен дл€ тренинга взаимодействи€; всем известны упражнени€, тренирующие чувство партнера, Ч Ђ«еркалої, Ђƒвойникї, ЂЌайти спр€танную вещьї, Ђќбъ€снитьс€ без словї и т. д. «десь будут предложены и другие упражнени€, рожденные в мастерской.

—ледующий этап тренинга € бы определила как Ђтренинг действи€ї. ѕредставл€етс€, что его место Ч в третьем и четвертом семестрах, когда студенты, в соответствии с программными требовани€ми, прикасаютс€ к элементу Ђсквозное действиеї. ¬плетающийс€ в Ђтренинг действи€ї Ђролевой тренингї можно отнести к следующему этапу и, начина€ с п€того семестра, вплотную заниматьс€ им. јнализ содержани€ этапов тренинга требует отдельного разговора. «десь только кратко обозначим, что Ђтренинг действи€ї нацелен на научение организма непрерывности импульсов, позвол€ющих действовать, а Ђролевой тренингї охватывает сферу работы воображени€ в роли. Ќекоторых аспектов этой темы мы коснемс€ более подробно в следующих главах. ќднако даже схематическое обозначение этапов, мне кажетс€, €сно указывает на необходимость внимательного рассмотрени€ вопроса о целесообразности введени€ в учебные планы специальных часов тренинга.

¬ первом семестре он еще проводитс€ систематически в часы актерского мастерства, но позже, с нарастанием количества программных заданий и отрывков, а потом на старших курсах при выпуске спектакл€, ему удел€етс€ все меньше времени. ќтдельна€ строка в расписании не помешала бы ни в выпускной период, ни перед зачетом по актерскому мастерству, когда, как всем нам известно, непрерывность процесса обучени€ становитс€ в какой-то степени спазматической.

ƒобавим, что упражнени€ Ђјктерской терапииї должны вплетатьс€ во все этапы тренинга, как лична€ разминка.

»так, в первой главе представлен первый этап тренинга, названный Ђјктерска€ терапи€ї. ќн св€зан с необходимостью такой тренировки организма студентов-актеров, котора€ формирует в учениках специфическое психофизическое самочувствие, называемое как в психофизиологии, так и некоторыми театральными де€тел€ми (≈. √ротовский) Ђготовностью к творчествуї. Ёто самочувствие определено обретением навыков саморегул€ции как самоуправлени€ психофизиологическими процессами, освобождени€ от психомышечной Ђброниї, навыков управлени€ вниманием; в некоторой степени, обретением навыков овладени€ новыми состо€ни€ми сознани€, отличными от Ђсредненормальногої, по определению Ќ. ј. Ѕерд€ева.

¬о второй главе жанр дневника несколько сковывал общие размышлени€, поэтому говорить о тренировке воображени€ мы будем в более свободной форме: объ€снени€ упражнений будут переплетатьс€ с их описанием.

¬ третьей главе перед нами встала еще более сложна€ задача, так как и упражнени€ второго этапа, и упражнени€ последующих этапов, св€занные с текстом автора, регулирующей ролью слова, еще мало кому известны и, веро€тно, без строгих объ€снений механизма их действи€ могут показатьс€ не бесспорными или мало действенными, а это не так. Ќа сегодн€шний день мы уже можем говорить о статистической достоверности наших психофизиологических исследований, касающихс€ объективного воздействи€ этих упражнений. ќписание всех психофизиологических предпосылок упражнений, св€занных с текстами, усложнило €зык.

Ќо если  . —. —таниславский не Ђпобо€лс€ї прочесть произведение ». ѕ. ѕавлова Ђƒвадцатилетний опыт объективного изучени€ высшей нервной де€тельности (поведени€) животныхї, то почему бы нам, со≠временным педагогам, не попытатьс€ пон€ть смысл (а не термины) не≠скольких цитат из научных текстов, которые имеют непосредственное отношение к нашему делу?

», наконец, в последней главе, котора€, по сути, €вл€етс€ заключе≠нием, мы возвращаемс€ к старым дневникам тренера, предшествующим тем, что представлены в первой главе. Ќа наш взгл€д, именно тогда тре≠нинг зан€л в нашей мастерской особое место, потребовал пристального внимани€, рассмотрени€ и изучени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1030 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

467 - | 386 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.